|
Статьи |
К 60-летию «Ленметропроекта»
А. Константинов, архитектор
полная версия
Об архитекторах первой очереди Ленинградского метрополитена и проекте новой станции «Адмиралтейская»
3 декабря 2006 года исполнилось 60 лет со дня образования Института по проектированию Ленинградского (Петербургского) метрополитена – «Ленметропроект», в настоящее время ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс».
Метрополитен Санкт-Петербурга - крупнейший после Москвы метрополитен России, насчитывающий около 60 станций и вестибюлей, сотни километров тоннелей и огромное количество технологических устройств и оборудования. Сформировавшийся комплекс зданий и сооружений метрополитена стал неотъемлемой частью архитектурного облика северной столицы.
К проектированию Ленинградского (Петербургского) метрополитена в конце 40-х годов - начале 50-х годов прошлого века были привлечены лучшие архитектурные силы.
На архитектурное проектирование станций первой очереди был объявлен Всесоюзный конкурс. В нем кроме ленинградцев участвовали мастера архитектуры из Москвы, Киева, Свердловска, Тбилиси. На конкурс поступило 123 проекта. Станции первой очереди были построены по проектам, отобранным в результате творческого соревнования архитекторов, овладевших новой специализацией - «подземное градостроительство». Это были архитекторы И.И. Фомин, Б.Н. Журавлев, В.В. Ганкевич (станция «Площадь Восстания»); Г.И. Александров, А.В. Жук, А.И. Прибульский, при участии Д.С. Гольдгора (станция «Владимирская», над которой теперь размещается ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс»); А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор, С.Б. Сперанский (станция «Нарвская»); М.К. Бенуа, А.И. Кубасов, Ф.Ф. Олейник (станция «Балтийская»); Е.А. Левинсон и А.А. Грушке (станция «Автово»).
Каждый настоящий художник, работающий в подземном строительстве, ощущает необходимость выработки особого монументального архитектурного языка, отвечающего неповторимому архитектурному облику города на Неве.
Названным архитекторам, на мой взгляд, это удалось.
Добрая половина этих специалистов - выпускники Академии художеств (Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина) и Института гражданских инженеров (Ленинградского инженерно-строительного института).
Мне, выпускнику Института им. И.Е. Репина, посчастливилось учиться в мастерской профессоров И.И. Фомина и С.Б. Сперанского, а с 1969 по 1986 год работать в мастерской № 5 «ЛенНИИпроекта» под руководством заслуженного архитектора РСФСР Д.С. Гольдгора.
Это были люди, беззаветно любящие свою профессию и город, в котором им суждено было творить, прекрасные художники. Очень много интересного о событиях того времени, когда возводились первые станции Ленинградского метрополитена, рассказывал мне Д.С. Гольдгор.
Прошло всего пять лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Коллектив молодых архитекторов в составе: А.В. Васильев, Д.С. Гольдгор, С.Б. Сперанский (первый во время войны работал в блокадном Ленинграде, а двое других участвовали в боевых действиях) представил в жюри 3-го тура Всесоюзного конкурса проект станции «Сталинская» («Нарвская»).
В проекте станции умело использован прием синтеза архитектуры, монументальной живописи и скульптуры. Это не удивительно, ведь С.Б. Сперанский и А.В. Васильев - представители петербургской академической школы, а Д.С. Гольдгор - выпускник Института гражданских инженеров - прекрасный художник.
В вестибюле станции над наклонным ходом размещалось скульптурное панно с фигурой Сталина в центре, которая впоследствии была заменена на фигуру рабочего со знаменем в руках, а на пилонах установлены круглые скульптуры рабочих, строителей и колхозников. Интересно, что среди них есть и скульптура архитектора с моделью вестибюля станции «Нарвская» в руках. Это архитектор Д.С. Гольдгор.
В торце станции размещалось мозаичное панно, повторяющее сюжет картины бывшего в те годы президентом Академии художеств А.М. Герасимова «Сталин на трибуне».
Очень интересно решено освещение центрального нефа станции: в виде единого светового дугообразного плафона с источниками освещения, расположенными по обеим сторонам на красном мозаичном фоне с золотыми (бронзовыми) растительными рельефами.
В целом станционный комплекс, задуманный авторами как единый ансамбль, производит сильное эмоциональное впечатление. Удачные художественные приемы помогают раскрытию основной (конечно, помимо транспортной) задачи, стоявшей перед авторами проекта, - создать сооружение, достойное народа, победившего в столь трудной и долгой войне. Архитекторы этого комплекса в составе первой очереди ленинградского метро были заслуженно удостоены государственных наград: С.Б. Сперанский был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а А.В. Васильев и Д.С. Гольдгор - орденом «Знак Почета».
Практически все архитекторы - авторы первой очереди Ленинградского метрополитена, сданной в эксплуатацию в ноябре 1955 года, - были удостоены государственных наград, а в программе экскурсий по городу для иностранных делегаций в те годы значилось: посещение метрополитена. Их отзывы о ленинградском метро были самыми положительными, если не сказать восторженными.
Авторы-архитекторы первой очереди Ленинградского метрополитена работали в «Ленпроекте», а в «Ленметропроекте» являлись совместителями в архитектурно-строительном отделе.
В 1970 году отдел возглавил архитектор А.С. Гецкин, который пришел в «Ленметропроект» в 1948 году после демобилизации из армии.
В 1955 году за разработку проектов станций первой очереди Ленинградского метрополитена он также был удостоен государственной награды - медали «За трудовую доблесть».
Сейчас архитектурно-строительный отдел возглавляет архитектор В.Г. Хильченко - выпускник архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института (бывшего Института гражданских инженеров).
В настоящее время сотрудники отдела работают над созданием архитектурных проектов для пятой линии Петербургского метрополитена, так называемого Фрунзенского радиуса, и в том числе станции «Адмиралтейская», проектирование которой затянулось на десятилетие из-за трудностей в расселении зданий в центральной части города.
Станция «Адмиралтейская» должна была быть сдана в эксплуатацию еще в 1997 году в составе четвертой линии, но по разным причинам, в том числе уже названным, сдана не была.
Предполагается, что после сдачи первой очереди пятой линии, часть четвертой линии, в том числе и станция «Адмиралтейская», войдет в состав пятой линии.
В проекте станции «Адмиралтейская» авторы архитектурно-художественного решения А.С. Константинов, В.Г. Хильченко и художник-монументалист А.К. Быстров продолжают традиции создателей первой очереди Ленинградского (Петербургского) метрополитена, используя прием синтеза архитектуры, монументальной живописи и скульптуры.
В 2004 году Комитет по градостроительству и архитектуре рассмотрел проект архитектурно-художественного решения станции и посчитал целесообразным принять к осуществлению имеющееся в «Ленметрогипротрансе» решение как отвечающее архитектурным требованиям к сооружению, расположенному в центральной зоне Санкт-Петербурга вблизи (после выхода на поверхность) исторических памятников архитектуры - комплекса Адмиралтейства (Адмиралтейской коллегии).
В основу архитектурной концепции станции положена тема «Становление российского флота в эпоху Петра Великого, первые морские победы России на Балтийском море».
Колонно-прогонный тип станции акцентирован установкой в ее центральной части декоративных металлических каннелюрованных колонн (полуколонн) черного цвета, которые, по мнению авторов проекта, ассоциируются с черной матросской формой.
Капители и базы колонн - бронзовое литье. С трех сторон колонны, а также стены станции облицованы полированным мрамором из месторождения Газган.
Для облицовки полов станции применен гранит: полированный в центральной части станции и бучардированный по краям платформы, с устройством выступающей полосы для пассажиров со слабым зрением.
Колонны и стены станции композиционно объединены световым карнизом, в котором размещаются светильники для подсветки потолка отраженным светом.
В торце центрального нефа помещено мозаичное панно «Основание Адмиралтейства», центром композиции которого является портрет Петра Великого - автора проекта Адмиралтейства (1704).
В шести нишах центрального нефа размещаются мраморные скамьи для отдыха пассажиров, с памятными медальонами над ними, посвященными важнейшим событиям в период становления Российского флота.
Путевые стены станции выполняются из панелей (для обеспечения бесперебойного движения поездов на действующей линии) с лицевой поверхностью из крупноразмерных полированных мраморных плит цвета воды Балтийского моря.
В архитектурно-строительном отделе ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» в настоящее время также ведется проектирование и других станций Фрунзенского радиуса: «Звенигородская», «Волковская» и «Обводный канал».
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |