журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Музей современного искусства в Нижнем Новгороде

О.Орельская, архитектор, профессор ННГАСУ

В конце ХХ века в России произошла смена приоритетов в типологии общественных зданий. В связи с изменением экономических отношений самыми востребованными типами сооружений оказались банки, офисы, деловые и торговые центры, гостиничные комплексы. Массовый характер приобрело строительство и реконструкция культовых зданий. Позже, в связи с коммерциализацией досуговой сферы, началась активная реконструкция зрелищных зданий. А вот многие музейные и выставочные экспозиции продолжают ютиться в старых, порой мало приспособленных для этой функции помещениях. Особенно плачевно положение музеев и вы ставок современного искусства, хотя число подобных экспозиций из года в год растет.
Мировой опыт показывает, что именно музеи современного искусства являются сегодня одними из наиболее посещаемых мест досуга. По своему назначению это не просто хранилища художественных произведений, а развитые многофункциональные центры. В их состав включают концертные залы, библиотеки, ин формационные центры, мастерские, клубные помещения, рестораны. Идет постоянный поиск, направленный на расширение их функций и повышение мобильности внутреннего пространства. Одна из особенностей таких центров заключается в том, что посетители становятся соучастниками некого творческого процесса или театрального действа, срежиссированного устроителями выставок. Другая отличительная черта формирование в них сложного пространства, рассчитанного на разноплановые экспозиции (живопись, скульптура, плакат, фотография, дизайн, музыка, кино, театр,а рхитектура и пр.). Как правило, здания таких музеев сами становятся экспонатами как уникальные произведения архитектуры.
Нижний Новгород, третий по величине город европейской части России, не имеет ни одного музея современного искусства. Более того, за последние десятилетия здесь не было построено ни одного нового объекта культурного назначения, хотя идея создания такого центра в городе обсуждается уже давно. Студенты факультета архитектуры и градостроительства Нижегородского государственного архитектурно строительного университета, естественно, не остались в стороне от этой проблемы. Так, свой вариант ее решения предложил в дипломном проекте прошлогодний выпускник института Михаил Дуцев (руководитель опытный преподаватель и один из ведущих нижегородских архитекторов В.В.Зубков). Его работа была от мечена дипломом первой степени на Международном конкурсе лучших дипломных проектов 2002 года и специальным дипломом МАСА.
Прежде чем приступить к проектированию, автор всесторонне изучил отечественный и зарубежный опыт строительства подобных комплексов, творчески проанализировав существующие в этой области новации. Это помогло создать смелый поисковый проект, восходящий к традициям советского классического авангарда 1920 1930 х годов и одновременно впитавший в себя новейшие тенденции современнго мирового зодчества. Центр искусств предлагается расположить на пл. Маслякова, где в соответствии с генпланом предусмотрено строительство крупного общественного здания. В основу композиционного решения положен крест пересечение двух транспортных и визуальных направлений, ориентированных на Нижегородскую ярмарку и связывающих площадь с расположенным неподалеку Институтом архитектуры и градостроительства. Таким образом, между местом предполагаемого строительства и городом существуют хорошие визуальные и планировочные связи. Проект бережно сохраняет существующую планировочную структуру сетку улиц. Входы в здание удобно расположены с трех сторон, под ним за проектирована подземная автостоянка. Автор стремится создать цельный, лаконичный, лишенный декоративных деталей объем, задуманный как скульптура в виде гигантского куба. Он воспринимается как монументальная форма, воплощающая в себе дух современного искусства. Это сооружение, безусловно, контрастирует с разнохарактерным историческим окружением площади, претендуя на роль своеобразного экс-травагантного акцента в городской среде. Вместе с тем проект ориентирован в будущее рядом предполагается построить новый перспективный район «Большие Овраги». Лаконизму внешнего облика здания противопоставлена много плановость внутреннего пространства. Его структура развивается по определенному сценарию простые геометрические объемы расположены по спирали, символизирующей движение из глубины истории в будущее. Система вертикальных коммуникаций соединяет все уровни музея, предназначенные для постоянных и временных экспозиций. Планировка на всех уровнях свободная. По замыслу автора, Центр искусств это гибкая структура, основанная на принципах универсальности. Здесь предполагается не только разворачивать экспозиции, но и устраивать зрелища, обучать различным видам искусства. Выразительность решения усиливает возможность видеть сквозь прозрачное остекление куба выставочные и зрелищные залы, которые словно парят в воздухе. Прослеживается игра глухих и прозрачных поверхностей стен и разновеликих объемов, которые находятся за его оболочкой. Множественность ракурсов внутри и снаружи обеспечивает необходимое разнообразие впечатлений. Графическое и цветовое исполнение проекта напоминает живописные картины художников авангардистов.
Так заявляет о своем вступлении в творческую жизнь Нижнего Новгорода новое поколение наших зодчих, которым вскоре предстоит определять архитектурное лицо города.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.