журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Путешествие из Петербурга в Москву с градостроительными комментариями

сокр. версия

Г.Шилов, кандидат архитектуры

Итак, мы продолжаем путешествие из одной российской столицы в другую. Наша следующая остановка на пути к Москве - древний русский город Торжок.

Торжок
К концу XVI - началу XVII в. уже сложилась та планировочная и пространственная структура Торжка, которая стала его основой в XVIII-XIX вв. Именно в это сравнительно непродолжительное время был завершен тот архитектурно-градостроительный комплекс, который, в основном, сохранился до наших дней. Особенно существенной для композиции Торжка является его центральное ядро.
Своеобразное композиционное соперничество между центральным городским ядром с кремлем и городскими соборами, с одной стороны, и комплексами Борисоглебского и Воскресенского монастырей, с другой, в конце концов завершилось победой центра. Этому способствовало развитие сильной композиционной оси, на которой складывалась система площадей, перекинувшаяся с правого берега Тверцы на левый. Глубинная многоплановая композиция создавалась и по поперечной к реке оси.
Тверца была не только объединяющей город транспортной артерией, но и главной композиционной осью центра. Даже после спрямления улиц и границ площадей они отчасти сохранили многообразие ограничивающих контуров с преобладанием косых и ломаных линий. По отношению к реке и ведущим архитектурным комплексам их оси направлены под различными углами, пространство открыто и динамично.
На стороны кремля, расположенные у реки, ориентировались многие улицы города. Замена его церквей на более крупные и монументальные Спасо-Преображенский и Входоиерусалимский соборы была продиктована необходимостью укрепления композиционной системы центра. Характерна в этом отношении главная торговая площадь. Закругленной форме кремлевских валов следует в плане застройка линии торговых зданий; квадратная площадь у реки не имеет жесткого контура; треугольная форма Гостиного двора подчеркивает динамичность пространства, свободно перетекающего в пространство реки, с одной стороны и веер улиц - с другой. Улицы, стягивающиеся к кремлю и торговой площади, по мере их приближения к центру застраивались все плотнее, переходя иногда на застройку «сплошной фасадой». Благодаря поворотам и изгибам многие центральные улицы города делились на своеобразные микроансамбли, включающие ряд взаимоувязанных, одинаковых по высоте фасадов, на фоне которых выделялись отдельные высокие здания. Церкви, поставленные на возвышенных участках, фиксировали узловые точки пространственного развития. Подводящие к ним улицы и их площади создавали благоприятные условия для зрительного восприятия храмов.
Взаимодействие пространства реки, акцентированного крупными ансамблями, с поперечными ей направлениями, проявившееся еще в XVII в., окончательно сформировалось к середине XVIII в. Характерны в этом отношении две расположенные рядом площади - Ильинская и Дворцовая. Первая представляет собой наиболее традиционный тип ансамбля, центром которого является Церковь Ильи Пророка (начало XVIII в.), одновременно выполняющая роль одного из главных ориентиров в пространственной композиции всей левобережной части города. Вторая - пример редкого для Торжка ансамбля регулярного типа. Контраст двух ансамблей смягчается пластикой Путевого дворца с его разновысотными объемами и глубоким курдонером, перестройка которого в классицистическом духе способствовала усилению их стилевой связи.
В сложной структуре городского центра особая роль отведена Борисоглебскому монастырю. После сооружения Н.А.Львовым Борисоглебского собора и самой высокой в городе колокольни за ним окончательно закрепилась роль ведущего композиционного звена в многоцентровой системе города.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.