журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




 

Статьи | Хранители памяти

Сослан Цаллагов, профессор кафедры архитектуры Северо-Кавказского государственного технологического университета
Александр Цаллагов, аспирант Московского архитектурного института 

полная версия

Парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова
Первоначально во Владикавказе самой престижной считалась улица Дворянская (впоследствии Лорис-Меликова, ныне Ленина), здесь предпочитали селиться самые состоятельные чиновники, отставные военные и предприниматели. Однако впоследствии на первый план выдвинулся Александровский проспект (ныне проспект Мира). Протяженностью всего в «1157 шагов», он являлся выразителем самых разительных перемен в жизни города. И поныне он остается любимой улицей горожан и гостей столицы Северной Осетии, лучше других сохранившей свой первоначальный облик. Таким, каким мы его видим сейчас, Александровский проспект предстал перед владикавказцами на стыке XIX-XX веков.
Первыми украшениями проспекта явились разбитые в начале 40-х годов XIX века комендантом крепости генерал-майором П.П. Нестеровым верхняя часть парка «Монплезир» и бульвар, до 1888 года носивший в его честь название Нестеровского.
Окончательный вид парк, старейший на Юге России, приобрел в 1870-х годах. История его развития такова. Еще в 30-х годах XIX века, когда на месте города стояла Владикавказская крепость, в непосредственной близости от здания комендатуры был разбит обширный сад, который стали именовать Комендантским садом. Этот сад занимал площадь верхней террасы совре-менного парка имени Коста Хетагурова.
Создание нижней части парка площадью около 13 га связано с именем есаула М.Р. Ерофеева, который в 1897 году не только насадил здесь деревья и кустарники, но и соорудил фонтан, лодочный вокзал, веранду для ор¬кестра, каток и горки для катания.
Кроме того, Ерофеев преобразил верхнюю часть парка, сформировав из разросшихся деревьев великолепные тенистые аллеи, одну из которых он назвал «Аллея любви», а другую - «Стрелки». Труды Ерофеева владикавказцы ценили очень высоко. По преданию, есаул был похоронен в гроте посреди пруда, который, может быть, именно поэтому значится на почтовых открытках того времени как Ерофеевский.
В середине 90-х годов XIX века, будучи уже полковником, М.Р. Ерофеев передал парк в дар городу.
В том месте, где сейчас разбит цветник и расположены зрительские места перед эстрадой, был устроен велодром, который все называли треком; затем так стали называть и весь парк. 1 апреля 1893 года состоялось официальное открытие «Общества любителей велосипедного спорта» (с 1911 года - «Спортивное общество «Трек»); с тех пор в парке регулярно проходили велосипедные гонки. В начале XX века здесь устраивались карнавалы и праздники с пиротехническими эффектами. Верхняя часть парка называлась тогда Городским садом. 
В начале XX века формирование парка было полностью завершено. На его территории имелись два больших и несколько маленьких прудов с большим количеством водоплавающей птицы. Пруды были проточными, в них водилась рыба, а также были специально разведены раки.
Там, где сейчас находится выставочный центр «Иртэкс», в конце XIX - начале XX века размещалось здание летнего театра - очень живо¬писное, в духе мавританской архитектуры. Аллеи были посыпаны морским песком. Сочетание благоустроенного парка с тихими прудами, со¬седство с быстрым Тереком и богатейший вид на снежные горы производили незабываемое впечат¬ление на путешественников, и нет ничего удивительного в том, что слава о владикавказском «Треке» гремела на всю Россию.
С 1920-х годов парк именовали Проле¬тарским, а в 1939 году в ознаменование 80-летия со дня рождения Коста Хетагурова парку, где в свое время состоялась выставка его живописных произведений и где он провел немало часов, было присвоено имя основоположника осетинской литературы.
Уже давно нет ни великолепного велосипедного трека, ни Горских ворот, ни Бай-горы, где так любили отдыхать горожане. Сегодня замеча¬тельный памятник ландшафтной архитектуры нуждается в реставрации. Кроме того, площадь парка уже недостаточна для такого крупного города. Рекреационная нагрузка на территорию парка возросла в десятки раз, превысив допус¬тимые нормы. Страдают зеленые насаждения, ландшафт. Изменился (и не в лучшую сторону) облик архитектурных сооружений парка, малых архитектурных форм. Смешаны различные функции паркового хозяйства. Сегодня мы оказались перед дилеммой: оставаться ли парку местом спокойного отдыха горожан, средой, максимально приближенной к природе, или он должен стать центром активного проведения досуга с привлечением всевозможных средств: спортивных сооружений, аттракционов, центров общения по интересам и т.п.
Если будет выбран второй вариант, то, естественно, исторический памятник преобразится (да уже и сейчас преображается) в нечто, весьма отдаленно напоминающее тот парк, который когда-то считался красивейшим в России. 
Сейчас Парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова является памятником ландшаф¬тного искусства и зафиксирован в своде памятников ЮНЕСКО. Что же позволило возвести парк в ранг памятника? С большим художественным вкусом произведена разбивка озера с островами. Великолепно решен выбор видовых точек. Удачно выполнена посадка зеленых насаждений, благодаря чему мы сегодня имеем вековые тенистые аллеи.
По плану генеральной застройки Владикавказа городское парковое хозяйство должно получить в свое распоряжение территории на левом и правом берегах Терека, что позволило бы резко уменьшить рекреационную нагрузку на парк имени К. Хетагурова. Это создало бы возможности для сохранения и поэтапной реставрации прежнего облика парка.

Особняк Оганова

Особняк построен в 1903 году владикавказским архитектором И.В. Рябикиным для купца Оганова в центре исторической части города: его главный фасад сориентирован на проспект Мира (бывш. Александровский). В плане здание представляет собой прямоугольник со сторонами 30 х 15 м с пристройкой у восточного дворового фасада. Особняк двухэтажный, высота потолков 4,5 и 4,7 м. Первоначально на первом этаже, предназначенном для торговли, располагались два основных зала с примыкающими к ним подсобными помещениями небольшой площади. Несущие стены кирпичные, перегородки деревянные. Перекрытие первого этажа осуществлено по швеллерам, опирающимся на металлические колонны, второго - по деревянным балкам. Полы паркетные, набранные из штучных геометрических элементов. Кровля скатная, покрытие - металлические листы по деревянной обрешетке. В облике фасада заметны черты модерна, как бы затененного влиянием эклектики. Этот архитектурный прием получил свое воплощение и в мотивах лепного декора над большими витринными окнами первого этажа.
За многолетнюю историю своего существования здание неоднократно претерпевало незначительные ремонтные работы, а его помещения приспосабливались под различное назначение. Немало подробностей прежней планировки и декоративного убранства удалось выяснить путем опроса тех, кто бывал здесь несколько десятилетий назад. Дополняют эти сведения данные натурных исследований, подтверждающие, что первоначальный облик здания в основном сохранился. Письменные источники, свидетельствующие об архитектурно-строительной истории особняка Оганова, и проектные чертежи утеряны. Тем не менее выявленные материалы все же дают возможность составить довольно полное представление об этом интересном памятнике архитектуры.
Проект этого дома был разработан талантливым владикавказским архитектором Иваном Васильевичем Рябикиным по заказу богатейшего городского купца Оганова. Постройка предназначалась для сына Оганова, возвращавшегося из Парижа с женой-француженкой. Первоначально дом был разделен на две части: первый этаж занимали торговые помещения, а второй предназначался под жилье. Но, не прожив здесь и месяца, Оганов-младший с супругой вернулись в Париж. Впоследствии на первом этаже располагалась лавка, за исключением крайнего правого пролета, где сначала находилась студия фотографа С.Н. Алонкина, а затем фотопавильон Сайдуллы Джанаева-Хетагурова. Именно в этой фотомастерской были созданы замечательные снимки города и его окрестностей. 
И.В. Рябикин прекрасно владел мастерством художественной композиции. Помимо собственно проекта особняка по его эскизам выполнены скульптурные изображения нимф, установленные на уровне подоконников второго этажа. Над двенадцатью окнами второго этажа, переплетам которых приданы пластичные очертания, гармонично вписаны лепные вставки, символизирующие знаки зодиака. Над главным входом привлекает внимание лепная композиция, олицетворяющая образ солнца. Роскошно декорированные вход и парадная лестница подчеркивают престижность дома. Интересно решен зимний сад с цветными витражами и небольшим фонтаном. Оформление интерьеров свидетельствует о высоком художественном вкусе и богатой фантазии И.В. Рябикина. Непосредственным исполнителем росписей интерьеров был известный местный художник Генрих Клузачек.
В композициях фасада и интерьеров особняка Оганова воплотились различные архитектурные тенденции: здесь можно обнаружить элементы, характерные для традиционной восточной архитектуры, барочные и классические мотивы, декоративные детали, свойственные модерну. Общий стиль архитектуры здания можно определить как эклектичный. Что касается отделки, планировочной схемы жилой части особняка, то они тяготеют к стилю модерн. 
Планировка второго этажа отличается рациональностью и полностью отвечает представлениям того времени о комфортабельном жилье. В помещения второго этажа ведет кованая массивная дверь с накладными декоративными металлическими элементами и бронзовой литой ручкой. Квартира состоит из двух основных планировочных компонентов: парадного и повседневно-бытового; удобно связанные друг с другом, они вместе с тем достаточно обособленны. Парадные помещения запроектированы анфиладой; двухстворчатые двери расположены по центральной оси. 
Основным достоинством интерьеров является их исключительное разнообразие при единстве художественного замысла, общем художественном принципе. При первом знакомстве с интерьерами создается впечатление, что сочетание стилизованных восточных мотивов орнамента с декоративными принципами модерна и других стилей эклектично. И лишь вглядываясь более пристально в общий облик помещений, замечаешь, что в основе декоративного решения лежит метод стилизации, позволяющий объединить все элементы в единый архитектурно-художественный ансамбль. Именно стилизаторство позволяет модерну обращаться к различным источникам: средневековому зодчеству, рококо, народному искусству, к природе и новым конструктивным системам, не утрачивая стилевого единства. Орнаментальные росписи, различные архитектурные детали слагаются в нарядный, красочный ансамбль, свидетельствующий о незаурядном мастерстве архитектора и высоком уровне исполнения художественно-декоративных работ.
Важным элементом архитектурного убранства дома являются лепные карнизы, спроектированные в различных сочетаниях, размерах и соотношениях. Еще большим разнообразием отличается отделка потолков: каждый из расписных плафонов представляет свою, отличную от других, композицию. Потолки парадных залов украшают большие сюжетные плафоны.
По свидетельству театрального критика Т. Газданова, в стенах особняка Оганова читал свои стихи родоначальник русского футуризма Велимир Хлебников. Микалоюс Чюрлёнис, великий литовский композитор, художник, поэт, создал здесь циклы картин «Соната солнца» и «Соната весны» (1907); вдохновленный красотой Дарьяльского ущелья, писал этюды, эскизы, делал зарисовки. Здесь же появились на свет некоторые сцены пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных», первая часть которой прозвучала из уст самого автора в стенах особняка.
* * *
В разные годы после революции в особняке Оганова располагались разные ведомства, но по старой памяти сюда продолжала приходить интеллигенция. Великолепие, красота здания, его архитектурные и художественные достоинства всегда привлекали к нему внимание, вызывали всеобщее восхищение. С 1939 года в здании находится Республиканский художественный музей имени М.С. Туганова.
Проект реставрации особняка Оганова был отмечен на Международном фестивале «Зодчество-2003». А кинотрилогия «Архитектурная летопись Осетии», посвященная уникальным памятникам архитектуры Осетии, в том числе особняку Оганова, была удостоена Золотого диплома фестиваля «Зодчество-2007».







 


















© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.