журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Ростокинский акведук и мировая архитектурная традиция

Н. Лукьянов
сокращённая версия



20 февраля 1805 г. тайный советник И.К.Герард, возглавивший строительство Мытищинского водопровода после смерти автора проекта системы водоснабжения Москвы генерала Ф.В.Бауера, рапортовал императору Александру I о полном окончании работ на объекте. Близ Москвы, вдоль оживленной Ярославской дороги начал функционировать Ростокинский акведук, строительство которого велось с 1780-х годов. 200 лет спустя после реставрации и благоустройства территории акведук выглядит как дар веков современной Москве. Нам же это событие дает повод вспомнить историю величественного сооружения и поговорить об архитектурной традиции, определившей его облик.

В свое время Ростокинский акведук был крупнейшим в России каменным мостом с 21 аркой. Длина монументального строения составляла 356, а высота - до 19 метров. Облик и назначение акведука ассоциировались с наследием античного Рима. К началу XIX века идея возрождения в России лучших традиций великой империи была уже не только сугубо государственной - она укоренилась в общественном сознании, ориентированном прежде всего на «чувствования» частного человека. «Невежды! Жалкие враги просвещения! Вы, почитающие Науки вредными, Искусства бесполезными! Ежели вы еще и ныне бремените землю, ежели вы существуете, взгляните на водовод Мытищинский, и... раскайтесь в заблуждениях своих; превознося времена прошедшие, настоящие почитайте лучшими; называйте временами благоденствия и, несомненно веря, что почтенные наши предки никогда подобными не наслаждались, прославляйте вместе с нами золотые времена сии усердно, искренно, нелицемерно». Слова анонимного автора журнала «Вестник Европы» за ноябрь 1804 года - именно та эмоциональная реакция, которой следовало ожидать при появлении действующего «римского» акведука в центре рафинированной культуры «золотого века» русского дворянства, каким была предпожарная Москва.
Художественная культура Просвещения наделила грандиозные арочные водопроводы античности особым символическим значением.
Акведуки часто изображал на своих полотнах Клод Лоррен, пейзажи которого были признаны «идеальными» и часто служили своеобразным эталоном при преобразовании реальных ландшафтов в пейзажные парки. Гимн построенному римлянами Гардскому акведуку (город Ним на юге Франции) можно прочесть в «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо, кумира сентиментальных читателей московских и петербургских журналов «дней Александровых прекрасного начала». Столетием раньше один из французских художественных путеводителей торжественно провозгласил этот поныне сохранившийся памятник красивейшим наследием античности.
«Нет ничего равного по величию и красоте», - восклицал в 1707 году по поводу древнего акведука в испанском городе Сеговия автор книги, знакомившей тогдашних любознательных туристов с достопримечательностями Пиренейского полуострова. В 1776-м на русском языке издаются путевые записки шотландского путешественника Дж. Белла Антремони, где в разделе, посвященном Константинополю, в центре внимания оказывается акведук, возведенный на полторы тысячи лет ранее по распоряжению императора Валента. В 1683 году директор французской Королевской академии архитектуры Ф.Блондель посвящает древним водопроводам небольшой раздел своей книги «Курс архитектуры», где называет эти сооружения наглядными свидетельствами величия древней империи, повторяя высказывание римского инженера и «инспектора вод» Фронтина (I в. н. э.). Античными водопроводными аркадами не только восхищались - их реставрировали и строили новые, им подобные. Еще в XV веке по указу королевы Изабеллы восстанавливают акведук в Сеговии.
Позднее, при Сиксте V и Павле V, древние гидротехнические сооружения возрождают в Риме. В 1615 году католический орден иоаннитов возводит в духе античной традиции новый мост-водопровод на острове Мальта. Девять лет спустя по заказу Марии Медичи над старым римским акведуком в Аркюэле под Парижем надстраивают новый, функциональный, ярус. Людовик XIV, вознамерясь соорудить памятник своему царствованию, превосходящий наследие римских императоров, отдает распоряжение о возведении грандиозного акведука в Ментеноне под Версалем. К сожалению, строительство, осуществлявшееся по проекту знаменитого военного инженера маршала С. Ле Престра де Вобана, из-за финансовых трудностей осталось незавершенным. Но этот замысел оказал заметное воздействие на развитие строительной традиции XVIII века, уходящей корнями в античную эпоху. Строительство акведуков активно велось и в век Просвещения. Монументальная аркада водопровода в Лиссабоне, возводившаяся с 1729 по 1748 год, стала одной из самых знаменитых построек столетия.


© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.