журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | MARIPOSA: воплощение мечты


полная версия


В тихом зеленом предгорье в южной части острова Тенерифе, в нескольких минутах езды от Атлантического океана находится необычное место под названием Марипоса, что в переводе с испанского означает «бабочка». Этот парк на протяжении нескольких лет создают вместе с художниками из разных стран Ханс-Юрген Мюллер и его жена Хельга.
Искусствоведа, автора нескольких книг, в недавнем прошлом владельца крупной галереи авангардного искусства Х.-Ю. Мюллера справедливо считают одним из основателей арт-рынка 1960-1970 годов в Западной Германии. В 1984 году Хельга и Ханс-Юрген Мюллеры задумали принципиально новый проект «Атлантис», призванный объединить представителей самых разных профессий и взглядов для решения назревших глобальных - экологических и гуманитарных - проблем. Их идеи получили поддержку многих известных людей, в том числе Далай-ламы и экс-президента ФРГ Рихарда фон Вайцзекера.
По словам самого Х.-Ю. Мюллера, первоначальный замысел состоял в том, чтобы попытаться воплотить в жизнь идею Атлантиса - построить город будущего и собрать под его крышами художников, поэтов, музыкантов со всего мира. Был объявлен конкурс, в котором приняли участие многие известные архитекторы. Наиболее интересный с точки зрения инициаторов проект был разработан Леоном Криером. Но по ряду причин, в том числе из-за недостаточного финансирования, этот проект не был реализован.

В 1993 году Ханс-Юрген и Хельга Мюллер начинают строить парк своими силами и во многом изменяют первоначальную концепцию, а также меняют название проекта: он получает имя «Марипоса» - бабочка, как символ красоты, обновления, способности трансформироваться. 
Многие специалисты утверждают, что неудача с первоначальным проектом положительно сказалась на развитии замысла. Руками многих художников, скульпторов, ландшафтных архитекторов на небольшом участке земли создается новое архитектурное и художественное пространство, не имеющее аналогов, появляется архитектура, спроектировать которую невозможно ни в специализированных бюро, ни в дизайн-студиях, идеально вписанная в уникальный вулканический ландшафт Тенерифе и отвечающая духу места. Это неповторимое по облику и настроению пространство обладает большой силой эмоционального воздействия благодаря гармоничному слиянию рукотворного и нерукотворного. 
Художники, создающие объекты и инсталляции, являются архитекторами Марипосы, участниками непрекращающегося процесса коллективного творчества, главным вдохновителем которого по-прежнему остается Х.-Ю. Мюллер. На территории парка возведено несколько небольших построек, каждая из них имеет свое назначение и свое особое архитектурное пространство, включающее находящиеся в непосредственной близости арт-объекты. Все объекты отличаются яркой индивидуальностью, при этом вместе они формируют целостное художественное пространство, которое постоянно трансформируется и дополняется. Художники применяют местные материалы, используют элементы ландшафта и произрастающие на участке растения; многие рукотворные объекты не сразу можно отличить от созданных природой. 
Восстановлены и отреставрированы несколько старинных построек, служивших ранее местным жителям, что придает архитектурному ансамблю историческую достоверность.
По замыслу Ханса-Юргена и Хельги Мюллер, Марипоса призвана выполнять двоякую задачу: стимулировать свободу творчества и способствовать решению насущных проблем. Она должна стать местом, где влиятельные деятели из сфер экономики, политики смогут встречаться с учеными и деятелями искусства для обсуждения важнейших глобальных проблем, что будет способствовать преодолению непонимания, разобщенности и отчуждения. 
В мире все взаимосвязано, однако пока человечество не слишком удачно решает свои проблемы. Многочисленные симпозиумы часто не приносят ожидаемых результатов, что, возможно, связано с излишне официальной обстановкой, диктующей стандартные решения, с жесткими временными ограничениями, с отсутствием свежего взгляда. Необходимо, чтобы обстановка на таких форумах была менее формальной, чтобы там встречались представители разных кругов, стоящие на разных позициях, но при этом объединенные стремлением найти оптимальные решения и способные посмотреть на проблемы под новым углом. Окружающая обстановка, сама атмосфера Марипосы должны способствовать раскрепощению сознания, стимулировать нестандартное мышление и принципиально новые подходы.
Пока Марипоса не может одновременно принять значительное число гостей, но в недалеком будущем здесь планируется строительство резиденций, конференц-центра, музея, библиотеки, помещений для показа театральных постановок и проведения концертов.
Конечно, инициаторы проекта «Марипоса» не притязают на роль спасителей мира. Это опытный полигон. И искусство здесь не претендует на главную роль, оно скорее служит катализатором и само извлекает очевидную пользу из роли посредника, обретая новые стимулы. За последние 200 лет деятели искусства были в значительной степени оттеснены с общественно значимых ролей, разобщены. Искусство должно осознать свое место в мире и не только декларировать, но и пытаться содействовать процессам гуманизации при помощи средств художественной выразительности.
Даже если замыслы создателей Марипосы отчасти утопичны, это не означает, что они нереальны. Людям необходимо объединяющая их идея. Кстати, сама мысль о создании Марипосы многим казалась утопичной, однако она существует и развивается. 
Еще одна черта Марипосы - определенная эксклюзивность. Остров Тенерифе изобилует всевозможными парками и аттракционами, упоминающимися во всех путеводителях. Марипоса не включена ни в один маршрут массового туризма и не является местом для развлечений. Это и привлекает сюда художников из многих стран, в том числе и наших соотечественников. Почти с самого начала участвует в проекте художник из России Иван Суриков, создавший в Марипосе несколько объектов. Он утверждает, что Марипоса - нечто большее, чем просто художественный парк, что это место обладает особой, сакральной аурой. 
Из интервью Ханса-Юргена Мюллера и Хельги Мюллер Ивану Сурикову
И. С.: Когда попадаешь на территорию Марипосы, создается впечатление, что ты находишься в какой-то экзотической, доселе не виданной стране. Прогуливаясь по замысловатым тропам парка и открывая все новые и новые арт-объекты, теряешь чувство времени и забываешь о делах насущных. Был ли у Вас при строительстве Марипосы четкий архитектурный план?
Х. М.: Особенность состоит в том, что никакого архитектурного плана не было и нет. Поначалу мы работали с такими архитекторами, как Леон Криер, Фрай Отто, Джоржи Герман и другие, но потом, несмотря на то что все предложенные макеты нам очень нравились, мы решили строить сами, чтобы каждый метр нашего парка был оформлен художниками, работающими в разных стилях, представляющими различные направления, чтобы каждый художник оставлял здесь свой след, вкладывал свою лепту.
И. С.: Как соединить на одной площадке произведения художников, стоящих на разных художественных позициях?
Х.-Ю. М.: У нас это получилось таким образом: нам надо было соединить объекты - провести дорожку от одного до другого, просто чтобы можно было к ним подойти (ведь вначале весь участок был покрыт кактусами). Мы стали это делать не по принципу «сначала А, потом В, затем С и т.д.», а по-своему. Ведь когда хочешь подняться на вершину высокой горы, не знаешь на сто процентов, как будет протекать маршрут; иногда необходимо сделать пару шагов в сторону, иногда назад, чтобы в результате достичь цели. Так и мы: иногда нам приходилось разрушать уже выстроенную стену, менять местами камни, отказываться от того или иного решения по техническим причинам. Все рождается в процессе, на месте, без предварительного плана и подготовки. Нас не пугают некоторые изъяны или незаконченность. Мы не стремимся к перфекционизму, мы создаем Марипосу с любовью, обустраивая каждый метр. Весь парк - это ручная работа более чем шестидесяти художников, продукт коллективного творчества, произведение искусства. Иногда меня спрашивают: «Вы, наверное, очень богаты, если можете себе позволить заказать, к примеру, входную дверь за 30 тысяч евро?» Я объясняю, что это уникальная ручная работа талантливого художника, который потратил на ее создание 750 часов, она существует в единственном экземпляре и является произведением искусства, и задаю вопрос: «А сколько стоит ваше новое авто, сошедшее с конвейера?» Машина может практически все, и против нее у человека нет шансов; единственное, что машине не под силу, - создавать красоту.
И. С.: Вы приглашаете в Марипосу небольшие группы людей совершенно разных профессий - художников, музыкантов, ученых, политиков, бизнесменов… Это идеальное место для общения, обмена опытом, проведения дискуссий и отдыха. Какова Ваша главная цель?
Х. М.: Мы видим свою задачу в том, чтобы предоставить возможность для общения в уникальной атмосфере Марипосы людям, которым небезразлично будущее нашей планеты.
Статья подготовлена по материалам и при активном содействии художника Ивана Сурикова. 
Врезка
А.М. Лидов, историк византийского искусства, директор Центра восточнохристианской культуры:
Мне кажется, что некоторые объекты в Марипосе - это попытка создать новое сакральное пространство. Не традиционное, принадлежащее к какой-либо конкретной религии, а пространство для созерцания, размышлений о Боге и сверхъестественном. Сказочный пейзаж Тенерифе, существующий миллионы лет, как правило, является частью инсталляций и тоже становится сакральным через интерпретацию художников, которые включают часть природы в определенное художественное пространство.
Это не стилизация или подражание чему-либо. Все сделано достаточно просто, но вместе с тем достигает цели. Здесь есть эстетическая и духовная основа. Находясь в этом пространстве, вы чувствуете, что в мире существует нечто, выходящее за границы обыденного.








© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.