|
Статьи |
«Москва-Сити» - продолжение следует... Интервью с Г.Л. Сиротой
сокращённая версия
Точкой отсчета в истории разворачивающегося на наших глазах грандиозного строительства архитектурного комплекса ММДЦ «Москва-Сити» можно считать 90-е годы прошлого века. Именно тогда появились первые предложения и разработки, сделанные специалистами мастерской №6 «Моспроекта-2» им. М.В. Посохина под руководством Бориса Ивановича Тхора. Нет нужды в очередной раз анализировать и обсуждать причины, по которым эта программа перешагнула из одного тысячелетия в другое. Гораздо важнее сегодня выслушать компетентное мнение одного из руководителей проекта, начальника мастерской №6 «Моспроекта-2», архитектора Геннадия Львовича Сироты.
- Геннадий Львович, как начинался проект «МоскваСити»?
- История его возникновения лежит в плоскости нашей векторной политики и абсолютно оправдана экономически и политически. Можно сказать, что строящийся деловой центр аккумулирует в себе все деловые качества современного мегаполиса. В девяностые годы прошлого века, когда в столице началось масштабное строительство, мы столкнулись с весьма печальным для города явлением. Буквально на глазах стали исчезать целые жилые кварталы, особенно в центре. Привлекательные с точки зрения нарождающегося бизнеса дома в центре перестраивались и перепрофилировались под офисные помещения.
В результате после шести-семи часов вечера центр города просто «вымирал». Темные громады домов никоим образом не украшали столицу. И в жизни нашей всегда уютной и шумной Москвы появился весьма опасный синдром «опустевших улиц». Естественная тревога за город побудила нас обратиться к международному опыту. А международный опыт - это, естественно, мировые столицы: Париж, Лондон, Милан, НьюЙорк, Токио - города, где давным-давно существует практика создания деловых центров. Они в некотором роде являются визитной карточкой этих мегаполисов и позволяют бизнесменам вести очень насыщенный и активный образ жизни в максимально комфортных условиях. Все сгруппировано в одном месте, все необходимые для работы и служебных контактов структуры находятся рядом. Более того, помещения изначально спланированы и построены с учетом всех современных технологических достижений. Не надо никаких специально выделенных линий, подводок, сетей, не надо ничего перестраивать. Офис как самостоятельная единица уже готов - приходи и работай. Согласитесь, об этом можно только мечтать.
- Почему так затянулось решение вопроса о строительстве делового центра?
- Самое трудное - найти подходящий участок: это должен быть центр города, иначе идея теряет смысл. Далее, площадь для подобного строительства требуется огромная. Поэтому все началось с поиска участка, и здесь все лавры заслуженно принадлежат первому руководителю проекта «Сити» Борису Ивановичу Тхору. Именно он предложил это место - практически в центре, в четырех километрах от Кремля. Важнейшее значение имел и тот факт, что давным-давно на этом месте были каменоломни, где добывали известняк, из которого поначалу и строился центр Москвы. То есть здесь мы получили великолепные грунтовые условия: на жестких породах можно спокойно строить высотные здания. Только представьте: когда рыли котлован под Центральное ядро (тогда его называли «самая большая яма Европы»), пришлось взрывать известняк, потому что иначе к котловану было не подобраться! И далее - третья составляющая, тоже очень важная: транспорт. В данном месте пересекаются три вида транспорта: водный (Москва-река), железнодорожный (Окружная железная дорога, которую предполагается превратить в линию легкого метро) и автомобильный - близость Третьего транспортного кольца и проектируемое в будущем Четвертое несомненно разгрузят общий автомобильный поток возле делового центра. Назовите это как хотите: провидение, удача, профессиональное предвидение тех, кто начинал проект, - неважно. Но все сошлось именно в этой точке: устойчивая геология, близость к центру, огромная территория и возможность развития транспортных сетей.
- И что было дальше?
- Дальше началась долгая «раскачка», конечно же, в первую очередь из-за вопросов финансирования проекта. Сама концепция была готова к концу девяностых, а затем начались переговоры с инвесторами. Они то верили в новый проект, то уходили из него, то вкладывали деньги, то отзывали свои инвестиции. Поначалу большая часть инвесторов была представлена зарубежными компаниями, которые очень скептически оценивали шансы скорого возврата своих вложений. Но постепенно ситуация изменилась, и перелом произошел в тот момент, когда подавляющая часть инвесторов оказалась российской. И вот тут-то и началось активное освоение территорий.
- Есть ли сейчас «свободные» участки в Сити?
- Нет, и уже давно. В настоящий момент проект «МоскваСити» обрел реальные черты, наработал, если можно так сказать, авторитет, поэтому спрос на него явно превышает предложение. Тут надо сказать и о том, что популярность и притягательность этого места многократно возросла благодаря личному авторитету мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. И он, и его заместитель в Правительстве Москвы Иосиф Николаевич Орджоникидзе всегда верили в этот проект. Поэтому когда о своем желании переехать в Сити заявили и мэрия, и Московская государственная Дума, сам проект обрел явные черты престижности, стабильности и комфорта. Скажу больше, и по сей день инвесторы просят выделить «еще немного, еще чуть-чуть» - а уже нет ни одного свободного сантиметра.
- А какова общая площадь Сити?
- Сегодня наша территория - это 50 гектаров так называемого центра Сити. Это 20 участков, которые уже освоены, активно застраиваются и будут постепенно сдаваться в эксплуатацию. Но это только центр. У нас есть уже и проект «Большого Сити» - это дальнейшее развитие уже существующего «Москва-Сити» и освоение прилегающих площадей. В целом вся территория составит 1000 гектаров.
- Оправданно ли такое масштабное продолжение проекта?
- Вне всяких сомнений! Город растет, развивается, но не это главная причина наших дальнейших планов на этих площадях. В первую очередь мы продолжим вывод промзоны из этого района, так близко расположенного к центру города. А дальше начнем строить вокруг делового центра и жилые массивы. Сейчас Сити - это чисто офисная территория. Правда, в зданиях предусмотрены и апартаменты - но это не жилой фонд. Это удобные квартиры для бизнесменов, приезжающих в Москву работать на длительный период. Гостиничные условия и комфорт в обслуживании сочетаются с достаточной автономностью и уютом обычной квартиры. А расположение апартаментов в самом центре деловой жизни столицы очень удобно для специалистов. Однако, возвращаясь к началу вопроса, могу сказать, что жилые кварталы, которые мы планируем в Большом Сити, только «поддержат» деловой центр. Кстати, мы подумали и о том, чтобы вид из окон бизнес-башен был приятен и радовал глаз. А это значит, что и удаленное пространство должно быть спроектировано и построено на том же высоком уровне, что и «Москва-Сити».
- Сколько архитектурных мастерских было привлечено к работе над проектом?
- Давайте для начала я перечислю представителей стран, причастных к строительству Сити. Это немцы, канадцы, итальянцы, американцы, турки, голландцы, французы, англичане, китайцы. Естественно, подавляющая часть - российские специалисты. Я бы ответил так: почти на всех участках наблюдается, если можно так выразиться, «парное» архитектурное решение.
То есть каждую иностранную фирму должен сопровождать российский партнер. Сопровождение может быть разным. Техническим - когда мы проверяем работу инвестора с точки зрения соответствия российским законам и нормативам. И авторским - когда архитектурная концепция того или иного участка изначально делается совместно. Сразу скажу, что техническое сопровождение - дело архисложное. Строительство Сити - объекта оригинального и нестандартного - требует совершенно новых технологий, зачастую опережающих многие прежде существовавшие архитектурно-строительные нормы. Мы все время создаем и выпускаем целые тома новых документов, которые тут же утверждаем в соответствующих органах, и получаем разрешение на использование новых нормативов. Да и, кстати, с точки зрения нормирования, у нас и не было достаточного количества документов, регламентирующих именно высотное строительство. Так что учимся сами, учатся наши смежники, весь инженерный состав, рабочие.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |