журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Путь мастера Р. С. Исраелян, 1908-1973

сокр. версия

Его никто и никогда не называл по имени и отчеству, все его знали как Рафо. И это было не фамильярностью и панибратством, а данью уважения человеческим качествам народного архитектора СССР Рафаела Сергеевича Исраеляна, одного из самых популярных и любимых граждан Армянской Советской Социалисти ческой Республики.
Рафаел Исраелян родился 17 сентября 1908 г. в Тбилиси в семье учителей. После окончания школы и техникума поступил в Тбилисскую академию художеств, откуда с третьего курса перевелся в Ленинград, в Институт гражданских инженеров, а затем на архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, который окончил в 1934 г. с отличием. В 1936 г. Исраелян переезжает на постоянную работу в Ереван, с которым в дальнейшем связана вся его творческая жизнь. Нет в биографии мастера никаких крутых поворотов и неожиданных изменений, нет остросюжетных конфликтов, которые можно было бы обыграть, вся она - в двух словах: жил и творил. Однако его творчество было исключительно насыщенным. Он проектировал и строил самые разные сооружения - жилые дома, клубы, промышленные и сельские здания и сооружения, парки и монументы.
Одновременно с этим он занимался прикладными видами искусства: обложки книг, керамика, ювелирные изделия, значки, памятные знаки, экслибрисы и многое другое. И во все он вносил высокий вкус и взыскательность. Анализ его работ можно начать с маленьких по объемам, но важных для характеристики творчества зодчего родников-памятников как примеров органичного сочетания традиций и новаторства.
Традиция возведения над выходами родников-памятников погибшим воинам родилась как народная инициатива в Великую Отечественную войну, сначала в селах, а впоследствии и в городах республики. Еще в далеком VIII веке до нашей эры предки армян - урарты - почитали воду священной и ставили у источников каменные стелы в виде охранителей воды - вишапов. Позднее, в XI-XVII вв., эта традиция перешла в сооружение так называемых хачкаров (каменных крестов), которые украшались филигранной резьбой.
Эта плодотворная традиция возродилась в советское время в новом идейном и художественном качестве. Есть глубокий смысл в том, что животворящая роль воды как источника всего сущего соединилась с вечной памятью народа о своих сыновьях. Рафаел Исраелян соорудил множество родников-памятников в различных селениях республики. Зодчий определял масштаб и композицию сооружений в каждом конкретном случае. Иногда это стелы, увенчанные фронтонами, как родники в Норке, Арташате, Бюракане. В других местах это сложные объемы, в композицию которых входят водосливы разной формы, скамьи для отдыха, питьевые фонтанчики. Порезки и рельефы, тематически связанные с природой Армении, придают этим памятникам национальный характер, пластичность и скульптурную выразительность. Таковы родники в Эчмиадзине, Камо и Нор-Аджне. А когда памятники ставятся в гористой местности, то они как бы вырастают из скал, являясь их органичным продолжением, как родник в Талине. Все эти памятники несут определенное идейное содержание, а в некоторых из них выражены сложные темати ческие композиции, как, например, в Нор-Аджне, где показано единение народа, вставшего в 1920 г. на борьбу с турецкими поработителями в Киликийской Армении.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.