|
Статьи |
Тони Крэгг: «Тяжесть и нежность» М. Фаткулин, художник, председатель исполкома МКСХ
сокращенная версия
Новое в выставочной деятельности МКСХ
Выставка скульптора Тони Крегга - это линия Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) на восстановление программы организации выставок современных художников мирового уровня, которая в свое время осуществлялась Союзом художников СССР. Вспомним прошедшие в конце 80-х в залах ЦДХ выставки Гюнтера Юккера, Роберта Раушенберга, Жана Тэнгли, Гильберта и Джорджа, Френсиса Бекона и других, вызывавшие огромный интерес, причем не только в среде профессионалов. Теперь, когда позади сложный этап становления и утверждения правового статуса МКСХ как правопреемника СХ СССР, Конфедерация и в организационном, и в материальном плане готова к реализации этой серьезнейшей программы.
Скульптор Тони Крэгг - представитель знаменитой британской «новой волны» 80-х годов ХХ века. Монументальные композиции этого остросовременного художника украшают улицы, площади, общественные, корпоративные и частные здания в Лондоне, Ливерпуле, Базеле, Вене, Нью-Йорке и других городах Европы и Америки. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях. Он лауреат художественной премии Тернера (1988) и скульптурной премии Пипенброка (2002), почетный кавалер искусств и литературы Франции (1992), член академий художеств Англии (1994) и Германии (2001). Перечень титулов и наград Тони Крэгга можно перечислять бесконечно.
Выставка этого замечательного мастера прошла в Москве, в Центральном Доме художника, летом 2005 года. Ее куратором была Екатерина Деготь - известный московский искусствовед, куратор специальных выставочных проектов ЦДХ. Название выставки - «Тяжесть и нежность» - взято из стихотворения Осипа Мандельштама: «Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы...». Знакомство с творческим опытом этого знакового художника, имеющего свою философию, пластический язык и технологические разработки, очень важно для осознания и разрешения проблем существования искусства в XXI веке.
Представительная, музейного уровня, выставка Тони Крэгга состоялась потому, что помимо концептуального желания у МКСХ появились возможности ее финансирования. Конечно, были и спонсоры, и финансовые партнеры. Но вклад Конфедерации очень существен. Прежде всего это организация самой экспозиции в залах ЦДХ. Она включала около 50 больших композиций, высота некоторых достигала трех метров, а общий вес составлял 18 тонн. Произведения в бронзе, стали, дереве, стекле, пластике и других материалах заняли весь третий этаж ЦДХ. Такие масштабные проекты будут осуществляться и впредь. Сегодня рассматриваются возможности организации выставок с участием самых громких имен в современном зарубежном искусстве. Благодаря им Конфедерация оживит свою выставочную деятельность и расширит спектр презентируемых в ЦДХ авторов. Надо отметить, что множество интересных в творческом отношении проектов были реализованы в стенах Дома художников только потому, что Конфедерация создает для них благоприятные условия, в частности предоставляет значительные финансовые льготы организаторам. В их числе, например, «Арт-Москва», выставка «Мезонин», на которой присутствовали принцесса и принц Кентские, и многие другие. Если бы организаторам пришлось оплачивать аренду по принятым в Москве коммерческим ценам, многие проекты просто не состоялись бы. Рассматривая предложения, мы определяем актуальность той или иной выставки и исходя из этого предоставляем преференции. И хотя в материальном плане мы проигрываем, подобное партнерство будем развивать и впредь, рассматривая его как наш реальный вклад в формирование художественной жизни столицы и страны в целом.
В планах Конфедерации - не только сохранить славу ЦДХ как центра художественной жизни столицы, но и преумножить ее. В частности, многое делается для модернизации и совершенствования его инфраструктуры. Так, для удобства посетителей на третий этаж вернули эскалаторы, которые были запроектированы, но не использовались. Для организации экспозиций приобретается современное оборудование, например плазменные экраны и пр. Дом художника должен соответствовать самым высоким требованиям и стандартам, принятым в международной выставочной практике. Тогда он станет привлекательным для самых престижных проектов с участием звезд мировой величины.
-Из автобиографии Тони Крэгга
Я англичанин, родился в 1949 году неподалеку от Ливерпуля. Мой дед был фермером, а отец - электротехником, всю жизнь проектировавшим детали для самолетов. Он принадлежал к поколению людей, веривших, что наука и техника решат все наши проблемы. И я рос с теми же взглядами...
В 11-12 лет в результате разных небольших происшествий моя вера в технику стала давать трещины. Но окончательно я с ней расстался в 18, когда в 1967-м поступил на работу в лабораторию Национальной ассоциации исследований в области резинового производства. Это было неимоверно интересное время - время масштабных политических событий, социального протеста и хорошей рок-музыки.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |