|
Статьи |
Пятнадцать минут - о главном Интервью с А.В. Кузьминым Софья Романова
сокращённая версия
Ровно пятнадцать минут длилась наша беседа с главным архитектором города Москвы Александром Викторовичем Кузьминым. Зная заранее, что на все вопросы отведено не более четверти часа, казалось, что разговор закончится, едва начавшись. Однако выяснилось, что Александр Кузьмин обладает удивительным даром строить не только замечательные здания, но и фразы - образные, емкие, наполненные информацией и аналитическим смыслом.
- Александр Викторович, осенью 1996 года Вы стали главным архитектором столицы. В то время уже существовала концепция комплекса «Москва-Сити». Как прошедшее десятилетие изменило судьбу такого масштабного строительства?
- Во-первых, скажу, что не изменилось, - и для меня это очень важно. Задуманный в девяностые годы проект Бориса Ивановича Тхора, конечно, претерпевает некоторые вариации, но суть осталась неизменной. Так что моя роль в этом проекте - довести до конца дело, начатое Мастером. А изменилось очень многое - мы живем в совсем ином времени. Прежде всего, совершенно другими стали высотные характеристики города. Когда Борис Иванович Тхор начинал этот проект, здания в 30-35 этажей нам, архитекторам, казались высотными. Сегодня подобные сооружения в городе - явление достато чно рядовое. И мы уже совершенно спокойно воспринимаем информацию о том, что башня «Россия» по проекту имеет высоту около 600 метров. То есть изменился масштаб сооружений.
Далее. Поменялись некоторые приоритеты - думаю, в лучшую сторону. Мы строим многофункциональный комплекс с внедрением жилого фонда, увеличиваем число гостиниц, торговых площадей - по отношению к тому, что было ранее. Изначально проект «Москва-Сити» планировался исключительно как деловой центр. Однако мы сразу предполагали, что в этом комплексе люди будут не только работать. Как следствие, поменялось функциональное зонирование. Появились апартаменты - жилье для временного проживания, а ведь совсем недавно в нашем обиходе и понятия такого не существовало. Смешанная функция в зданиях стала отличительной чертой московского Сити. Например, первые этажи мы отдаем городу, выше - офисные помещения, еще выше - апартаменты, а на уровне, скажем, 80-го этажа - гостиница. Повышенная этажность комплекса привела к существенным изменениям в нормах энергетического снабжения и в решении транспортных развязок. Если сравнивать с первоначальными цифрами проектных объемов, за период работы в Сити комплекс вырос почти вдвое. Есть и еще один немаловажный фактор, касающийся функционального развития объекта. Как только о своем переезде в новый Сити объявили мэрия города и московская Дума, комплекс из делового центра моментально превратился в политический и хозяйственный центр столицы. Нельзя не учитывать и тот факт, что такое масштабное строительство, безусловно, повлияло на развитие сопредельных с Сити районов. Как камешек, брошенный в воду, дает некий импульс, и круги расходятся все дальше и становятся все шире, так и строительство Сити повлекло за собой кардинальное изменение прилегающих территорий. Фактически можно считать, что мы уже приступили к их освоению.
- Как раз об этом и хотелось спросить. Что такое «Москва-Сити», теперь знают все. Однако в средствах массовой информации появляются новые названия: «Большой Сити», «Парк Сити», «Сити Плюс». Что это за объекты?
- «Москва-Сити» - это непосредственно сам комплекс Московского международного делового центра, который на данный момент занимает площадь около 50 гектаров. Архитектурный проект «Парк Сити» представляет собой жилищноадминистративный комплекс вдоль набережной Тараса Шевченко, которые примыкают к гостинице «Украина». Прежде на этой территории располагались карандашная фабрика «Сакко и Ванцетти» и Бадаевский пивоваренный завод. Вся территория «Большого Сити», градостроительное решение которой внесено в «Генеральный план Москвы до 2020 года», составит около 1000 гектаров. Замечу, что названия эти пока условны и еще не раз будут меняться. Мэр города уже неоднократно говорил о том, что следует заменить чужеродное название «Сити», и как вариант предлагал назвать весь деловой комплекс «Новый центр». Поэтому официальное название пока еще под вопросом. Кстати, «Сити Плюс» - вариант, придуманный моими студентами, и мне он по душе. Есть в нем какой-то простор, размах, масштабность.
- Вы много выступаете по вопросам многоэтажного строительства. Что ждет Москву, если мы перейдем к высотному модулю? Не исчезнут ли при этом камерность и привычный московский уют?
- Давайте сразу разделим эти понятия и снимем некоторое недопонимание. Когда мы говорим об уюте и камерности, мы имеем в виду определенную территорию - например, старый центр, арбатские переулки. Что же касается периферийных московских районов, то в большинстве своем назвать их камерными я никак не могу. Москва очень разная, и надо понимать это, приступая к строительству или реконструкции. Новостройки столицы вполне могут быть застроены высотными зданиями. Они не нарушат уют, которого там нет, а вот запоминающийся яркий стиль создадут наверняка.
- Среди архитекторов существует мнение, что город подобен человеку, и ему так же отпущен определенный срок жизни. Потом приходит пора уступить место новымстроениям. Вы согласны с этим?
- Безусловно. Только с одним уточнением: если здание не является памятником архитектуры. Когда город не ведет активное строительство, не заменяет вовремя свой жилой фонд, когда старые ветхие здания не освобождают место для новостроек,
- это прямой путь к катастрофе. Кстати, мы сейчас находимся у довольно опасной черты. В Москве, да и по всей стране достаточно много ветхого жилого фонда. В основном это те здания, которые мы называем «сталинскими», определяя эпоху их строительства. Но уже начал ветшать и фонд первых пятиэтажек. Это проблема для всей страны. Конечно, Москва лучше других подготовлена к этому явлению. Мы, если так можно выразиться, «амортизируем» удар. По решению московского правительства полным ходом идет плановый снос ветхих пятиэтажек. Параллельно с этим мы увеличиваем объемы реконструкции жилого фонда. Хотя справедливости ради надо сказать, что темпы и строительства, и реконструкции надо увеличивать в десятки раз.
- Как Вам кажется, будет ли проект «Сити» иметь продолжение в российских регионах?
- О России в целом говорить не берусь. Но Подмосковье уже активно интересуется этим проектом. Многие бизнесмены, инвесторы всерьез рассматривают возможность создания таких деловых центров. Отдельные крупные компании готовы строить даже целые города. Это совершенно нормальный процесс, центр мегаполиса, я уверен, должен рассредоточиться. Но, конечно, не стихийно, а по Генеральному плану, в котором предусмотрены зоны развития деловой активности - и в городе, и на окраинах, и за его пределами. Недаром в Москве уже появился такой термин - «щеки города». Постоянная и прогрессирующая нагрузка центра столицы ни к чему хорошему не приведет. Но у нас есть очень позитивные примеры освоения окраин города. Вот посмотрите: на юго-западе Москвы появился крупный комплекс застройки Газпрома. И сразу преображается все вокруг. Те же «круги по воде», о которых мы говорили. Ведь это не огороженная территория, а грамотно вписанный в уже существующую инфраструктуру район. И жители получили новые магазины, общественные и образовательные учреждения, места отдыха, рестораны, кинотеатры. И оттого, что в округе появился такой стильный ухоженный комплекс, все начинает меняться в лучшую сторону. Образно говоря, неудобно же в грязной обуви прийти на торжество. Вот и тут, глядя на обустроенный район, хочется соответствовать определенному уровню, иначе говоря, хочется «почистить и свою обувь». К счастью, таких примеров все больше и больше. Меняются фасады зданий, активнее ведется благоустройство, люди меняются - вот что отрадно!
- Можно ли сравнить «Москва-Сити» с подобными комплексами в других столицах мира?
- Я бы ограничился сравнением с Европой. Все-таки другие части света, особенно Азия, имеют иную ментальность, иные приоритеты. Пожалуй, ближе всего к нам Докланд, Сити, Дефанс.
Например, с французским центром Дефанс мы даже расположены в очень похожих местах. И кстати, парижский комплекс переживает сейчас некий кризис из-за того, что изначально не был запланирован как многофункциональный. В этом смысле мы в лучшем положении. Многофункциональность «Москва-Сити» - один из основополагающих принципов, которому мы следовали с первых шагов планирования и строительства делового центра. Правда, у нас с французами есть одна общая проблема: транспорт. Если мы сейчас не решим вопросы всех транспортных развязок и дорог в Сити, то рискуем многое потерять. Такое уже было в лондонском комплексе Докланд. Пока там не построили метро, не подвели хорошего качества дороги, этот деловой центр, мягко говоря, не процветал. Представляете, какие это убытки для инвесторов? То есть схема создания подобных комплексов уже была отработана до нас. В чем-то мы повторяли ее, на каких-то этапах шли своим путем. Это нормально. Мир так устроен, что нет необходимости каждый день изобретать что-то новое. Иногда полезно воспользоваться уже существующим опытом.
- Александр Викторович, могли бы Вы очень коротко ответить на вопрос: чем для Вас лично является проект «Москва-Сити»?
- Это чужой ребенок, которого мне дали на воспитание. И чем больше я с ним общаюсь, тем более родным он становится для меня и тем большую ответственность я испытываю за его будущее.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |