журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Он смотрит на мир глазами художника …

Г.Франгулян,скульптор

После того как бельгийская столица передала Москве в дар скульптуру «Похищение Европы »,украшающую теперь одну из городских площадей, имя ее создателя, известного скульптора Оливье Стребеля, стало известно многим москвичам. Эта публикация не обзор его творческой биографии и не искусствоведческий анализ произведений,а живые впечатления собрата по творческому цеху, хорошо знающего этого удивительного человека.
Оливье Стребель один из известнейших скульпторов современности. Гордость Бельгии. Друг бельгийского короля. Достойнейший и в высшей степени образованный человек. Его работы украшают многие города и в Европе, и в Америке, и в Японии.Но больше всего их, конечно, на родине скульптора. Они встречают вас уже в брюссельском аэропорту интерьер здания украшают огромные стилизованные крылья, созданные воображением и руками Стребеля. А потом его скульптуры, обычно очень крупные, выполненные в бронзе, постоянно сопровождают вас в прогулках по бельгийской столице. Одно из известнейших произведений скульптора ком позиция в здании Европарламента. Сплетенная из никелированных труб, она словно возносится к небу, упираясь в стекло, которым перекрыто многосветное пространство холла. Благодаря искусной подсветке вечером здание становится прозрачным, и скульптура как бы парит в воздухе, вы рвавшись на открытое пространство улицы. Надо сказать, зрелище просто завораживающее.
Оливье Стребель великолепно чувствует время и очень точно отвечает на его запросы. Он относится к тем серьезным скульпторам, которые занимаются разработкой фундаментальных ценностей в пластике. Его работы академичны в хорошем смысле этого слова. В них соблюдены все композиционные законы. Они прекрасно выстроены, они существуют со всех сторон, они живут в пространстве. Кроме всего прочего, восхищает добротное отношение мастера к избранному материалу, умение понять его тектонику и включить ее в свой замысел.
Работам Стребеля свойственно необычайное жизнелюбие. Их особая пластика как бы пронизывает пространство в звенящей тишине, каким то не постижимым образом создавая ощущение полета. Ключ к разгадке этого феномена надо искать в личности самого скульптора. Этого истинного жизнелюба всегда окружают невероятно красивые женщины. Да и сам Оливье удивительно красив и спортивен. На восьмом десятке он регулярно летает на дельтаплане. Кстати, когда то Стребель первым перелетел на дельтаплане через Альпы. Единственное негативное следствие его увлечения полетами вечно поцарапанный и обожженный на горном солнце нос. Впрочем, нос у него столь же крупный и выдающийся, как и сам скульптор. Видимо, поэтому его так трудно уберечь от неприятностей. Любовь к полету, любовь к женщине, любовь к жизни вот что формирует масштаб и поэтику этой личности, определяя образный строй его про изведений. Одно из следствий всепоглощающего жизнелюбия обостренная восприимчивость к органике. На мой взгляд, в некоторых абстрактных работах она ему даже мешает. В формальных вещах я бы, на пример, предпочел акцентировать именно формальную сторону. А у Стребеля, видимо, побеждает желание ощущать скульптуру, как тело прекрасной женщины. И это опять таки замечательно. Сохранить в его возрасте столь полное ощущение жизни дано не каждому. В Стребеле меня восхищает буквально все: и широкая натура, и неисчерпаемое дружелюбие, и безграничная гостеприимность. Эти черты, объединенные в одном человеке, не часто встретишь на Западе. Разве можно забыть великолепный прием, который он дал в мою честь после церемонии открытия памятника Пушкину в Брюсселе? Моему успеху он радовался как ребенок, что большая редкость в творческой среде. Умение искренне радоваться чужим удачам это не только следствие широты натуры. Стребелю просто нечего и некого бояться, ибо он давно уже занял свое место на Олимпе и, будучи истинным Маэстро, отнюдь не против потесниться.
Я всегда мечтал, чтобы в Москве появилась скульптура Стребеля, и необычайно рад, что это наконец произошло. Для нашей столицы «Похищение Европы» большой подарок, ибо городу нужна была скульптура, которая расширила бы диапазон возможностей для будущих произведений, контрастируя со всем, что мы сегодня имеем. Что же касается новой для города стилистики, то здесь нам не о чем беспокоиться. Ибо Москва это своеобразный Ноев ковчег, который способен принять и понять все что угодно. Лишь бы это было достойно и интересно. Кстати, изначально автор задумывал скульптуру совсем по другому: вы полненная из камня стилизованная голова быка, по которой стекает вода, а вместо рогов бронзовая женская фигура. Как то, придя к Стребелю в мастерскую, я попытался уговорить его вернуться к стилистике, в которой скульптор работает последние годы. К моему удивлению, он с радостью согласился. Так камень заменили никелированные трубы. Оливье Стребель скульптор суперсовременный, работающий в достаточно резкой стилистике. Одним это нравится, другим нет. Но вряд ли кто то решится отрицать, что мастер всегда очень точно ставит и блестяще решает образную задачу, какими бы путями он ни шел к цели. Такое свойственно лишь большому таланту. А с этим у Стребеля все в порядке.
Он смотрит на мир глазами художника, и мир раскрывает перед ним свои тайны …




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.