|
Статьи |
«Сегодня в Киеве мы можем реализовать самые смелые архитектурные решения»
Сергей Бабушкин
Главный архитектор Киева Сергей Бабушкин пожалуй, одна из самых неоднозначных фигур среди руководства столицы Украины. Отношение к нему колеблется от обожания до полного неприятия. Но то, что личность он неординарная, признают все и друзья и противники.
Корр. Сергей Вячеславович, наверное, трудно выдерживать постоянный натиск со стороны «творческих противников »,всегда оставаясь доброжелательным и сдержанным? С.Б. Еще как. Однажды ко мне на целый рабочий день пристроили датчик давления. Утром и вечером все в норме. А с 14.30 до 19.00, пока шло заседание Градостроительного совета, 180 на 130. При этом окружающие ничего не заметили ведешь себя как обычно, всем улыбаешься. Впрочем, творческий процесс никогда не проходит гладко. Современная архитектура рождается в бесконечных спорах и компромиссах. Важно предусмотреть все, чтобы потом аргументированно противостоять оппонентам.
Корр. Многих раздражает то, что, будучи главным архитектором города, вы продолжаете проектировать, руководить мастерской...
С.Б. Мне кажется, было бы странно, если бы главный архитектор города не проектировал, а только ставил подписи. К тому же я всегда считал себя прежде всего архитектором, а уж потом чиновником. Поэтому и не прекращаются творческие споры на градостроительных советах. Это нормально. Хуже, если на стадии проектирования все были «за », а потом, когда объект уже построен, твои же коллеги начинают писать гадости в прессе, руководствуясь какими то конъюнктурными соображениями. Наш мэр Александр Омельченко на последнем заседании Госстроя сказал, что ни в одной профессии так друг друга грязью не поливают. Есть такое понятие, как корпоративная этика, которой нужно придерживаться в любом случае. У нас, к сожалению, все наоборот. Когда объявляют конкурс на застройку площадки, желающих поучаствовать не найдешь не выгодно. А когда какой-то коллектив рискнул, поработал, выиграл конкурс, и проект уже согласован, от желающих покритиковать отбоя нет.
Что же касается моей мастерской, то сейчас туда пришли молодые архитекторы с которыми работать одно удовольствие. Это счастье, когда твои ученики встают на ноги, набираются опыта и начинают проектировать лучше учителя... Корр. За последние пять лет Киев разительно изменился. Судя по тому, что на вас постоянно нападает «общественное мнение », новый облик столицы рождается в муках. И тем не менее все, что сделано в городе, впечатляет. Чем руководствуетесь при принятии решения о возведении нового объекта?
С.Б. Комфортом, гармонией и необходимостью. Не собираюсь умалять того, что сделано за последние годы. Но и преувеличивать достижения не стоит. Для такого мегаполиса, как Киев, строить нужно намного больше, если, конечно, мы говорим о новом качестве жизни.
Киев город удивительный. Будучи эклектичным по своей при роде, он всегда позволял архитекторам экспериментировать со стилями. Посмотрите на знаменитый дом с химерами, построенный в 1902 1903 годах архитектором Городецким. В середине ХХ века о нем писали: «Архитектура здания характеризуется отходом от реальной действительности в мир фантазии… Этот дом является своеобразной рекламой цемента фабриканта Рихтера ». Архитектора Йосифа Каракиса обвиняли в украинском национализме, а сейчас его здания, выполненные в стиле классицизма, являются учебными пособиями для архитекторов всего мира. Ругательные эпитеты находились практически для всех зданий, на которых сейчас висит табличка «Памятник архитектуры ».Кто знает, может быть, лет через сто наши потомки повесят такие же таблички на здания, которые сейчас вызывают бурные споры. Уверен если проект серый и неинтересный, из-за него спорить не будут. А если вокруг него бушуют страсти значит архитекторы на правильном пути. Недаром говорят, все хорошее рождается в муках.
Корр. Процесс строительства в столице Украины имеет волнообразный характер. Начинали с жилья, потом пошли офисные здания, а в последнее время торговые площади и общественные центры. Чем это объясняется?
С.Б. Жизнью. Сначала нужно дать людям жилье, потом нормальные условия работы, а сейчас пришла очередь досуга. Но все это очень условно. Проектирование общественных цент ров, конечно же, не мешает возведению жилых зданий. Сегодня в Киеве жилья строится более миллиона кв. метров в год, причем качественно нового уровня: средняя площадь квартиры теперь превышает 70 кв. метров. За собственные деньги люди хотят жить в нормальных условиях. Поэтому и стараемся проектировать так, чтобы в новой квартире человек чувствовал себя достойно.
Что же касается торговых площадей, то время рынков заканчивается. Постепенно киевляне захотят не только торговать, но и покупать в комфортных, благоустроенных помещениях. В Риге, например, численность населения которой не превышает 800 тыс. человек, уже построено более 15 мегамаркетов площадью от 15 до 59 тыс. кв. метров. По подсчетам специалистов, это покрывает всего лишь 60% потребности населения в цивилизован ной торговле. Поэтому строительство таких торговых центров будет продолжаться. Этот процесс начинается и в Киеве. В общем, будем строить столько, сколько нужно. Корр. Не так давно был принят новый Генеральный план развития Киева до 2025 года. Что ждет столицу в ближайшие двадцать лет?
С.Б. В основу концепции развития положена идея гармонии между архитектурным наследием и современными тенденция ми. Планируется не расширять границы города, а использовать уже существующие площадки. В то же время в пригородах столицы будет развиваться коттеджное строительство, создаваться соответствующая инфраструктура. Словом, речь идет об уплотнении существующей застройки и эффективном использовании территорий. А это потребует пересмотра строительных норм. Например, нам очень пригодился бы московский опыт разработки норм по строительству подземных паркингов, которые отличаются от общероссийских.
Остро стоит проблема строительства жилых зданий выше 25 этажей. Потребность в высотном жилье огромная. Но нормативы, разработанные в середине прошлого века, запрещают подобное строительство. Вот и получается парадокс: современные технологии позволяют строить высотные здания, а устаревшие нормы никак не дают нам «вырасти »выше шестнадцатиэтажек. Впрочем, в одном из спальных районов Киева в качестве эксперимента уже строятся первые шесть 34 этажных жилых дома.
Корр. Между тем у высотных домов в Киеве множество противников. Считается, что «матери городов русских » высотки не нужны...
С.Б. Действительно, в то время когда весь мир преспокойно живет в 70 150 этажных домах, мы все еще пытаемся «про толкнуть »проекты пятиэтажек, а 12 этажные здания считаем небоскребами. До сих пор любимое замечание некоторых чиновников от архитектуры понизить высотность. Тем не менее реалии таковы, что от строительства высотных домов мы никуда не уйдем. Европейской столице нужны высотные градостроительные доминанты. Кроме того, с появлением такого жилья у киевлян появится больше возможностей для выбора. Ведь кому-то нравятся облака и широкая перспектива за окном, а кто-то хочет жить поближе к земле. Не надо забывать и о том, что сегодня высотность величина не только эстетическая, но и экономическая. Она дает реальную возможность снизить стоимость квадратного метра. Недавно мне посчастливилось побывать в Нидерландах. Там люди вообще на воде живут, причем и в многоэтажках. А подземные паркинги и вовсе под водой строят. Так эстетика сочетается с целесообразностью. Словом, многоэтажная застройка нужна. Но в каждом случае решение надо принимать отдельно, учитывая множество самых разных факторов.
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights
Reserved. |