|
Статьи |
Горный ландшафт и архитектурная форма сокр.
версия
О.Максимов, доктор архитектуры
Мы, архитекторы, потеряли связь с природой, утратили интуитивное чувство материала и не восстановили его с помощью науки - и оказались между двух стульев. Связь с природой нужно установить снова, только не по принципу «назад к природе», не «назад к народной архитектуре», отказавшись от всех достижений человечества, а по принципу «вперед к природе» при помощи этих достижений. А.К.Буров
Жизнь в урбанизированном мире с все разрастающимися городами и уплотняющейся застройкой, усиливающимся давлением искусственной среды на человека и природу превращается в борьбу за выживание. Взаимосвязь между природными формами и поведением человека обязывает задуматься, по выражению Д.Лихачева, об экологии культуры. Культурное наследие прошлого нуждается в защите от массированного давления нового, а само новое - от бездумной механистичности, подавляющей человека и его природное окружение.
Проблема сохранения традиций вновь приобретает важнейшее значение. Она проявляется не просто в использовании отдельных традиционных мотивов, а в самой философии архитектурной формы и архитектурного образа. Речь идет не об отдельном сооружении, а о создании целых архитектурных комплексов, ансамблей, архитектурной среды, несущих в себе должный объем знаний человечества, а также черты единства искусства и техники. Такое единство характерно для национальных, народных архитектур - русской, грузинской, финской, японской и пр., - созданных на уровне практических навыков, определенных идейных, культурных и эстетических представлений. Народную мудрость, органически воплощенную в народной архитектуре, необходимо поднять до уровня современных знаний, воплощая, скорее, «трудное единство обобщения, чем легкое единство исключения» (Р.Вентури).
Народная архитектура в горном ландшафте
Широкий интерес к народной архитектуре никогда не ослабевал. Архитекторы всех времен стремились изучать законы создания форм народной архитектуры, которые, в основном, остаются неизменными вне зависимости от социальных и экономических перемен в обществе. Естественная среда, рельеф местности, почва, вода, климат всегда были важными факторами, влияющими на архитектурно-пространственное решение. Несмотря на ограниченность средств (а может быть, благодаря этому), традиционная горная архитектура гармонично сочетается с пейзажем и в то же время выдержана в масштабе человека. Такие самобытные качества народного зодчества, как простота, строгость, лаконизм художественных трактовок, делают его чем-то созвучным современной архитектуре, отвечают нынешним эстетическим представлениям, не приемлющим претенциозность, напыщенность, манерность. Формы народного жилища в горах Кавказа, Балканского, Альпийского, Пиренейского регионов, Средиземноморского бассейна - следствие сознательного отбора лучших решений, оправдавших себя в процессе жизни тысяч поколений людей. «...Они обучались строить не по атласам, они учились у жизни и у того материала, из которого строили, и создавали свои жилища так же, как зодчий церкви Покрова на Нерли» (А.Буров).
Конечно, не все формы народного жилища сегодня жизнеспособны. Тем не менее многие его черты не потеряли практической ценности. В их числе - умелое использование рельефа, развитие планировочной схемы с учетом характера местности, правильная ориентация, обеспечение необходимой инсоляции и сквозного проветривания, применение модульной системы, простота и выразительность фасадов, достигаемая за счет пропорциональности и масштабности всех элементов при использовании минимальных архитектурных средств.
Интересно выявить отличительные черты, например, аварских и сванских поселений, которые, в основном, заключаются в типе жилья. В Дагестане просто не могло существовать отдельного, изолированного жилища. Здесь применяется ступенчатая система застройки с опорой верхнего ряда на нижний, с использованием нижнего ряда как террасы для верхнего и устройством крытых затененных переходов.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |