журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Скромная жемчужина Таджикистана

С.Юсуфджанов член корр.Международной Академии архитектуры стран Востока

Такие крупные и своеобразные города Среднего Востока, как Бухара, Самарканд, Хива и др., имеют всемирную известность благодаря своим архитектурным и историко-культурным памятникам. Однако подлинные архитектурные шедевры можно встретить и в не столь известных мировой общественности центрах средневосточной культуры. К их числу, несомненно, относится город Истаравшан (Уротеппа), расположенный в Согдийской области Таджикистана. Такие крупные и своеобразные города Среднего Востока, как Бухара, Самарканд, Хива и др., имеют всемирную известность благодаря своим архитектурным и историко-культурным памятникам. Однако подлинные архитектурные шедевры можно встретить и в не столь известных мировой общественности центрах средневосточной культуры. К их числу, несомненно, относится город Истаравшан (Уротеппа), расположенный в Согдийской области Таджикистана. Истаравшан один из древнейших городов Среднего Востока. Он хранит следы цивилизаций, которые возникали и развивались здесь на протяжении более 2500 лет. Это поистине город музей, древний центр архитектуры, культуры, науки, торговли, ремесел. Город основан в VI веке до нашей эры ахеменидским царем Киром. Он был укреплен тремя рядами стен, имел цитадель, окруженную стенами, длина которых составляла 6 тыс.м. На юге цитадели были расположены ворота с двумя башнями. Во II-VII вв. до н.э. на территории Истаравшана располагалось городище Мугтеп па площадью в 6 гектар. Археологическими изысканиями обнаружено древнее ядро города. В V-VIII вв. Истаравшане неподалеку от знаменитого поселения Мугтеппа аристократы и землевладельцы возводили многочисленные замки, многие из которых имели своеобразную, выразительную архитектуру. Здесь обнаружены такие поселения, как Бунджикат (Кала и КахКах) и Чильхуджра, имевшие хорошо укрепленные сооружения с дворцовыми и культовыми постройками, украшенными росписями и резными панно. В годы арабского владычества в городе получают развитие новые типы архитектурных сооружений (мечети, медресе, мавзолеи, минареты и пр.), основанные на портально-купольных конструкциях. Наряду с сырцом все большее распространение получает обожженный кирпич и керамическая облицовка, что дало стимул к совершенствованию купольных конструкций. Бурное развитие Истаравшана связывают с правлением первой этнической таджикской династии Саманидов (IX-X века). То был период необычайного расцвета градостроительной культуры. Город рос и благоустраивался. Второй период расцвета Истаравшан переживает в XIV веке, когда формируется могущественная империя Тимуридов. Город становится одним из многонаселенных и динамичных центров нового государства. Расширяются жилые кварталы, благоустраивается городское пространство, с помощью арыков, труб и колодцев налаживается его водоснабжение. В каждом квартале создаются рекреационные зоны с прудами и закрытыми резервуарами с водой. Новый этап развития города наступает в XVI веке, здесь возводят мечеть медресе Кок Гумбаз и разбивают новый сад (чорбог).
Старый город сохранил большой фрагмент позднесредневековой застройки с мечетями, медресе, мавзолеями, банями хаммом и рынками. Глазурь, покрывающая их арки и купола, окрашена в золотисто коричневые тона. Самое значительное сооружение среди сохранившихся памятников Истаравшана мечеть медресе Кок Гумбаз. Украшенные сталактитами своды, стены с росписью, резные двери и большой, величественный купол делают это здание уникальным. Мечеть Бобо Таго также была возведена в XVI веке. В 1899 году к ней пристроили айван с четырьмя колоннами. Лаконичные, строгие формы здания в ансамбле с минаретом создают уникальную архитектурную композицию. Святыни ислама представлены в Истаравшане многими памятниками мемориальной архитектуры. Мавзолей Сара Мазор, простое, скромное по декоративному убранству здание, впечатляет своими монументальными архитектурными формами. Другой мавзолей Абдукадира Джилани располагающийся на территории древнего кладбища, отличается от других сооружений XVI века тем, что в отделке его интерьера применены многие виды орнаментального декора: штук, сталактиты, резьба по дереву и ганчу, роспись. В XVII веке Истаравшан расширяется и благоустраивается. Была укреплена цитадель и ее стены. В то время город занимал площадь в 527 гектар. Здесь располагалась древняя цитадель, мечети, медресе, функционировали шесть бань и многочисленные чайханы. В числе сохранившихся памятников того периода следует прежде всего назвать мавзолей Худайара Валлами на территории погребального комплекса Хазрати Шах. Это скромно оформленное здание с традиционной планировкой имеет купол и невысокий портал. Мавзолей Хазрати Шах скромное двухкупольное здание с усыпальницей (гурхан) и молельней (зиёратхон). Неотъемлемой частью архитектурного комплекса является Хауз, питаемый водой подземного источника.
В 1868 году территория Средней Азии была присоединена к Российской империи. Архитектура Истаравшана того периода отличается большим разнообразием.Одним из ярких примеров является медресе Рустамбека, построенное в середине XIX века из обожженного кирпича. Оно имело 49 помещений, двухэтажный фа сад с порталом и минаретами. Здание было декорировано майоликовыми кирпичами, а также мозаикой с изображением львов на тимпане. К сожалению, в первой половине прошлого века медресе разрушили.
Купола в мечетях Истаравшана, как правило, деревянные, покрытые тростником, что характерно для архитектуры северных районов Таджикистана. Керамические трубки в стенах создавали хорошую вентиляцию. Орнаментальный декор нередко сводился к со зданию живописных композиций на куполе и стенах, а также к резным деревянным деталям. Примерами таких архитектурных решений могут служить два сохранившихся в Истаравшане сооружения. Мечеть намазгах (загородная мечеть) Хазрати Шах (конец XIX века) имеет деревянные резные пилястры. Ее стены расписаны в народном стиле. Мечеть Хавзи Сангин (Каменный хауз) построена в 1910 году мастером Мир Саидом. Деревянные элементы купола, потолка, капители и айваны покрыты росписью. Ясные пропорции и декоративное убранство придают зданию особое очарование.
Нередко к мечетям примыкали бани (хаммом). В основном, они возводились из обожженного кирпича. Ранее такие бани имелись в каждом квартале города. Сегодня они сохранились только в кварталах Кордгарон, Дарвоза и, Хавз и Морон и ряде других. Традиционно городская территория была разделена на две части, граница между которыми проходила по саю. В 60-х годах XIX века город имел 60 кварталов, в большинстве из них проживали ремесленники. В Истаравшане функционировали 122 мечети. В последней трети XIX века здесь стала формироваться так называемая русская часть города. Русская администрация и переселенцы построили христианскую церковь, общественные и жилые здания, военный гарнизон, почту, туземную школу, разбили парк, проложили проспекты с зелеными насаждениями. «Русская часть» имела от личный от традиционного для города стиль и весьма напоминала европейские поселения, что, естественно, контрастировало со сложившимся ранее обликом города.
Пристального внимания заслуживает старая жилая застройка. В отличие от официальной придворной архитектуры народное зодчество никогда не испытывало периодов кризиса. Дом горожанина на протяжении многих веков сохранял традиционную планировку. В архитектуре жилых зданий Истаравшана можно найти не мало характерных местных черт. Все постройки обычно имели плоские крыши. Жилые помещения, разделенные на мужскую и женскую половины, образовывали внутренний двор. В доме находился камин (мури). Кухня с очагом располагалась отдельно, во дворе. Разнообразные, красочные интерьеры отражали социальные условия и особенности климата в предгорье. Основное внимание всегда уделялось высокому многоколонному айвану (веранде). Его возводили напротив большой комнаты для приема гостей. Айваны декорировались резьбой по ганчу, сталактитами, различными орнаментами. Важными составляющими декоративного убранства были деревянные колонны, настенная роспись, маленькие ниши в стенах комнат. Важную часть жилой среды составляла природа виноградник, сад, цветы, журчащая вода, хауз. Наряду с камнем, глиной и кирпичом для создания крыш, ворот, колонн и пр. широко использовалось дерево. Эти элементы имели различную конфигурацию, а их оформление отличалось необыкновенной изобретательностью. Очень распространенным декоративным элементом была панджара (резная решетка), резные наличники и дверные панно. Истаравшан город мастеров. До недавнего времени здесь существовали кварталы ткачей, горшечников, кузнецов и т.д. Образцы художественного декора жилых домов и мечетей свидетельствуют о высоком мастерстве местных ремесленников. Так, среди известных резчиков по дереву и ганчу следует упомянуть Ю. Баратбекова, С. Мирсаидова, А. Абдухаликова, Я. Насырова, А. Раупова, семью Гафуровых.
Сегодня Истаравшан является подлинным архитектурным запо ведником. В конце 80-х годов прошлого века уникальную часть старого города с сохранившейся позднесредневековой застрой кой было решено сохранить и создать на ее основе музей. Конечно, реконструкция старой части города затронула и его центр. Здесь построены многоэтажные жилые дома, гостиница, административно-общественный центр, магазины. Однако это не мешает бережно сохранять памятники старины. К 2500-летию города был отреставрирован мавзолей Сари Мазор, медресе мечеть Кок Гумбаз, мазар во дворе мечети Хавз и Сангин, мечети Намазгах, Хазрати Шах, Чоргумбаз, крепость Мугтеппа и др. В целом восстановлены и отреставрированы 15 исторических памятников, а также отремонтированы рынок, гостиница, библиотека, дворец культуры, дом литераторов, исторический музей, дворец молодежи, административные здания. Благоустроены улицы и площади города, расширены и заасфальтированы дороги. Похорошевший и расширивший свои границы, нынешний Истаравшан важный экономический, индустриальный, аграрный и культурный центр Таджикистана. Устремленный в будущее, он быстро развивается и в то же время чтит свою историю, бережно сохраняя ее памятники.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.