журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Итальянское Возрождение. Заметки об искусстве.

Книга под таким названием вышла в прошлом году в издательстве МАКС Пресс. Ее автор художник и архитектор Евгений Васильевич Путятин. В своих кратких историко-искусствоведческих заметках, составленных на основе не только современных, но подчас уникальных, ставших библиографической редкостью источников, он увлекательно и последовательно открывает нам мир искусства итальянского Возрождения. Более подробно о книге мы попросили рассказать самого автора. Эта книга представляет собой заметки об искусстве эпохи итальянского Возрождения: живописи, скульптуре, архитектуре, теории искусства, включая сведения о наиболее интересных событиях истории, культуры, литературы и пр. Стараясь приблизить структуру изложения материала к действительности, мы не разводим события по отдельным видам творческой деятельности, но, перемежая их, рассказываем о художественной жизни эпохи Возрождения в естественной последовательности. Конечно, книга не предназначена для последовательного чтения страница за страницей, и в этом смысле сближается с энциклопедическими изданиями, чему способствует развернутый указатель справочник. Хотелось бы, чтобы читатель, работая с ней, не только углубил свои знания о творчестве всемирно известных художников, но и осознал некие внутренние взаимосвязи различных областей художествен ной деятельности и общекультурного процесса. Очень важно, что строго хронологический способ изложения позволяет обнаружить деятельность большого числа художников, на фоне и при поддержке которых формировалась известность тех, чьи имена привычно ассоциируются с искусством эпохи Возрождения. В результате отчетливо осознается ценность творчества «второстепенных »мастеров, чья деятельность в силу тех или иных причин недостаточно широко освещена.
Хронологический подход к изложению материала выявляет еще одну особенность творческого процесса, сопутствующую, в сущности, всем художественным начинаниям того периода. Речь идет о строительстве двух грандиозных соборов собор Санта Мария дельФьоре во Флоренции (1294 1471) и собор Апостола Петра в Риме (1452 1626). Значение их для всего созидательного процесса, проходившего в сложных социально экономических и политических условиях, далеко неисчерпывается архитектурными достоинствами. В книге приведена детальная хронология строительства соборов и имена художников, участвовавших в их создании.
Излагаемый в книге материал представляет собой как бы краткий свод событий и имен, связанных с историей искусства эпохи итальянского Возрождения. Вместе с тем каждый художник это и характер, и личность. Поэтому невозможно составить представление о творчестве живописца, не поняв, какое место он занимал в культурной жизни своей эпохи и какое влияние на его творчество оказали те или иные гуманистические и философско религиозные воззрения. Поэтому данным вопросам в книге также уделено внимание.
Искусству эпохи итальянского Возрождения посвящено большое число историко-искусствоведческих трудов. Вместе с тем ощущается необходимость составить целостное представление о художественном творчестве в эту эпоху. Надеемся, что читателей заинтересуют дополнения к основному тексту, приведенные в постраничных сносках. В них приводятся сведения из различных источников, которые помогают глубже вникнуть в суть вопроса.
Повествование начинается сообщением о живописце Коппо ди Марковальдо, вероятно, не столь широко известном читателям, как, например, художники Чимабуэ и Джотто, и все же стоящем с ними в одном ряду.Этим именем, по существу, начинается история искусства эпохи Возрождения. В качестве дополнения к материалам о живописи отдельное, правда, очень скромное место уделено искусству рисунка, поскольку как вид художественного творчества он начал формироваться именно в эпоху Возрождения.
В некоторых местах «Хронологии »приведены только даты того или иного события. Подобный материал служит фоном, который позволяет сохранить относительную целостность исторической картины. То же можно сказать и о некоторых примечаниях, содержащих сведения о литературе, музыке, некоторых исторических событиях. В книге также обозначены связи искусства итальянского Возрождения с творческими процессами в других странах.
Наша «Хронология »завершается сообщениями о творчестве архитектора позднего Возрождения Андреа Палладио, скульптора Бенвенуто Челлини, живописца Якопо Тинторетто и о событиях в области теории искусства. Не претендуя на исключительную объективность и учитывая большое разнообразие взглядов, автор руководствовался мнениями признанных специалистов и собственным творческим опытом.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.