журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Глобальный язык архитектуры

К. Агабеков, зав.кафедрой архитектурного проектирования Азербайджанской государственной академии художеств

Механическое использование художественной системы даже самого гениального произведения еще не творит гениев. Но такая система ложится в основу творчества зодчих целой эпохи, обобщающих и обогащающих ее в соответствии со своим временем, сохраняя тем самым внутреннюю связь между эпохами. Именно это мы называем глобальным языком архитектуры …
В параде архитектурных стилей, формирующих неповторимый облик Баку, встречаются образы, играющие ключевую роль для города. Один из таких образов здание Азербайджанского государственного театра драмы в Баку, автором которого был архитектор Газанфар Ализаде, принадлежавший к плеяде талантов 60-х годов прошлого века, которые перекинули мост между национальной азербайджанской и классической западной архитектурой, не впадая в крайности различных модных течений.
Компактный объем здания театра интересен простым монументальным решением в форме параллелепипеда. Массивный стилобат создает резкий контраст с глубокой светотенью лоджии эйвана второго яруса. Восьмигранные колонны, поддерживающие антаблемент над лоджией, усиливают игру света и тени. При решении фасада здания автор использовал крупные членения, состоящие из ряда колонн, воспринимающихся как часть дорического периптера. Заложенные в нем принципы виртуозно работают на фасаде этого «Бакинского Парфенона». Это сравнение применено к зданию театра не случайно. Дело в том, что в основе его скрытой гармонии, определяющей пропорциональный строй каждого элемента, лежит тот же ключ, который был использован при создании величайшего памятника древнегреческого зодчества. На примере трех архитектурных произведений древнеегипетской пирамиды, греческого Парфенона и здания бакинского театра попробуем понять, как с помощью одного и того же композиционного приема (в данном случае пропорции «золотого сечения») в разных регионах и в разное время формировались разные в зависимости от назначения и идейного содержания объекты искусства.
Египетская пирамида грандиозное архитектурное сооружение и в то же время простой геометрический символ. Ее абсолютный лаконизм, точность осуществления и скрытый в этих геометрических формах символический смысл вот вопросы, занимающие человека, пытающегося понять эти гигантские сооружения. «Пирамида это не только количество труда, ошеломляющее зрителя, но и проблема искусства, проблема образа, который заключен в наклоне ребра пирамиды, ибо именно ребра пирамид рисуют на фоне неба силуэт пирамид с любой точки зрения и при любой дальности. Эмоциональное воздействие пирамиды определено и ее масштабом, и наклоном ребра» (И. Шевелев. Принципы пропорции. М.,1986,с.109). Именно наклон граней и поверхности по отношению к основанию, а также к диагонали основания создает гармоничное отношение и пропорцию золотого сечения. Стороны основания пирамиды Хеопса до потери облицовки составляли 234,4 м, а общепринятая высота 146 м. Определив их соотношение, убедимся, что оно равно 1,6, т.е. «золотому сечению» (точное значение 1,618 …).Высота пирамиды относится к диагонали основания (327,7 м) как 1:v5. То, что строители пирамид знали «золотое сечение», сегодня уже не вызывает удивления. После расшифровки «золотых скрижаль» зодчего ХесиРа мы получи ли вещественные доказательства того, что древним египтянам были известны «нормативы», лежащие в основе теории гармонии.
Античная Греция стала наследником многих научных знаний, накопленных Египтом. В геометрических построениях греки, как и египтяне, исходили из прямоугольника с соотношением сторон 1:2. Диагональ двух квадратов с соотношением 1:v5, создающая напряжение и динамику форм, пронизывает все элементы Парфенона. Эта система соразмерностей получает здесь особенно тонкую и богатую проработку, проявляясь в пропорциях «золотого сечения».
Здание Азербайджанского театра драмы благодаря крупным архитектурным членениям является доминантой площади и организует ее пространство. Немалая роль в этом принадлежит устойчивости канонических форм. Главный фасад театра имеет двухчастную композицию. Верхний объем, который представляет собой колоннаду, создающую ритмичный строй и глубокие тени, приближает ее к динамическим формам Парфенона. Нижний, решенный в более тяжелой массе, создает статическую композицию, т.е. образ, противоположный Парфенону.
Как и строители Парфенона, при геометрическом построении
пропорций здания автор исходил из прямоугольника с соотношением сторон 1:2. В такой прямоугольник вписано и очертание
главного фасада (за исключением верхнего облома карниза). Высота здания без цоколя и верхней кромки карниза равна полови
не ширины здания. Если разделить большую сторону прямо
угольника, составляющую ширину здания по «золотому сечению », то ее малый отрезок будет равен высоте ордера (расстояние от верхней границы первого этажа до верхней точки
антаблемента с исключением верхней кромки карниза). Большой отрезок 
охватывает расстояние между верхней точкой цоколя и верхней точкой скульптурной группы эмблемы, выступающей в роли фронтона. Высота первого этажа от верха цоколя до низа колонн равна 
Как отмечает И. Араухо в своей книге «Архитектурная композиция» (М.,1982), «исследуя все эти аспекты, мы должны изучить точки, линии, пересечения, диагонали и т.д., т.е. скрытую геометрию в том виде, в котором мы ее найдем, способствуя тем самым установлению взаимосвязи между анализируемым объектом и субъектом, который его анализирует, взаимосвязи, которая поможет выявить сущность объекта (его восприятие)». Однако, продолжает эту мысль Б. Михайлов (Витрувий и Эллада, М.,1967), пропорции не следует рассматривать как произвольно вносимое художником средство гармонизации художественного образа произведения; они неразрывно связаны с самой сущностью архитектурного произведения и являются «внутренне присущей ему мерой», способствующей раскрытию характера функционального и идейного содержания архитектурного произведения в его формах.
В этой связи стоит задуматься над тем, какое идейное содержание отражает каждая рассматриваемая форма, какие эстетические и философские представления своего общества воплощают эти произведения. Если египетские пирамиды, цель которых возвысить фараона до уровня бога, подавляют человека, то мерилом прекрасного в Древней Греции был человек. Из этого исходила и античная архитектура, строя храмы, основанные на красоте идеальной модели. Здание театра драмы в Баку это тоже храм, но только богу искусства. Здесь обиталище оракула Аполлона. Здесь собрание дельфийских оракулов, муз. Здесь источник вдохновения. И именно здесь должна царить высшая гармония форм. Если «золотое сечение» пропорций пирамиды Хеопса проявилось в предельно сжатой, статически напряженной форме и гигантском масштабе, а в греческом храме определила динамическое напряжение форм и человеческий масштаб, то в бакинском театре в статической уравновешенности масс и в сомасштабности окружающей застройке. Являясь градостроительной доминантой по местоположению и храмом искусства по идейному содержанию, здание демонстрирует согласованность с прилегающими постройками и является мажорной мелодией форм. Рассмотренные примеры показывают, что своеобразие архитектуры каждого народа формировалось не на почве обособления, а проходило через призму преемственности и единого для всех культур архитектурно-композиционного языка. И этот глобальный язык связывает человечество в единую цивилизацию.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.