журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Народный архитектор России Александр Белоконь


полная версия
А. Журавлев, заслуженный архитектор РФ, кандидат архитектуры, советник РААСН


Город Великие Луки, недавно отметивший свое 840-летие, 14 августа 2006 года был особо торжественен. Из разных мест сюда прибыли гости на празднование 35-летия со дня открытия Музея боевой комсомольской славы имени Александра Матросова. Нечастое в нашей жизни событие, когда сравнительно небольшое архитектурное сооружение становится средоточием внимания широкой общественности.

Автор музея в Великих Луках Александр Николаевич Белоконь, ушедший из жизни 13 июня 2006 года, оставил о себе добрую память и множество замечательных архитектурных произведений.
А.Н. Белоконь родился 6 декабря 1928 года в Москве. С детства он увлекался рисованием и живописью, занимался в изостудии. Поступив в 1945 году в Московский архитектурный институт, А. Белоконь получил в его стенах основательную профессиональную подготовку под руководством Г.Б. Бархина и других виднейших советских зодчих. Дипломный проект "Дом Советов в Воронеже" он выполнял под руководством М.П. Парусникова, который в те годы активно участвовал в работах по восстановлению городов, разрушенных во время войны. Тема проекта была тесно связана с насущными требованиями жизни, и эта связь пронизывала все творчество Александра Николаевича.
По окончании института А.Н. Белоконь в течение шести лет работал в Гипрогоре, в мастерской М.П. Парусникова, где кипела жизнь, горячо обсуждались проекты, велись беседы о тайнах профессии, о творчестве патриарха отечественного зодчества И.В. Жолтовского... У молодого специалиста выработалось глубокое, стойкое убеждение, что архитектурное произведение должно отличаться органичностью, естественностью построения, эмоционально воздействовать на человека посредством языка тектоники, вызывая ощущение напряжения, мужественности или легкости, лиричности архитектурного образа. Архитектура - это искусство, где композиция, тектонический строй сооружения отражают своеобразие художественного и функционального подхода архитектора, связывают рукотворное произведение с естественным природным окружением.
В 1958 году мастерская, где работал Белоконь, была переведена в только что созданный ЦНИИЭП жилища, где Александр Николаевич проработал до 1987 года. В 1964 году он стал руководителем 12-й мастерской, а с 1985 года - главным архитектором института. Все свои проекты он разрабатывал совместно с главным инженером мастерской А. Лурье и архитекторами Н. Грачевой, В. Брайносом, Ю. Погарскиим, О. Третьяковым, Н. Пановой, В. Сулимовой, Ю. Мищенко, Е. Купцовым, М. Куцевол и другими. 
Тема жилищного строительства, с которой Белоконь начал свою архитектурную деятельность еще в мастерской М.П. Парусникова, оставалась ведущей (хотя и не единственной) в его творчестве на протяжении всей жизни. Он участвовал во всех основных этапах развития отечественного жилищного строительства второй половины двадцатого столетия: сначала это были поиски новых форм массового жилища - экономичных квартир для посемейного заселения, рациональных типов зданий и комплексного решения микрорайонов начала 1960-х годов. Затем на первый план вышли задачи улучшения планировки квартир, архитектурной выразительности зданий, а также разнообразия и удобства планировки и застройки жилых районов с укрупнением общественных зданий и использованием метода блок-секционного проектирования жилья. 
В 1970 году Александр Николаевич первым в нашей стране стал развивать проектирование и строительство жилых домов из монолитного железобетона, прерванное в годы господства сборного панельного домостроения. Внедрение монолита в архитектурно-строительное дело требовало огромных организационных и физических усилий, многочисленных испытаний различных гибких технологий, например, использования скользящей и переставной опалубки. На первых порах А.Н. Белоконю оказали помощь руководители Казахстана, Молдавии, Башкирии, заинтересованные в улучшении архитектурного облика городов и лично рассматривавшие его проекты. Успех монолитного домостроения привел к тому, что в 1987 году из состава ЦНИИЭП жилища был выделен ЦНИИПИ монолит, а А.Н. Белоконь был назначен главным архитектором нового института.
Монолитное домостроение, пионером которого был А.Н. Белоконь, позволило сделать архитектуру жилища более гибкой и интересной, с многообразной крупной пластикой объемов и деталей. Здания повышенной этажности из монолитного железобетона становились ведущими, акцентными в ансамблевой застройке. Но Александр Николаевич проектировал не только жилые здания из монолита, он перенес идею монолитного строительства и на общественные здания.
Первым общественным зданием из монолитного железобетона стал Музей имени Александра Матросова.
Здание музея в Великих Луках служит не только "оболочкой" для внутреннего музейного пространства и экспозиции. Предельно просто, художественно целостно и убедительно решены здесь градостроительные и функциональные задачи, создана архитектурная форма, гармонично сочетающаяся с природным окружением. Здание музея само играет роль первого и наиболее значительного музейного экспоната. Монолитный бетон позволил создать небольшое, но монументальное сооружение, символизирующее мужество и несокрушимую мощь. В органичном синтезе с архитектурой музея выступают скульптура и монументальная живопись (скульпторы А. и И. Васнецовы, художник Б. Тальберг). Музей имени Александра Матросова, как и памятник над могилой героя (скульптор Е. Вучетич), стал достопримечательностью Великих Лук, города воинской доблести. Распланированная Александром Николаевичем часть городского парка на берегу реки Ловать, где расположен музей, стала излюбленным местом отдыха жителей и гостей города, сюда приезжают молодожены. Премия Ленинского комсомола, впервые присужденная за архитектурное произведение, достойно увенчала труд авторского коллектива, создавшего подлинный шедевр. 

В новых экономических условиях проектирование обретает новые формы. Отвечая на вопросы анкеты РААСН о реализации проектов в рыночных условиях в журнале "Архитектура и строительство Москвы", Александр Николаевич писал: "Рыночные отношения в строительстве и оплата проектных работ не позволяют складывать проекты на полку, как это было раньше, когда проектирование оплачивалось государством. Кроме того, в последнее время подрядчик склонен выполнять проект с минимальными отклонениями". На рубеже 2003-2004 годов в Москве была создана новая проектная организация ЗАО "Москапстройпроект", перед которой была поставлена задача обеспечения строительных организаций столицы проектной документацией в области жилых и общественных зданий и комплексов. А.Н. Белоконь получил предложение перейти в новую организацию. Архитектор, только что отметивший 75-летие, возглавил архитектурно-конструкторскую мастерскую № 5.
Собирая коллектив, А.Н. Белоконь привлек значительную часть специалистов, ранее работавших с ним в ЦНИИПИ монолит. Были приняты и новые сотрудники. Главным инженером и правой рукой Белоконя стала Елена Петровна Ефремова (в настоящее время она возглавляет мастерскую). В числе ведущих специалистов мастерской - архитекторы Е. Березина, Ю. Мищенко, И. Горбачева, Л. Кистерева, инженеры К. Толицына, Т. Владимирова, Л. Нурмухамедова, М. Лесовой и другие. За три года коллектив мастерской достиг многого, выполнив значительное число крупных проектов монолинтых зданий для Москвы.
Из работ мастерской № 5 стоит отметить два жилых дома на Центральном проспекте г. Зеленограда, в г. Москве - три башни в районе Дмитровского шоссе, комплекс из двух 22-этажных жилых домов с трехъярусной подземной стоянкой в Богородском, застройка квартала 5-6 в Раменках (Мичуринской проспект) на участке бывшей промзоны. Последняя работа - крупное градостроительное образование с просторными дворами, большим количеством общественных учреждений в первых этажах жилых домов. По многим из этих проектов в настоящее время ведется строительство. Коллектив мастерской получил от своего организатора огромный заряд творческой энергии и продолжает успешно трудиться, продолжая лучшие традиции современной отечественной архитектуры. В кабинете, где работал Александр Николаевич, бережно сохраняется его рабочее место.
Ограниченный объем статьи не позволяет остановиться на творчестве Белоконя более подробно. Простое перечисление городов, где построены сооружения по его проектам, дает представление о необъятных горизонтах его творчества: Москва, Баку, Минск, Уфа, Набережные Челны, Тольятти, Волгоград, Куйбышев, Оренбург, Великие Луки, Липецк, Лобня, Казань, Балашиха, Зеленоград... К сожалению, разработанные Белоконем крупные жилые комплексы для Кишинева, Ялты, Алматы, Воронежа, Кисловодска, Волгодонска, Ульяновска, Бреста, Анапы, курорты Лермонтово и Ольгинка, остались нереализованными. 
Александр Николаевич Белоконь активно занимался общественной деятельностью. В разные годы он являлся секретарем и членом президиума Союза архитекторов России, участвовал в разработке расценок на проектные работы в виде определенного процента от стоимости строительства, был членом комиссий Госстроя СССР по франко-советскому сотрудничеству в области строительства и ГКНТ по сотрудничеству с Алжиром, работал с фирмами Дании и Болгарии. Общественная деятельность Белоконя являлась естественным продолжением его творческой деятельности и способствовала развитию отечественной архитектуры в целом. 
Рисунки, живописные работы, эскизные наброски, дружеские шаржи Александра Николаевича - еще одна сторона его творчества, где он проявил себя как замечательный мастер. 
Народный архитектор России, лауреат Премии Ленинского комсомола, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, член-корреспондент РААСН, действительный член МААМ А.Н. Белоконь был награжден Большой медалью РААСН, Золотой медалью СА СССР "За успехи в зодчестве", медалью СА России "За высокое зодческое мастерство", тремя Золотыми медалями ВДНХ. Он неоднократно становился лауреатом смотров лучших проектов и построек Союза архитекторов, в том числе фестиваля "Зодчество". 

Пионер монолитного домостроения в нашей стране и один из ярких отечественных мастеров второй половины ХХ века, Александр Николаевич Белоконь внес весомый творческий вклад в развитие советской и российской архитектуры. 




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.