|
Статьи |
Поэзия места В. Устин, профессор кафедры "Проектирование интерьеров"
МГХПУ им. С.Г. Строганова, кандидат искусствоведения
полная версия
К проектированию зон отдыха в парке
Создавая города, человек не забывал о необходимости общения с природой. Он обустраивал в черте города специальные зоны отдыха. Действия, направленные на художественное формирование подобных "оазисов", недаром называются БЛАГОустройством. Что же ему способствует?
Обустройство парковых территорий не терпит суеты и прозаичности. Достичь удобства и комфорта - полдела, надо еще проявить максимум вкуса и понимания специфических закономерностей построения выразительной ландшафтной композиции, а это гораздо сложнее. Нужно создать не только полезное, но и красивое парковое пространство, не спорящее с окружающей природой, а органично "врастающее" в нее, не портящее общий вид, а дополняющее его. Это впрямую касается художественного формирования парковых зон отдыха.
Такие зоны - специфические участки "полудикой" природы - неотъемлемый элемент парка, призванный привнести в него благоустроенность и дух современности, дополняющий природную красоту выразительными художественно-пластическими средствами.
При обустройстве зон отдыха в парках необходимо четко выполнять многочисленные функциональные требования, предъявляемые к подобным объектам, являющимся важной составляющей эмоционально-психологической релаксации человека.
На первый план выдвигается разделение благоустраиваемого пространства на разные по назначению участки. Их характер и количество определяются особенностями парка, контингентом и числом посетителей. При значительной площади территории целесообразно устройство главного элемента - центрального места встреч со скамьями, декоративной зеленью и малыми формами. Здесь же (или в некотором отдалении) можно разместить небольшое летнее кафе, а несколько в стороне - детскую площадку, оборудованную для игр, со скамейками для родителей. Собственно зона отдыха с цветниками может представлять собой более укромное место. В парке с видом на открытую местность (например, реку) перечисленные элементы удачно дополняет смотровая площадка со спуском к воде и причалом для прогулочных лодок. Для полного комфорта необходима организация места для семейного отдыха. Под него можно отвести часть газона - для размещения раскладной мебели. Оправданно также обустройство полян для пикников. Нельзя забывать и о местах для активного отдыха: спортплощадках, игровых комплексах для детей подросткового возраста, тренажерных участках и т.п. - вдали от тихих уголков.
Минимальная площадь зоны отдыха может составлять 900 кв. м (определяется исходя из размеров основных ее составляющих: проходов, площадки для встреч, кафе, малой детской площадки и цветников). Главный элемент - место встреч отдыхающих - должен занимать самую большую площадь, и к нему должны вести основные аллеи и дорожки парка. Наименьший его размер, с учетом ширины проходов (2,5-3 м) и размещения скамей, колеблется в пределах 50-100 кв. м. Профиль работы, вместимость и размеры кафе определяются в зависимости от контингента посетителей. Минимальный вариант - торговая точка быстрого обслуживания (одно- двухместная, со столиками), занимающая совсем немного места (до 25-30 кв. м). Размеры спортивно-оздоровительных площадок устанавливаются в прямом соответствии с существующими правилами. Устройство специализированных зон (смотровые площадки, причалы, участки для семейного отдыха и др.) зависит от конкретных условий.
С учетом климатических условий, стран света, а также назначения элементов парковой зоны на разных ее участках могут размещаться навесы, перголы, противоветровые и подпорные стенки. Важными функциональными элементами являются естественные и искусственные гроты, бюветы, цветники, фонтаны, декоративные малые формы и пр. В зонах отдыха, посещаемых в вечернее время, должно быть предусмотрено искусственное освещение. В конечном счете эффективность функционального наполнения благоустраиваемой территории напрямую зависит от максимального учета потребностей отдыхающих.
На его основе разрабатывается планировка участка. Она может носить разный композиционный характер: осевой, с выделенным центром, свободным расположением элементов и др. Главное - при необходимом разнообразии пластических форм достичь целостности. В результате выстраивается "живая" и в то же время строгая планировочная композиция, намечается общий характер используемых пластических форм, которые могут отличаться геометрической строгостью, выразительно контрастирующей с живыми природными формами, а могут и впрямую им соответствовать.
Одновременно должны быть четко решены конструкции парковых объектов. По здравому смыслу, они должны отличаться простотой, ясностью, открытостью и отсутствием украшений - что может быть краше окружающей их природы? Кстати, об украшениях. Сегодня их использование в функциональных элементах парковых зон часто диктуется модой на далеко не лучшие образцы ландшафтного дизайна. В соответствии с ее установками появляются вычурные по форме объекты, неудобные в эксплуатации. Например, выполненные из металла "изящные" скамьи с изогнутыми спинками, прислонившись к которым, просто невозможно отдохнуть. Форма любого ландшафтного объекта не выбирается "по вкусу". Она должна быть строго обоснована - утилитарно и конструктивно. В качестве примера приведем такой нехитрый элемент, как пергола: защитные доски необходимо располагать в соответствии с наивысшей точкой солнцестояния, а навесы делать с максимально возможными выносами, обеспечивающими защиту от косого дождя (кстати, такие выносы зрительно облегчают их форму). Еще пример - ветрозащитные стенки. Они должны располагаться так, чтобы защищать сидящих на скамейках людей от северных ветров, и быть обращены в сторону открывающегося пейзажа, а их высота должна чуть превышать высоту сидящего человека, чтобы они не заслоняли виды тем, кто прогуливается по парку. Функции таких стенок может выполнять и густой стриженый кустарник.
В благоустройстве парковой зоны лучше применять естественные материалы: камень, дерево и др. Для отдельных элементов (например, детских площадок, беседок, прогулочных галерей) могут быть успешно использованы и искусственные материалы. Это, прежде всего, пластик, если, конечно, он по цвету и форме органично включается в общую парковую композицию.
Подчеркнем: без широкой и глубокой функциональной организации художественное решение зоны отдыха, даже в любом "высокоэстетичном" варианте, обречено на провал. Нельзя допускать создания лишь "красивой" композиции. Она, как правило, является результатом упоминавшегося вкусового подхода к выбору пластических форм. Необходимо учитывать объективные закономерности построения ландшафтной композиции, предполагающие выполнение определенных художественных требований, столь же строгих, как и функциональные требования. Первое из них - образное решение парковых зон, предполагающее наделение композиции эмоционально-поэтическим содержанием, соответствующим ее назначению и характеру окружающего ландшафта. В соответствии со спецификой природного окружения может быть принята та или иная художественная идея - образ благоустраиваемого участка. Хорошо, когда он удачно отражается в поэтичном названии, помещенном на указателе, установленном у главной аллеи парка или при входе в зону отдыха. Такому образно-поэтическому решению подчиняется разработка всех элементов композиции, и только при этом подчинении обеспечивается ее глубокое эмоциональное восприятие.
Построение ландшафтной композиции подразумевает также соблюдение принципов масштабности (соразмерности всех элементов человеку), соподчиненности частей (выявление главного элемента), ритмичности строя, а в итоге - достижение ее выразительной целостности. Эта целостность - ключ к глубокому и благотворному воздействию художественно формируемого ландшафтного пространства. При ее отсутствии территория зрительно разрушается на мелкие, композиционно не связанные детали. Часто она так и выглядит: не хватает именно композиционной связи между разными функциональными элементами. Обеспечить эту связь должны архитекторы и дизайнеры, участвующие в формировании зон отдыха.
Хотелось бы в качестве примера построения подобных ландшафтных композиций привести работы студентов кафедры "Проектирование интерьеров" МГХПУ им. С.Г. Строганова (руководители: автор настоящей статьи, а также доц. Е.М. Сурина, преп. Т.А. Ермакова и Е.Г. Кириллова). Следует отметить, что при их оценке сотрудники кафедры указывали на некоторые погрешности в масштабной и конструктивной разработке элементов. В целом же проектная работа строилась с учетом объективных функционально-художественных закономерностей, раскрытых выше.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |