журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Синтез искусств в архитектуре Бернини


полная версия
И. Емельянова


Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) - итальянский архитектор, скульптор, театральный художник, живописец. В работах Бернини, крупнейшего мастера итальянского барокко, воплотились главные принципы этого стиля: противостояние пространства и массы, предельная эмоциональность, театральность. Неотъемлемая от понятия "барокко" проблема синтеза искусств решалась Бернини с виртуозным мастерством и в грандиозных масштабах. Особенно выразительно синтез искусств воплотился в трех архитектурных творениях художника: Скала Реджа в Ватикане, Палаццо Барберини и церкви Сант-Андреа аль Квиринале.

Скала Реджа (1663-1666) стала последней постройкой Бернини, связанной с комплексом собора Св. Петра и Ватикана. Это торжественный вход в парадные помещения папской резиденции. Клинообразное пространство, отведенное для лестницы, стиснуто между собором и стенами помещений, над которыми находится Сикстинская капелла. Нижние марши, следующие по прямой один за другим, продолжают правый коридор, обрамляющий трапециевидную часть площади Св. Петра. Затем лестница поворачивает на 180 градусов, и последний марш, невидимый снизу, идет в обратном направлении. Оба нижних марша по мере подъема постепенно сужаются, а высота лестничного пространства понижается. 
Марши фланкированы двумя отстающими от стен колоннадами ионического ордера. Они служат опорами для внутреннего сводчатого потолка, который становится ниже и уже по мере уменьшения общих габаритов лестницы. Потолок оформлен прямоугольными кессонами с розеткой. Со стороны входа полуциркульный свод потолка и колонны образуют подобие триумфальной арки, на которой помещен фриз листьев аканта. В центре расположены герб Ватикана и поддерживающие его трубящие фигуры славы. Выше по лестнице путти, покачивающиеся на гирлянде, поддерживают медальон с библейским сюжетом. Три композиции, включая центральную, завершены единым фризом акантовых листьев. Все фигуры выполнены из белого мрамора. 
Справа от входа, под кессонированным сводом, оформление которого повторяет отделку сводчатого потолка лестницы, на постаменте высотой более человеческого роста установлена мраморная конная статуя Константина Великого. Император изображен в момент явления ему креста. Константин всем телом отклоняется назад, пораженный видением и мощным потоком небесного света. Фигура вздыбленного, испуганного коня, как кадр кинопленки, вырвана из общего контекста. Статуя помещена в неглубокую нишу. Фоном для нее служит выполненная из мрамора драпировка, напоминающая бархатный театральный занавес и создающая ощущение глубины пространства. Имитация небрежно спадающей ткани настолько искусна, что мы чувствуем ее тяжесть, фактуру, а одежды императора словно шумят, раздуваемые ветром. В этом ярко проявляется умение Бернини делать мрамор податливым, придавая ему черты, присущие живописи. В композиции используются различные театральные приемы, они оживляют мрамор, заставляют его "двигаться". Подобная иллюзорность пространства характерна для барокко.
Тему оптической иллюзии развивает лестница Ватикана. Постройка выполнена таким образом, что при понижении высоты колонн ступени лестницы становятся выше. В результате резко усиливается эффект перспективы. Нижние марши завершаются нишей с прямоугольным окном, которое является основным источником света в относительно затемненном пространстве. Наибольшее воздействие композиции достигалось, когда на фоне мощного потока света появлялся Папа - наместник Бога на земле. Его фигура казалась особенно величественной и удаленной от простых смертных. Такая перспективная композиция имеет много общего со сценографией. Кроме того, здесь постоянно присутствует мотив движения. Помимо ощущения подъема и спуска, которое создает сама лестница, фланкирующие ее колонны словно отходят от стены и поднимаются вверх по ступеням. Точно рассчитанный контраст освещенных и затемненных участков усиливает драматизм художественного образа. 
Палаццо Барберини - первая светская постройка Бернини, над которой он работал в 1625-1633 годах, унаследовав заказ от Карло Мадерны. Постройка представляет собой образец зрелого римского барокко. В плане здание имеет Н-образные очертания. Средняя часть фасада, раскрытая аркадами, заглублена. Сильно выступающие боковые крылья образуют курдонер - открытый в сторону улицы парадный двор, впервые появившийся в дворцовой архитектуре.
Бернини непосредственно отстраивал центральную часть главного фасада. Конструкция имеет форму трехъярусной ордерной аркады и исполнена серьезности, присущей римскому стилю. Между огромным окнами, уподобленными аркам, поэтажно размещены полуколонны тосканского, ионического и коринфского ордеров, активизирующие вертикальное начало. Горизонталь выражена сильным карнизом. Над центральным окном помещен герб Барберини. В целом ощущается облегчение массы фасада от нижнего этажа к верхнему. Величина оконных проемов подчеркнута обрамлениями, которые в верхнем ярусе имеют перспективное решение. Все это усиливает динамичность, пластику фасада, привнося элемент иллюзорности, который Бернини и другие мастера барокко впоследствии используют еще более выразительно.
В облике фасада ярко выражена театральная тема. Двор являлся сценой для празднеств и театральных представлений, а аркада здания - своеобразным задником. Фасад дворца напоминает живописное полотно, его можно уподобить театральной декорации. Он полон воздуха, света и имеет особое колористическое решение: по мере облегчения конструкции фасад становится заметно светлее.
Говоря об иллюзорности, театральности, наполненности светом и воздухом, нельзя не упомянуть о росписи плафона Большого салона. Хотя она и не принадлежит кисти Бернини, но непосредственно связана с его работой над Палаццо Барберини. Плафон "Триумф божественного провидения" (аллегорическое прославление папы Урбана VIII из рода Барберини), выполненный в 1633-1639 годах Пьетро да Кортоной, являет многообразие форм и преодоление организующей функции архитектурного начала. Гигантский карниз парит в воздухе как декоративная рама для основной росписи. Фигуры свободно пересекают его, устремляясь в центральную зону, где в бездонном, залитом светом пространстве восседает на облаке фигура Провидения, а христианские и античные добродетели поддерживают герб Барберини. Это новый, "пейзажный" способ организации среды. Роль пейзажа особо заметна в росписях обрамляющих полей, но благодаря растительным элементам она ощутима и в центре композиции. Таким образом создается эффект открытых небес, а значит, свободы света и воздуха, что полностью сочетается с архитектурой Бернини. Воздушная и световая среда вторгается сюда через распахнутые небеса и открытые аркады. Пейзаж же усиливает природные мотивы, что подчеркивает двойственность назначения здания: это не только дворец, но и вилла.
В Палаццо Барберини синтез искусств направлен на создание единого смыслового и эмоционального пространства, что характерно и для других работ Бернини. Но эта светская постройка имеет свою специфику, связанную с функцией здания. В здании дворца-виллы должна быть особенно ярко выражена связь с природой, оно должно отвечать потребностям в отдыхе и развлечениях.
Наиболее полно тема сосуществования и взаимопроникновения искусств в творчестве Бернини раскрывается в культовых постройках мастера, в частности церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1658-1671). Церковь на виа дель Квиринале в Риме была построена для кардинала Камилла Памфили, племянника папы Иннокентия Х, одновременно с архитектурным коридором, ведущим от Палаццо дель Квиринале (так называемый длинный рукав). В плане она представляет собой эллипс с расположенной поперек главной осью. Однако поперечное развитие как бы остановлено устоями, которые поставлены по длинной оси овала (обычно по основным осям композиции располагались капеллы или ниши). Ритмический ряд устоев, соединенных с антаблементом и обходящих вокруг основное пространство церкви, нарушен по короткой оси овала, где вместо обычной ячейки с капеллой находятся более широкие входная и алтарная ниши. В западной части церкви из общего эллиптического объема выделяется мощный выступ, который служит для равновесия между церковью и "длинным рукавом", а также создает контраст выпуклого и вогнутого пространства. Этот фасад - пример распространения оптической иллюзии из живописи в архитектурную и скульптурную сферу. В архитектуре итальянского барокко здание уже не рассматривается во всем многообразии взаиморасположения частей. Более важными становятся его театральность, зрелищность. Фасад имеет низкие вогнутые стенки-кулисы по сторонам, что усиливает театральный аспект: здание уже при входе, на улице, образует свое пространство, вовлекая зрителя. Важно отметить, что театральные приемы получают наиболее полное выражение в культовых постройках. Человек втягивается в предельно выверенные, впечатляюще торжественные католические обряды, в которых сильна роль голосов, музыки, жеста, эмоций.
Выпуклая часть на западном фасаде Сант-Андреа аль Квиринале возвышается над кулисами. Она целиком, от цоколя до кровли, трактована в форме прямоугольного портала в обрамлении двух широких пилястр и треугольного фронтона. В этот массивный прямоугольник вписан вполовину меньший по высоте входной двухколонный портик. Колонны поддерживают полукруглый антаблемент с разорванным криволинейным фронтоном, на котором помещен герб Ватикана, чуть выдающийся вперед. На фасаде церкви роль скульптур перенимают ордерные элементы, утрачивающие свою конструктивную функцию, - прием, очень характерный для барокко. Колонны, полуколонны, пилястры, а также волютообразные компартименты придают постройке гармоничную пластичность. 
Интерьер церкви включает восемь капелл, композицию входа и алтаря. Все пространство организовано при помощи подвижных зон света и тени. В оформлении использованы фигуры из белого мрамора, мрамор зеленого тона и бронза с позолотой; подобное сочетание создает исключительный живописный эффект. Интерьер Сант-Андреа аль Квиринале - пример чисто барочной работы с различными материалами, которые трактуются как части единого целого. 
При входе в церковь установлены две фигуры славы (скульптор Антонио Раджи) с гербом Памфили. Алтарь обрамлен двумя колоннами ионического ордера. Колонны поддерживают антаблемент, изгибающийся вслед за изгибом храма, с разорванным лучковым фронтоном, над которым расположена мраморная скульптура, символизирующая вознесение Св. Андрея Первозванного. В композиции алтаря взаимодействуют архитектура, скульптура и живопись. На плафоне изображен Господь в окружении сонма ангелов. Все живописное пространство приведено в движение, иллюзорный поток света и воздуха как бы перетекает в скульптуру из бронзы. В лучах света возникают фигуры славы и ангелов, держащих алтарный образ "Мученичество Святого Андрея". Все эти живописные эффекты оказывают на зрителя столь сильное эмоциональное воздействие, что он воспринимает живопись и скульптуру как единую среду и единую материю. 
В подкупольном пространстве концентрируется основной световой поток, большая часть которого приходится на алтарь. Как и в театре, светом здесь выделяются ключевые эпизоды. Присутствует и своеобразное действие во времени. Мы видим мученическую смерть Андрея Первозванного и его вознесение на небо. При этом накал эмоций настолько силен, что мы как будто слышим шум небесного ветра, пение ангелов и молитвы, творимые святым. 
В искусстве барокко архитектура являлась основой синтеза, а скульптура была связующим звеном благодаря своей близости и к живописи, и к архитектуре. Принцип живописности лишал архитектуру конструктивного начала и объединял композицию в единое целое, благодаря чему создавалось общее эмоциональное пространство, активно воздействующее на зрителя. Это воздействие заметно усиливалось за счет использования театральных приемов. Все сказанное в полной мере относится к произведениям, созданным Бернини.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.