журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Минимальное пространство японских гостиниц


полная версия
Н. Коновалова


Европейские гостиницы, как правило, подразделяются по статусу: от шикарных апартаментов до самых дешевых комнат с минимальным набором удобств. В Японии отели делятся в основном по пространственной организации: именно по этому критерию гостиницы западноевропейского типа (хотэру) особенно заметно отличаются от традиционно японских (рёканы), и при создании новых видов и типов гостиниц прежде всего изменяются их пространственные характеристики. Истоки подобного подхода уходят корнями в историю появления в Японии первых гостиниц, а организация их пространства во многом обусловлена традициями. 

Гостиницы, как известно, строятся не только для иностранцев, но и для коренных жителей, путешествующих по своей стране. Поэтому наряду с отелями западноевропейского типа в Японии XXI века по-прежнему популярны гостиницы в традиционном стиле, призванные не только служить экзотической достопримечательностью, привлекающей гостей страны, но, прежде всего, создавать привычную обстановку для самих японцев с учетом древних традиций организации пространства и быта. Ведь постоялец рёкана становится личным гостем хозяина гостиницы, и, следовательно, по традиции японского гостеприимства, практически любое его желание должно быть предугадано и исполнено. И хотя японские гостиницы, разумеется, всегда представляют страну конкретного исторического периода, они являют собой прекрасный пример того, как при объективном процессе изменения (прежде всего, сокращения) пространства остаются неизменными его организация и назначение.
Строительство гостиниц в Японии началось всего несколько столетий назад, ведь долгое время стремлению к перемене мест препятствовали законодательные барьеры. Первыми людьми, уважаемыми и странствующими в рамках закона, стали религиозные паломники, а также путешественники поневоле - даймё. Обеспечением путешествующих по святым местам временным жильем занимались оси - своеобразные гиды паломников. Они помогали паломникам во время путешествия и сдавали им комнаты для ночлега. Даже сегодня можно остановиться в гостинице, хранящей традиции оси, по пути на гору Фудзи или к другим священным памятникам страны. Двухсотлетняя гостиница "Асакиси" - напоминание об оси, всегда готовых помочь путникам, расположена по дороге к одной из величайших святынь Японии - храму Исэ. Возведенная на склоне горы в старом городе, она как бы соединяет закрытое пространство святилища Исэ с внешним окружением. 
В 1603 году после провозглашения сёгуном Иэясу Токугава (военным правителем страны) В Японии была создана система альтернативного проживания. Для предупреждения заговоров Иэясу Токугава издал закон, согласно которому каждый из князей-даймё (его потенциальных конкурентов) должен был периодически путешествовать из родной провинции в столицу страны Эдо (современный Токио), проводя очередной год то дома, то под бдительным присмотром сёгуна. Реализация этого закона стала возможной благодаря созданию пяти скоростных дорог, соединивших Эдо с провинциями, вдоль которых и началось строительство многочисленных гостиниц. Потребность в них была исключительно велика, ведь каждого даймё могли сопровождать более тысячи слуг. Так в Японии периода Эдо начали возводить гостиницы (как высокого класса, так и самые простые - для слуг), ставшие прообразом нынешних рёканов.
Современный этап в истории гостиниц традиционного типа начался после Второй мировой войны, в период бурного экономического развития Японии. В те годы приобрели популярность путешествия в компании, поэтому первые рёканы послевоенной постройки были рассчитаны прежде всего на групповые туры. Их внешний вид и организация быта отвечали национальным культурным традициям, согласно которым эти гостиницы были устроены так, чтобы путешественники имели возможность передвигаться налегке (постояльцы получали все необходимое, включая тапочки и юката - легкий халат).
В рёканах воспроизводятся основные принципы организации пространства традиционного японского дома. Их постояльцы сидят на циновках татами, спят на полу на футоне и наслаждаются простотой интерьера, главным украшением которого является токонома (ниша в стене с икэбана и иероглифическим свитком). Как известно, неотъемлемой частью японского дома является сад. При многих рёканах разбиты большие роскошные сады, ведь большинство этих гостиниц расположено в горах на горячих источниках. Например, рёкан "Кайкатэй" на курорте "Авара", известном своими минеральными источниками, имеет ландшафтный сад площадью 9900 квадратных метров.
Во второй половине ХХ века в больших городах Японии начал ощущаться острый дефицит свободных площадей, вследствие чего появилась тенденция к минимизации пространства, что не замедлило сказаться и на размерах садов. В 1966 году в "Гранд-Отеле" в Саппоро (Хоккайдо), состоящем из нескольких высотных корпусов, на крыше центрального пятиэтажного здания был устроен сад площадью около 660 квадратных метров. Любоваться на этот сад с прудом и маленькими "горами" можно из всех окружающих его зданий. Это был самый первый в Японии сад на крыше. Его создание положило начало быстро распространившейся по всем уголкам Японии моде на подобные сады.
Традиции времяпрепровождения в рёканах также унаследованы от средневековых гостиниц. Приближенные сёгуна проводили в гостинице только ночь, а на следующий день продолжали свое путешествие; в современных рёканах тоже не принято останавливаться дольше, чем на один-два дня (по крайней мере для иностранцев это правило является непреложным). 
Современные японские архитекторы ищут оптимальное соотношение между необходимыми размерами пространства и тем небольшим количеством времени, которое постояльцы проводят в отеле. Пересмотр отношения к организации личного пространства проживающего в гостинице привел к его максимальному сокращению. Японские эксперименты в этой области довели сочетание минимального времени с минимальным пространством до абсолюта. Так появились гостиницы капсульного типа. Знаменитая башня "Накагин" в Токио, построенная в 1972 году Кисе Курокава, состоит из 144 стальных капсул, каждая из которых представляет собой настоящий микромир. В "номере" есть все, что может понадобиться человеку в короткий промежуток времени, который он проводит в отеле: кровать, шкаф для одежды, санузел, кондиционер, плита, телефон, телевизор, откидной письменный стол, розетки для всевозможных электронных устройств, необходимых деловым людям. Размер капсулы, 2,5 х 4 х 2,5 метра, соответствует привычному для японцев размеру чайной комнаты в шесть татами. По обычаю, идущему из глубины веков, перед входом в капсулу необходимо разуться, так же как в традиционном японском доме и в традиционной японской гостинице.
Самый большой капсульный отель в Японии - "Грин Плаза Синдзюку" в Токио - состоит из 660 капсул, которые предлагают постояльцам уже гораздо более миниатюрное личное пространство. Размер капсулы в этом отеле 1 х 2 х 1 метра - в "номере" можно только сидеть или лежать. Для проведения досуга в таком положении каждая капсула оборудована телевизором, вмонтированным в потолок, и электрическими розетками. Это уникальное японское изобретение получило название "капсула сна". Следует оговориться, что в подобных гостиницах принято делить пространство на два типа: общее и индивидуальное, что неизбежно вытекает из самой их организации. Обязательной принадлежностью капсульных гостиниц такого типа является большое общественное пространство. Холл, комната отдыха со свежей прессой, бар, сауна, иногда и бассейн, существуют специально для общения. Значительная площадь общественного пространства резко контрастирует с микромиром индивидуальных капсул.
Правила для постояльцев во всех капсульных гостиницах одинаковы. При входе в холл нужно снять ботинки и поместить их в специальный шкафчик, запирающийся на ключ. Вещи сдаются в камеру хранения. В результате постоялец получает три ключа (от обуви, вещей и своего спального места) и, втиснувшись в свою "ячейку", может опустить бамбуковые жалюзи и отгородиться от окружающего мира. Интерьер капсул во всех гостиницах выдержан в карамельном цвете, который успокаивающе действует на нервную систему человека, находящегося в маленьком замкнутом пространстве.
В крупных городах Японии построено несколько капсульных гостиниц. Они очень удобны для опоздавших на поезд или задержавшихся на работе допоздна служащих и привлекают своей низкой стоимостью. В этих гостиницах существует еще одна особенность. По негласному правилу, капсульные отели предназначены для мужчин. И хотя в некоторых из них предусмотрен один этаж для женщин, это скорее исключение, и в любом случае вход на "мужскую территорию" им строго воспрещен. 
Можно провести определенные параллели в поисках оптимальной организации пространства у японских и отечественных архитекторов. Достаточно вспомнить знаменитую концепцию сонно-концертного корпуса "СОНной СОНаты" Константина Мельникова в его проекте Зеленого города под Москвой (1929-1930). Свою главную задачу архитектор видел в создании наилучших условий для восстановления сил как залога хорошей работы и полноценной жизни. Организация сна для большого количества людей в общей палате-спальне сопряжена со значительными сложностями: шумами (разговоры, храп), неудобством, которое испытывает человек, проходящий к своей кровати... Устранение шумов, рассуждал К. Мельников, возможно двумя путями. Первый - это путь изоляции. Второй - заглушение неорганизованных шумов звуками, оказывающими положительное воздействие на человека (музыка). Японские архитекторы пошли по первому пути, что привело к появлению гостиниц-капсул. Мельникову же казался проще и интересней путь второй, что и отразилось в его проекте корпуса "СОНная СОНата", запроектированного с учетом всех акустических особенностей помещения. При этом архитектор также акцентировал внимание на двух типах пространства, строго различающихся по своим функциям: в его проекте спальные залы перемежаются подсобными помещениями (кабинки для переодевания, умывальные комнаты и т.д.). Можно сказать, что некоторые идеи, лежащие в основе проекта К. Мельникова, были ключевыми и при создании японских гостиниц капсульного типа: они удачно решают проблему ночевки, оптимально организуя пространство для сна и восстановления сил перед новым рабочим днем.
В настоящее время капсульные отели, как и многие другие японские изобретения, начали проникать и в Европу (например, гостиницы "Yotels" в Англии). Правда, капсулы делаются двухместными, да и привычный для японцев размер капсул кажется европейцам неприемлемым, и проекты "номеров" площадью менее 10 квадратных метров даже не рассматривается.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.