журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Дом для художника, музей для картин

На тихой улице Лопарева в Ханты Мансийске недавно появилось здание, словно вобравшее в себя дух Серебряного века русского искусства с его культом красоты и духовности. Продуманный во всех деталях от изящной ограды до интерьера элегантной мастерской, Дом музей Народного художника СССР Владимира Александровича Игошева сам является законченным произведением искусства. К 80 летнему юбилею выдающегося мастера собрание его картин, насчитывающее около 80 полотен, получило достойную оправу. Вот что рассказал о работе над домом музеем художественный руководитель Московского комбината монументально декоративного искусства Заслуженный художник РФ Сергей Горяев.
Я очень волновался, представляя на суд Владимира Александровича и всех присутствовавших на торжественном открытии Дома музея многомесячный труд большого коллектива художников и исполнителей. Ведь мы хотели не просто сделать мозаики и декоративные решетки, скамьи и двери, шторы и рамы, музейные ин терьеры и инсталляции, освещение и экспозицию. Мы буквально дневали и ночевали на стройке, чтобы создать настоящий Дом для Мастера и достойный музей для Ханты Мансийска. Я приступил к работе в конце апреля 2001 года, когда коробка здания уже стояла. Правда, она сильно отличалась от проекта Е.В. Ингема, хотевшего придать строению черты архитектуры русского модерна. Мои эскизы архитектору понравились. Теперь надо было получить одобрение Игошева. При встрече Владимир Александрович попросил: «Сделай мне рисунок фасада, чтобы на нем была маковица, да не спутай ее с луковицей». Когда родилась идея фасада с мозаичной маковицей, я пригласил молодых художников Алексея Якименко и Екатерину Данильченко помочь в разработке деталей мозаики и художественного металла. Ребята работали увлеченно и с задачей, по-моему, справились прекрасно.
К маю проект фасадов и эскизы решеток, флюгеров и прочего были готовы. В июне заключили договор, и началась реализация нашего замысла. В художественных мастерских КМДИ и прямо на стройке за очень короткий срок было выполнено около 100 кв. метров мозаики, более 250 кв. метров кованых деталей (ограда, бал коны, флюгера, перила и т.п.). В работе принимали участие около 40 исполнителей разных художественных специальностей. Так, художник Александр Ишин с бригадой мозаичистов изготовил в материале мозаики дома, за кованые изделия отвечала бригада мастеров ковки во главе с Виктором Новгородовым. Между тем объем работ все расширялся и усложнялся. В августе выяснилось, что нам решили поручить все, что связано с созданием музейного комплекса: дизайн проект интерьеров, включая перепланировку входной зоны, экспозицию картин Игошева, проект компоновки музыкальной гостиной с акустикой и местами для зрителей, а также интерьерные инсталляции, воспроизводящие быт художника коллекционера. Надо было продумать наполнение интерьеров, создать или приобрести и отреставрировать все предметы от самой маленькой статуэтки до люстр, часов, штор. Мы же отвечали за системы специального выставочного и наружного освещения. Прибавьте к этому проект благоустройства территории музея, колерные паспорта фасадов, проект наружной подсветки здания и согласование всех этих проектов с городскими и окружными инстанциями … За интерьерные инсталляции и экспозицию музея я взялся сам. Может быть, это звучит нескромно, но мне казалось, что я хорошо понимаю творчество Владимира Александровича и смогу создать интерьеры, отвечающие внутреннему миру художника. Это была большая работа. Строителям пришлось сломать часть перегородок. Мы сами делали эскизы и по ним шили шторы и занавеси (художник Ольга Герасимова). Входные двери и рамы для картин нам из готовили в Екатеринбургском Худфонде. Для комплектации светильников, включая наружные и экспозиционные, я пригласил представителей фирмы Iguzzini, которая работала с музеями Лувра. Интерьерные инсталляции кабинета и мастерской художника включают в себя целую коллекцию: зеркала, ковры, антикварную мебель, люстру, подлинные предметы прикладного искусства и станковую скульптуру XVIII начала ХХ в. Коллекция включает около 150 предметов. Часть из них подарил сам Владимир Александрович, но большинство пришлось добывать самим. Даже мольберт в мастерскую мы нашли исторический, чем очень пора довали Мастера. А статуэтку «Калмык на коне конца XIX века спе циально отыскали такую же, как в доме Игошева. Временами казалось, что проблемы никогда не кончатся. И все же к открытию музея все было готово: чудесные картины Игошева висели на стенах, здание оделось в свой художественный убор.
Дом ждал Мастера.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.