журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | ВКЛАД РУССКИХ ЗОДЧИХ В АРХИТЕКТУРУ ХАРБИНА


Н. Крадин, доктор архитектуры, профессор

Современный Харбин преображается буквально на глазах. Стремительный рост города и изменение его архитектурного облика стали возможны благодаря бурному развитию экономики Китая и в том числе Хейлунцзянской провинции. Меняя свое лицо, Харбин вместе с тем сохраняет традиции русской архитектуры, оказавшей на его развитие большое влияние. 

Своим появлением и бурным развитием Харбин обязан железной дороге, связавшей Россию с Китаем. С самого начала в строительстве города активное участие принимали российские инженеры и архитекторы. 
Строительство Китайской Восточной железной дороги осуществлялось силами российских инженерных кадров. Разработку проектов, а затем и строительство самых разных объектов на станциях дороги выполняли специалисты, получившие образование в лучших учебных заведениях России. После окончания строительства дороги и введения ее в строй (1903) российские инженеры продолжили свою деятельность по обустройству поселений. Основное внимание уделялось главному городу КВЖД - Харбину, расположенному на пересечении железнодорожных и водных путей сообщения. За короткое время, всего за 10 лет своего существования, Харбин превратился в крупный город Маньчжурии; в 1913 году его население составляло более 63 тысяч человек. При строительстве города инженеры и архитекторы внедряли новые, передовые приемы градостроительства, использовали современные решения европейского уровня. 
Предреволюционный период деятельности российских инженеров по строительству магистрали и ее обустройству всей необходимой инфраструктурой, а затем и обслуживанию после ввода в действие продолжался почти 20 лет. Еще около 30 лет длился так называемый эмигрантский период. Эти полвека плодотворной деятельности российских специалистов на северо-востоке Китая до сих пор остаются практически неисследованными. Без сомнения, этот этап представляет собой один из интереснейших пластов в развитии русской архитектурно-строительной культуры первой половины XX столетия.
Архивные исследования деятельности российских инженеров в китайской эмиграции, проводимые автором настоящей статьи в течение последнего десятилетия, позволили выявить более 700 фамилий специалистов, работавших в различных городах Китая в первой половине XX века. Понимая все минусы своей оторванности от России, они стремились компенсировать их за счет координации своей деятельности в новых условиях, в иноязычной стране, обладающей совершенно иными культурой и укладом жизни. Они делали все возможное, чтобы быть в курсе новейших научно-технических достижений, стремились поддерживать творческий тонус и повышать свою квалификацию. Одной из форм сотрудничества являлись профессиональные общественные организации, созданные в Харбине, а затем и в других городах Китая, в частности в Мукдене и Шанхае. Кроме того, российские архитекторы и инженеры принимали участие в разработке проектов по конкурсным программам и заказам, что также помогало им поддерживать «творческую форму».
Особое внимание следует уделить многолетней деятельности в Китае Российского союза инженеров, в некотором смысле явившегося прообразом Союза архитекторов, созданного в 1930-е годы в СССР. Анализ собранных автором материалов позволяет считать датой создания Союза инженеров в Харбине осень 1920 года. Примечательно, что произошло это практически одновременно с основанием Союза русских инженеров во Франции и намного раньше, чем в Чехословакии и Югославии. Важно также отметить, что Союз инженеров в Харбине уже в начальный период насчитывал значительное количество членов.
Главная особенность деятельности Союзов инженеров в Китае по сравнению с творческими организациями российских инженеров и архитекторов в Европе заключалась в исключительной широте и разноплановости. Наряду с архитекторами и гражданскими инженерами в состав Союзов инженеров входили военные инженеры, инженеры путей сообщения, инженеры-технологи, инженеры-механики, горные инженеры, инженеры-строители, инженеры-электрики и другие специалисты, в том числе даже химики, землемеры, ученые-лесоводы и агрономы. Количество членов Союза инженеров в одном только Харбине в 1926 году составляло 393 человека, что в какой-то мере затрудняло его деятельность. Причем, вероятно, опубликованный список был далеко не полным, - согласно справочнику «Весь Харбин» за 1927 год в Союзе инженеров числились уже 583 человека, около 500 из которых являлись архитекторами и инженерами строительно-технических специальностей.
С первых лет своего существования Союз инженеров выдвигал главной своей задачей подготовку кадров. При Союзе были организованы двухгодичные «Маньчжурские технические курсы» по подготовке к сдаче экзаменов на звание техника путей сообщения. Деканом этих курсов был инженер А.А. Щелков, будущий первый директор Харбинского политехнического института, первоначально основанного как политехникум. Значительная часть деятельности российских инженеров, в том числе общественной по линии Общества и Союза инженеров, осуществлялась в стенах первого учебного заведения по подготовке инженерных кадров в Маньчжурии. Здесь они активно занимались не только педагогической, но и научной работой. С первых лет существования института издавался сборник научных трудов, который был доступен всем инженерам Харбина и даже распространялся за его пределами, в том числе и в зарубежных странах.
Творческие, просветительские и культурные общественные организации россиян в Харбине и других городах Китая, в которые они объединялись на профессиональной или иной основе, не только способствовали общению и повышению квалификации, но и служили цели единения, поддержки и развития русской культуры, сохранения национального самосознания. Объединения русских инженеров ставили во главу угла поддержание высокого статуса звания российского инженера. Совместная деятельность помогала их профессиональному росту. Архитекторы и инженеры по мере сил способствовали тому, чтобы в облике Харбина сохранялся русский колорит. Архитектор Н.В. Никифоров, основатель журнала «Архитектура и жизнь» в Харбине, писал в одном из номеров: «Здесь, на Дальнем Востоке, воспроизведение русского архитектурного стиля следует особенно приветствовать, так как оно знакомит Азию с обликом русской культуры».
Русский колорит сохраняется в архитектурном облике Харбина и в наши дни. Примечательно, что Харбинское правительство содействует поддержанию этого колорита, сохраняя наиболее ценное архитектурное наследие, созданное в 1900-1940-е годы. Под охраной государства в городе находятся около 200 памятников архитектуры, большинство из которых построены российскими инженерами и архитекторами. Эти здания реставрируются, поддерживается их внешний вид.
Русскость облику Харбина придают не только православные храмы и здания, построенные в русском стиле. Появившись в Маньчжурии в конце 1890-х годов, модерн быстро распространился в городах российского Дальнего Востока, а также в Забайкалье. В Харбине сохранилось немало зданий, выполненных в стиле модерн. Подобные строения можно встретить в разных районах города, но больше всего их сохранилось в районах Пристань и Новый город. В Харбине, Дальнем, Порт-Артуре и других поселениях-станциях КВЖД в стиле модерн строили с конца 1890-х и до начала 1930-х годов. Столь длительный срок увлечения модерном характерен, пожалуй, только для этого региона. Ни в России, ни тем более в городах Европы в 1920-1930-е годы в модерне уже не проектировали и не строили. Примечательно, что студенты Харбинского политехнического института выполняли свои проекты в этом стиле еще в 1930-е годы. Любопытно, что и в современной застройке Харбина появляются здания, фасады которых декорированы в стиле модерн.
Среди российских специалистов, оказавшихся после гражданской войны в китайской эмиграции, было немало таких, кто был известен в дореволюционной России. Позднее многие из них оказались незаслуженно забыты. Возвращая из небытия их имена, мы восполняем пробелы в истории нашего зодчества и в истории российской и китайской культуры в целом. Среди сотен российских инженеров и архитекторов, живших и работавших в Китае, следует непременно назвать имена нескольких специалистов, внесших большой вклад в строительство Харбина. Можно сказать, что они являлись ключевыми фигурами в формировании архитектурного облика Харбина первой половины XX века. В первую очередь это И.И. Обломиевский и А.К. Левтеев, первые архитекторы Харбина. Именно они начинали его планировку и осуществили строительство многих зданий, некоторые из которых сохранились до настоящего времени. Автору приятно отметить, что после Харбина А.К. Левтеев много лет работал городским архитектором в Хабаровске, где до сих пор существует частный дом, в котором он жил. 
По сути первым городским архитектором Харбина стал И.И. Обломиевский, занимавшийся вначале изыскательскими работами на строительстве дороги, а затем осуществлявший застройку района Новый город, или поселка Сунгари, как его тогда называли. Обломиевский отдал работе в Харбине почти 25 лет жизни, он являлся старейшим служащим КВЖД.
К первостроителям Харбина по праву следует отнести и инженера Ю.П. Жданова, многочисленные постройки которого до сих пор украшают город. В 1903 году, сразу же по окончании Института гражданских инженеров в Петербурге, Жданов был причислен к Министерству иностранных дел и вскоре командирован на КВЖД. С 1903 по 1906 год он находился в штате технического отдела Службы пути, а в течение последующих шести лет непосредственно ведал строительством, занимая должности производителя работ и первого помощника заведующего постройкой и эксплуатацией Харбина. В дальнейшем практически все перемещения Ю.П. Жданова по службе были связаны с его основной специальностью инженера-строителя и архитектора. В этом качестве он проработал в общей сложности более 30 лет, очень много и плодотворно строил. По проектам Жданова в Харбине было построено огромное количество зданий, но известны, к сожалению, далеко не все из них. Харбин стал для Ю.П. Жданова второй родиной, он прожил в городе 37 лет, здесь у него родились две дочери, здесь в 1940 году он был похоронен у стен построенной им Покровской церкви.
В 1904 году городским архитектором Харбина был назначен гражданский инженер В.Д. Смигельский, проработавший в этой должности четыре года. В 1908 году был образован городской совет (Харбинское самоуправление), и Смигельский был включен в состав этого административного органа. В течение многих лет должность городского архитектора занимал инженер И.Ю. Левитин, автор многочисленных построек, в том числе сохранившихся до настоящего времени. В 1922 году городским архитектором Харбина стал известный в Сибири архитектор В.А. Рассушин, в 1886-1894 годах занимавший такую же должность в Иркутске, где сохранились его многочисленные постройки. Деятельность В.А. Рассушина на посту главного архитектора Харбина в течение 12 лет была весьма плодотворной и полезной для города.
Не менее выдающуюся роль в развитии архитектуры Харбина сыграли российские архитекторы-эмигранты, приехавшие сюда в начале 1920-х годов из разных городов Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока. На страницах харбинских газет того времени довольно часто можно было встретить фамилию М.М. Осколкова. Михаил Матвеевич Осколков был в городе человеком известным, в определенной степени даже популярным, поскольку являлся еще и прекрасным театральным артистом. До эмиграции Осколков построил в Благовещенске каменную Троицкую церковь, прототипом которой послужила церковь Богоявления Господня в Санкт-Петербурге архитектора В.А. Косякова, а в Харбине - часовню-памятник у Дома милосердия и Софийскую церковь, как две капли воды похожую на благовещенскую Троицкую церковь. М.М. Осколков считался специалистом по строительству храмов, и его часто приглашали в качестве консультанта. Например, он летал на аэроплане из Харбина в Сахалян, откуда к нему обратились за советом, «как к опытному архитектору, которому в числе других зданий приходилось строить и церкви». В Харбине Осколков активно работал в Обществе российских инженеров, а в 1940-е годы даже возглавлял правление Общества. Более 15 лет (1921-1937) он служил городским инженером в муниципалитете Харбина. Интересно, что такую же должность М.М. Осколков до эмиграции занимал в Хабаровске. Кроме того, он состоял епархиальным архитектором. В Харбине Осколкова хорошо знали как архитектора-практика, построившего сотни частных домов во всех частях города. Это был, как отмечала одна из харбинских газет, «пионер русской культуры на востоке Азии».
Второй родиной стал Харбин и для архитектора Петра Сергеевича Свиридова. В течение нескольких лет (1920-1924) он работал агентом Харбинского городского участка службы пути на КВЖД, а затем (1925-1935) архитектором технического отдела в том же ведомстве и архитектором службы пути КВЖД. Занимаясь проектированием и строительством самых различных объектов для КВЖД, П.С. Свиридов с 1925 года начал преподавать в Политехническом институте и заниматься научной деятельностью. Он опубликовал целый ряд статей и докладов в разных журналах и сборниках, в том числе на японском языке. В течение более 20 лет П.С. Свиридов читал в Политехническом институте лекции по архитектурным дисциплинам и руководил дипломным проектированием, а в 1946 году стал деканом инженерно-строительного факультета, который возглавлял на протяжении пяти лет. Еще и сейчас в Китае есть архитекторы, которые учились у профессора П.С. Свиридова. Например, в 1998 году профессор Чан Хуайшен рассказывал автору настоящей статьи о своей учебе у Свиридова в начале 1950-х годов. С именем Свиридова связано расширение Политехнического института и строительство новых корпусов, осуществлявшееся при его самом непосредственном участии (как автора и проектировщика) вплоть до середины 1950-х годов. Учитывая опыт П.С. Свиридова, Министерство промышленности Китая назначило его главным инженером по капитальному строительству и расширению ХПИ. Брался архитектор и за частные заказы: только в Харбине до 1935 года он выполнил более 50 проектов городских домов.
В течение многих лет в Харбинском политехническом институте преподавал и заведовал кафедрой архитектуры профессор П.Ф. Федоровский - один из ярких представителей российской художественной интеллигенции, архитектор и художник. Имя его было хорошо известно в Томске, Тамбове, Нижнем Новгороде, Елизаветграде и других городах дореволюционной России. Большой известностью пользовался П.Ф. Федоровский и в Харбине, где он прожил с 1925 года до конца своей жизни. В харбинской периодической печати 1920-1940-х годов довольно часто можно было встретить его фамилию: то в связи с успехами учеников, то в связи с выставками, а также как активного общественного деятеля. Когда в октябре 1944 года в возрасте 80 лет Петр Федорович скончался, почти все городские газеты поместили статьи о его жизненном пути. Вот что писала одна из них: «Его зданиями строгого классического стиля были украшены Нижний Новгород (редкостно красивое здание Государственного банка), Елисаветград, Тамбов, Томск, а затем Владивосток, где он был одним из основателей политехнического института. В Харбине профессор П.Ф. Федоровский стяжал большую известность и популярность среди студенчества как профессор местных высших учебных заведений. Имели большой и неизменный успех картины покойного на местных выставках художников. Обладая живым и общительным характером, чрезвычайно добрый и сердечный, профессор П.Ф. Федоровский находил время для активного участия в общественной работе. Весть о кончине уважаемого архитектора-художника и прекрасного человека была встречена с большим огорчением всеми знавшими его».
Еще в начале 1920-х годов, сразу после преобразования политехникума в институт, в ХПИ для руководства курсовым и дипломным архитектурным проектированием были приглашены инженер-архитектор С.Н. Дружинин, который вел занятия по рисунку еще в политехникуме, и архитектор-художник А.А. Бернардацци, сын известного в дореволюционной России архитектора А.О. Бернардацци, много и успешно строившего в Одессе и Кишиневе. (К сожалению, А.А. Бернардацци проработал в институте всего два года, в 1925 году он скоропостижно скончался.) 
Большой популярностью и авторитетом среди студентов ХПИ пользовались не только архитекторы, но и инженеры, профессора по чисто техническим дисциплинам. Среди них были известный еще в дореволюционном Петербурге как крупный специалист по железобетонным конструкциям инженер В.А. Барри (автор существующего до сих пор виадука в Харбине), военный инженер Д.А. Борейко, инженер-архитектор Ф.Ф. Ильин - настоящий универсал, читавший лекции по таким предметам, как строительное искусство, архитектурные формы, архитектура, отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация. Профессор С.А. Савин, одинаково свободно писавший научные труды на русском, английском и французском языках, читал лекции по статике сооружений. В целом подготовка студентов в Харбинском политехническом институте осуществлялась на столь высоком уровне, что дипломы ХПИ признавались во всех странах мира.
Российские специалисты, основавшие Харбинский политехнический институт, стремились к тому, чтобы в эмиграции их соотечественники имели возможность получить полноценное высшее образование. Создавая институт в форме «совершенно новой и своеобразной высшей технической школы, его основатели стремились подготовить инженеров всесторонне развитых, обладающих глубокими знаниями в области технических наук,- писал позднее один из первых выпускников института инженер Н.П. Калугин, - они создавали внутри института атмосферу русской жизни и деятельности, понимая всю важность поддержания высокого уровня русской культуры здесь, на чужбине».
… 
Начало нового тысячелетия ознаменовано небывалым всплеском интереса китайских архитекторов и исследователей к наследию российских зодчих, созданному в первой половине XX века. Русская архитектура, и в значительной степени русский стиль и его мотивы не только находят отражение в творчестве современных китайских архитекторов, но и служат своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.