журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Мост Тысячелетия в Гейтсхеде неформальный подход к проблеме связи городов и эпох

сокр. версия

А. Копий

Мосты-акведуки, автомобильные, железнодорожные, прогулочные, метромосты... Как много придумано человечеством сооружений, отвечающих нуждам и представлениям людей разных эпох. И сегодня мостостроение отвечает самым взыскательным запросам нашего времени. Одним из интереснейших, неординарных объектов последних лет стал Мост Тысячелетия в Гейтсхеде (Англия).


За последние пять лет в Великобритании появилось много новых высокотехнологичных большепролетных объектов, имена которых связаны с Миллениумом. Например, Купол Тысячелетия в Лондоне, ставший символом современной британской столицы, или одноименный мост в столице Соединенного королевства. Но мост
над рекой Тайн (авторы проекта — Wilkinson Eyre Architects совместно с инженерами Gifford & Partners, заказчик - Городской совет и Администрация Гейтсхеда, 2002) называется так совершенно оправданно.
Его общая длина - 126 м, пролет - 105 м, общий вес - 800 т. В конструкции моста использованы самые современные материалы и технологии, а форма неординарна и нехарактерна для сооружений прошлого. Упрощенно его можно описать так: две дугообразные плоскости, одна из которых расположена почти горизонтально, другая - под прямым углом к ней. Плоскости соединены между собой стальными тросами. Всё вместе составляет полуоткрытое пространство с контрастирующими массами тросов и дугплоскостей.
В результате город получил совершенно новый объем, ставший заметным акцентом в городской застройке. В силу своей новизны и современного решения мост визуально воспринимается как легкая, воздушная и пластичная конструкция. Мост выполнен из стальных конструкций. Основными элементами являются стальная арка и тросы. По структурной классификации это мост с подъемным крылом, по назначению - велосипедно- пешеходный. Иными словами, он относится к прогулочному типу мостов. Надо сказать, что город нуждался именно в таком сооружении, поскольку транспортными мостами он вполне обеспечен.
Основными частями моста являются пешеходная и велосипедная. Это параллельные составляющие дуги длиной 130 м, сужающейся в плане к центру. Ширина тротуара изменяется от 3 до 5 м, ширина велосипедной дорожки составляет 2,5 м. Главная арка параболической формы сужается и в плане, и в разрезе (по высоте). Небольшие речные суда свободно проходят под мостом. Для пропуска больших судов держащиеся на тросах двойные структуры осевых арок поворачиваются на 40 градусов. При полностью открытой позиции подвесные тросы ложатся горизонтально, удерживая вместе обе арки. Огромные 14-тонные литые конструкции на каждом берегу поддерживают опоры, противодействующие внешним и радиальным нагрузкам. В общей сложности 374 элемента сформировали структуру, которая со всех точек воспринимается как трехмерная. Это главная особенность дизайна сооружения и характерная черта многих современных конструкций, создаваемых на основе новейших разработок конструкторов, использующих специальные проектировочные программы. В расчетах Моста Тысячелетия с помощью программы LUSAS выполнен линейный статический анализ, организовано строительство, использующее нелинейный анализ упругих материалов. Силуэт Моста Тысячелетия, основу которого составляет стальная парабола, очень выразителен благодаря разному восприятию с разных точек, а также нетрадиционным формам. В конструкции моста довольно необычно то, что пешеходная часть имеет форму дуги. Таким образом, создается внутреннее пространство с визуальным выделением геометрического центра сооружения. Этому способствует и расположение тросов под углом по отношению к условной плоскости, проходящей по оси соединения береговых точек моста. Интересно, что подобные «нетрадиционные» конструкции обычно располагают среди ровной и маловыразительной застройки. В исторических городах с большими промышленными территориями, где общий силуэт архитектуры имеет лишь несколько композиционных доминант по обе стороны реки, мосты поддерживали эти акценты. Нередко несколько мостов ограничивали территорию, которая становилась частью центра. Как бы расчленяя речное и береговое пространство, они служат фоном один для другого.
Поскольку мост воспринимается в контексте существующей застройки и является частью продолжительного ряда подобных сооружений через реку Тайн, он естественно вписывается в силуэт ближайшего Тайнского моста, форма которого представляет собой дугу окружности. Вместе эти два контура образуют единую, более сложную систему. По крайней мере, такой вид открывается, если смотреть на ряд мостов непосредственно со стороны реки.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.