журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | К 125-летию Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве

Ю. Никитин, кандидат архитектуры 
полная версия

Одной из характерных черт общественной жизни России XIX - начала XX века было проведение различных промышленных, сельскохозяйственных и кустарных выставок. Организуемые систематически, они имели свои традиции, приобретенные за годы, прошедшие после первой мануфактурной выставки 1829 года в Санкт-Петербурге. 

Проведение очередной всероссийской мануфактурной выставки планировалось в 1875 году в Москве, но было перенесено на 1880, а затем на 1881 год из-за предстоящих всемирных выставок в Филадельфии (1876) и в Париже (1878), в которых Россия приняла активное участие.
Одним из главных был вопрос о выборе места проведения выставки. Масштабы предстоящего смотра требовали большого свободного пространства в центре города. Московское отделение Совета торговли и мануфактур, возглавляемое В.И. Бутовским, в 1878 году выбрало для этой цели место на окраине города, на Ходынском поле. Архитекторы А.Г. Вебер и А.С. Каминский разработали эскизный проект и подсчитали затраты на возведение выставочных зданий - до 500 тысяч рублей [1]. 
Основными преимуществами, определившими выбор именно этого участка, были обширность территории и удобство сообщения с ней (конно-железная дорога по Петербургскому шоссе и близость станции Смоленской железной дороги - Брестского вокзала). Организаторы выставки учли и такой психологический фактор, как соседство с Петровским парком - "любимым гульбищем московских жителей" [2].
В 1879 году были опубликованы правила предстоящей выставки, в которых говорилось, что "в 1881 году имеет быть в Москве пятнадцатая Всероссийская выставка, предназначенная для произведений всех родов промышленности и художественной деятельности; сообразно этому выставка сия получает название Всероссийской промышленно-художественной выставки 1881 года" [3]. Однако трагическая гибель императора Александра II от бомбы народовольцев 1 марта 1881 года послужила причиной переноса смотра на следующий год.
Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве представила плоды деятельности народов империи за двенадцать лет, прошедших с последнего подобного смотра 1870 года в Санкт-Петербурге. Вся Россия, включая самые отдаленные провинции, представила образцы местных изделий. Общее количество участников составило 5813 человек. Уникальная экспозиция, насчитывавшая 6852 партии предметов, была тематически разбита на 14 отделов и 121 группу. Впервые был выделен самостоятельный кустарный отдел (1105 предметов), ставший вторым по количеству экспонатов после отдела сельского хозяйства. Разнообразные экспонаты машинного отдела продемонстрировали качественные изменения в технологическом развитии отечественной промышленности. Экспозиция отдела изобразительного искусства, насчитывавшая около 950 произведений, стала значительным событием в художественной жизни России. Здесь экспонировались произведения таких замечательных русских художников, как М. Антокольский, К. Брюллов, В. Васнецов, В. Верещагин, Н. Ге, А. Иванов, И. Крамской, А. Куинджи, И. Репин, В. Поленов, И. Прянишников, К. Савицкий и многие другие [4]. 
При подготовке смотра 1882 года к выставочным правилам был впервые приложен генеральный план выставки с указанием тематического деления экспозиции. Участникам смотра также предоставлялось право "выставлять свои произведения в особых пристройках, вне выставочных зданий, но не иначе, как с особого разрешения, и с тем, чтобы эти постройки были возводимы на счет экспонента по плану, утвержденному Управлением выставкою на отведенных для сей цели участках земли" [5]. Этот пункт правил сыграет значительную роль в стремительном развитии русской частной экспозиционной архитектуры. Подобные пункты будут включаться в правила практически всех отечественных выставок, организуемых по принципу павильонной системы. 
Громадная экспозиция разместилась в отдельных павильонах на площади 30 гектаров на Ходынском поле. Главной достопримечательностью выставки стало центральное здание (диаметр 298 м, площадь 35 000 кв. м), доминировавшее над всем комплексом. Оно представляло собой восемь трехнефных павильонов, расположенных звездообразно, т.е. в радиальных направлениях, и соединенных между собой двумя концентрическими галереями, образующими большой центральный и восемь маленьких дворов. С двух сторон к главному зданию примыкали практически одинаковые павильоны, в одном из которых размещался машинный отдел (9600 кв. м), а в другом - художественный и учебный отделы (9980 кв. м). Все три здания были собраны из однотипных трехпролетных металлических рам общей шириной более 31 метра. Все средние высокие пролеты имели верхний свет. Металлический каркас для главного здания был изготовлен на Санкт-Петербургском металлическом заводе, а для примыкавших к нему павильонов - на заводе братьев Бромлей в Москве и Брянском машиностроительном заводе.
Общий план павильонов и проекты фасадов разрабатывались при участии ректора архитектуры Академии художеств А.И. Резанова, известных конструкторов Г.Е. Паукера и И.А. Вышнеградского. Окончательный проект и рабочие чертежи были выполнены архитекторами А.Г. Вебером и А.С. Каминским, которые и осуществляли строительство всех главных павильонов.
Современники высоко оценили архитектуру главных выставочных зданий, оказавшуюся на практике рациональной и прогрессивной для своего времени. В основу композиции легла функциональная идея, близкая к реализованной на Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Первоначально предполагалось распределить всю экспозицию таким образом, чтобы посетители, проходя по концентрическим галереям, наблюдали картину производства в отдельных отраслях по всей России, а проходя по радиальным направлениям - общую картину промышленного производства одного из девяти географических районов России. К сожалению, этот экспозиционный прием не был тогда осуществлен из-за организационных сложностей, но сам замысел свидетельствует о стремлении использовать при проектировании выставочных павильонов наиболее рациональные решения. Это первый пример функционализма в практике отечественной выставочной архитектуры.
Кроме центрального здания с галереями и примыкающими павильонами выставочным комитетом было построено еще девять главных, или, как их тогда называли, "казенных" павильонов. Среди этих построек обращали на себя внимание павильон садоводства, дополнительный павильон кустарного отдела и два павильона для выставки животных, примыкавших к зданию манежа. К главным выставочным постройкам относился и Императорский павильон, который не выполнял экспозиционных функций, а предназначался для "отдохновения высочайших особ" и был закрыт для посетителей. Такие постройки будут возводиться на многих выставках. Они строились, как правило, в русском стиле и отделывались с исключительной роскошью. На выставке было также сооружено 36 частных павильонов. 
Помимо экспозиционных сооружений выставочный комплекс включал ряд зданий, необходимых для его нормального функционирования: железнодорожный вокзал, концертный зал на 2150 мест, ресторан, трактир, павильон администрации и экспертов, пожарное депо и другие вспомогательные постройки. В большинстве своем они отличались оригинальной архитектурой. Впервые на территории выставки была проложена электрическая железная дорога. Ее построила известная фирма "Сименс и Гальске". Кстати, в 1882 году впервые в практике отечественных выставок было опробовано новое транспортное средство - катальные кресла. 
Крупные промышленники и купцы, сознавая большое значение выставки для рекламы своих фирм, стремились экспонировать продукцию в собственных павильонах, которые, несмотря на временный характер, выделялись богатством отделки. Архитектура этих сооружений носила ярко выраженный зрелищный, рекламный характер. К их проектированию привлекались известные российские зодчие. Среди тридцати шести частных сооружений выделялись богатством отделки павильоны производителя вод и вин Ланина, владельца фарфоровых заводов Кузнецова, известного сахарозаводчика Абрикосова.
Поиски новых форм решения экспозиции предвосхитили появление некоторых направлений современного коммерческого искусства, в частности поп-арта и его архитектурной разновидности. 
Водочный фабрикант, поставщик императорского двора Штритер построил свой стенд в виде триумфальных ворот, составленных из бутылок с выпускаемой продукцией. Большим успехом пользовалась экспозиция московской фабрики благовонных товаров "Брокар и Ко" - фонтан с одеколоном. Продукция этой фирмы, основанной в 1864 году, получила известность и громкую славу не только в России, но и за границей. Даже во Францию, традиционно считавшуюся лидером парфюмерной промышленности, Брокар успешно экспортировал глицериновое мыло. Успех фирме принесли не только высокое качество и разнообразие продукции, но и смелые рекламные акции. В 1878 году Брокар впервые в России осуществил продажу пробников духов и другой парфюмерии. Фабрика успешно экспонировала свои изделия на многих всероссийских и заграничных смотрах. За полную коллекцию косметических средств отличного качества, быстрое развитие производства и разведение собственных плантаций душистых растений фирма "Брокар и Ко" была награждена золотой медалью выставки [6].
На выставке была широко представлена продукция отечественных фармацевтов, в том числе московского провизора Г.Р. Келлера, стенд которого украшали статуи Эскулапа и Меркурия, выполненные из гипса, применяемого для медицинских повязок. Главной задачей участия Г.Р. Келлера в выставке было пробудить в среде отечественных фармацевтов "стремление собственным производством вытеснить с наших рынков заграничные готовые лекарства, ввоз которых в Россию, к стыду сословия наших аптекарей, с каждым годом увеличивается" [7]. Прошло более 120 лет, а эта проблема и сегодня остается чрезвычайно актуальной.
Замечательным примером экспозиционной находки может служить стенд Златоустовского оружейного завода, главным украшение которого стал огромный двуглавый орел, собранный из знаменитых сабель одного из старейших оружейных заводов нашей страны. 
На выставке выступали известнейшие исполнители и музыкальные коллективы. Серию концертов дал симфонический оркестр под управлением А.Г. Рубинштейна. Выставка стала местом синтетического взаимодействия различных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, садово-паркового искусства, музыки, театра, балета. Предусмотренные сценарием, они органически вплетались в выставочную структуру, оказывая значительное влияние на общее восприятие ансамбля. 
Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года стала национальным праздником, который длился более четырех месяцев; ее посетили свыше миллиона человек. Обозреватели отмечали изменившийся социальный состав посетителей. В.В. Стасов писал: "На выставку нынче ходит сам народ - мужики, бабы, солдаты, фабричные - массами, и при том почти всегда на целый день, с узелками и провизией, с детьми, даже грудными. Мне это напомнило то, что я, бывало, прежде видел на больших выставках в Париже и Лондоне и чего не воображал увидеть у нас на своем веку" [8]. Современники считали, что "своими архитектурными формами, сооружениями, размерами и всеми приспособлениями для ее обозрения и для удобства публики она (выставка. - Ю.Н.) совершенно приблизилась ко всем бывшим всемирным выставкам и почти ни в чем им не уступала. Обширностью своего плана и всех своих построек, грандиозностью некоторых частей она вполне выражала собой государство, собравшее здесь плоды своих трудов с огромных пространств двух частей света" [9]. В.В. Стасов считал, что "из всех русских выставок, какие только у нас до сих пор бывали, это самая великолепная выставка" [10]. Особенно высоко отзывался он о центральном круглом дворе, подчеркивая его необыкновенную красоту и изящество [11].
Для гостей и участников смотра было организовано несколько экскурсий на московские фабрики Листа, Глюка, Кругликовой и пивоваренные заводы. Большой резонанс получили проходившие одновременно с выставкой съезды Общества поощрения промышленности и торговли и Императорского Русского технического общества, отличившиеся "многолюдством и обилием докладов". 
В период работы выставки издавался еженедельный журнал "Колокольчик" и ежедневная газета "Всероссийская выставка", редактором которой был профессор Московского университета В.В. Марковников. Не обошла вниманием выставку и зарубежная печать. Солидное парижское издание "Revue de Deux Mondes" в подробнейшем репортаже из Москвы сообщало: "Выставка 1882 года составляет истинное торжество для промышленной России; она служит выражением громадного прогресса во всех отраслях человеческого труда за последние двадцать лет" [12]. Интересно, что такое капитальное европейское издание, как "Brockhaus Enzyklopaedie", причислило московскую экспозицию к важнейшим мировым смотрам наряду со Всемирными выставками в Лондоне и Париже [13]. Это является еще одним доказательством международного авторитета и известности русских промышленных выставок второй половины XIX столетия.
История Ходынского поля в представлении большинства россиян связана не столько с выставками, сколько с трагедией, произошедшей во время коронационных торжеств 1896 года. Мало кто знает, что центральный павильон Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года простоял на Ходынке до 1895 года. В нем устраивались различные экспозиции, крупнейшими из которых были Всероссийская ремесленная выставка 1885 года и Французская торгово-промышленная выставка 1891 года, ставшая первым иностранным смотром в нашей стране [14]. Сборно-разборная конструкция этого здания позволила перевезти его на Всероссийскую выставку 1896 года в Нижний Новгород. Организаторы нижегородского смотра полагали, что перенос этого павильона даст экономию около 300 тысяч рублей. Однако, как показал опыт, "ожидавшейся экономии не удалось соблюсти совсем или в надлежащей мере, а Москва лишена была полезного и, можно сказать, необходимого ей здания для различных выставок" [15]. Москва потеряла не только постоянное выставочное помещение, но и хорошо оборудованную выставочную территорию.








© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.