журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | XVII Международный смотр-конкурс лучших дипломных проектов выпускников архитектурных школ


полная версия

   Всякий раз очерк о прошедшем смотре начинается с рефрена: «Этот смотр - самый крупный за всю многолетнюю историю их проведения». И в самом деле, прошедший в середине сентября 2008 года XVII Международный смотр-конкурс дипломных проектов собрал 513 работ из около 60 архитектурных школ: России (46 школ), Армении (1), Азербайджана (1), Казахстана (4), Украины (2), Киргизии (1), Белоруссии (2), Приднестровья (1), Китая (1), число представителей которых составило более 250 человек.
Можно радоваться постоянно растущей популярности смотров, но существуют объективные ограничения, как финансовые, так и организационные. В этом году компенсировать организационные затраты удалось с большим трудом благодаря поддержке МФГС, спонсорской помощи, взносам участников, а также содействию городских властей Самары в предоставлении помещений. Есть ограничения в сроках (смотры вместе с научной конференцией проходят в течение одной недели, и увеличить это время практически невозможно) и площадях (необходимо просторное помещение с соответствующим оборудованием для развертывания экспозиции и работы жюри). По-видимому, настало время подумать об ограничении масштабов конкурса без потери его представительности и в то же время - о повышении организационной четкости и управляемости.
Традиционно в рамках XVII смотра прошла научная конференция, одна из тем которой - «Архитектурная школа - место столкновения идей и дискурсов» исключительно актуальна и для практики, и для архитектурного образования в условиях, когда они все в большей степени определяются меркантильными интересами, что безусловно наносит ущерб нравственному формированию личности и способствует деформации целей ее социальной адаптации.
Федеральные стандарты высшего образования должны обеспечивать выпуск специалистов, востребованных рынком, а востребованность архитектуры во многом определяется ее ценой. Хотя в мире существует и другое мнение, а именно: вектор развития высшего образования должен определяться потребностями личности как части общества. Творчество - это и есть механизм нового скачка в высшем образовании, и все развитые страны оценили вызов времени. В США обозначена «Программа тысячелетия», целью которой в том числе обозначено «поощрение творчества и новаторства и сохранения наследия в культуре XXI века».
Положение в архитектурном образовании неотделимо от состояния архитектуры в целом. Тематика представленных на смотр дипломных работ подтверждает это.
Смешение типологических рядов порождает комплексные темы. Проекты на привычную тему жилища можно пересчитать по пальцам. Лидирующее положение занимают полифункциональные проекты, и недаром прозвучало предложение в качестве отдельной конкурсной темы выделить тему «интегральное жилище» (победитель в номинации - выпускница УралГАХА А.А. Григорьева). 
На наших глазах в мировой культуре, и в частности в архитектуре, происходят ревизия и девальвация приоритетов и положений XX века и формирование новых. Это является следствием того, что «приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга», и в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству.
Так, одно из мировых течений в архитектуре, названное «хай-тэк» (высокие технологии), предполагает при построении архитектурного объекта приоритет конструктивного и технологического решений.
Неслучайно на конкурсе публикаций в области архитектурного образования был особо отмечен учебник В.В. Пономарева «Архитектурное конструирование» (УралГАХА).
Результатом формирования нового терминологического словаря для описания состояния современной архитектуры стало лавинообразное нарастание новых понятий и положений. Словарь насчитывает более 60 сложнообразованных терминов, и принадлежность каждого конкретному явлению архитектуры требует пояснения. В пространстве современной архитектуры в отличие от прошлых времен четкий язык общения пока не сложился. 
Кризис современной архитектуры привел к смешению разных концепций (эклектика, стилизаторство, цитирование и т.д.), принижению одухотворяющей роли эмоций, которые всегда присутствовали в искусстве, - все это обусловило отчуждение архитектуры от человека.
Прошедшие недавно торжества по поводу 500-летия Андреа Палладио, автора знаменитых «Четырех книг об архитектуре», и посвященная этому событию конференция продемонстрировали глубокие различия в понимании роли великого мастера в современной архитектуре. Одни полагают, что его время ушло, другие считают, что Палладио останется в архитектуре до тех пор, пока главным в ней будет человек как «мера всех вещей».
Молодые архитекторы, разочаровавшиеся в современной архитектуре, объявили себя «неоклассиками» и сплотились под лозунгом «Вперед, в 30-е!». Основная цель деятельности этой группы, названной «Дети Иофана», - поиск альтернативного пути развития архитектуры, пути использования нереализованного потенциала конца 1920 - первой половины 1930-х годов.
Изыскания в области архитектуры не могут не коснуться такого явления, как возвращение к прошлому, упакованное в форму так называемого «постмодернизма». Надо сказать, это происходит не только в архитектуре, но и в литературе, театре, кино в форме различного рода «римейков», под видом нового прочтения классиков. Одновременно происходят отрицание традиций и поклонение им; одни искажают классиков, другие берегут каждую деталь. И было бы странно, если бы эти сложные явления не нашли отражение в проектах молодых, внимательно вглядывающихся в происходящее. К тому же, как известно, почти все студенты начиная с 2-3 курса уже работают в различных мастерских.
На XVII смотре-конкурсе на общем фоне тематического разнообразия необычно выглядели проекты из Пекинского университета (Китай). Все девять дипломов были посвящены решению одной несомненно актуальной проблемы: «Скоростные магистрали и центр города». С этой проблемой столкнулась и Москва, опоздавшая с переходом от радиально-кольцевой к сетевой структурной организации. (По мере роста города его центр подвергается нарастающей перегрузке. Строительство Третьего кольца и делового комплекса Москва-Сити еще заметнее обозначило «транспортный тупик».)
Мы кратко упомянули лишь несколько тем и проектов, отмеченных жюри конкурса. Но это не означает, что остальные на порядок хуже. Прошли времена, когда на фоне «средних» работ блистали некоторые архитектурные школы. Общий уровень проектов значительно возрос, и этот качественный рост - цель и результат проведения смотров. Конечно, не менее важно - выявить особо способных авторов. 
Все участники смотра выражали озабоченность судьбой архитектурного образования в связи со вступлением России в Болонский процесс. Нынешняя модель российского архитектурного образования предполагает наличие как ступенчатой системы - бакалавр (4,5 года) и магистр (2,5 года), так и непрерывной модели - специалист-архитектор (6 лет). Причем, что очень существенно, в конце обучения студенты могут переходить с одной системы на другую.
Экспозиция проектов и работа жюри были организованы в соответствии с существующей образовательной моделью. Отдельно были выставлены работы по бакалавриату (95 проектов) и магистратуре (22 работы). Проекты специалистов-архитекторов подразделялись по типологическому признаку: общественные здания (120), теория и история архитектуры (18), архитектура промышленных зданий (13), архитектура жилых зданий (17), градостроительство (66), ландшафтная архитектура (11), реставрация и реконструкция (17), архитектура сельских населенных мест (7 проектов).
Результаты конкурса позволяют выделить два существенных обстоятельства. 
Во-первых, сопоставление уровня дипломов трех моделей, сделанное жюри, в которое, как обычно, входили руководители крупных частных и государственных проектных организаций, указывает на отсутствие четких предпочтений и ответа на вопрос, какая модель образования лучше. 
За время своего существования (8-10 лет) ступенчатая система подтвердила возможность сосуществования двух систем, но не смогла доказать своего превосходства. Как показал анкетный опрос работодателей, они еще не видят преимуществ ступенчатой системы. Так, бакалавров архитектуры хотели бы видеть у себя 4-5% работодателей, магистров - 10-15%, а традиционных выпускников-архитекторов - 80-87%. Желательно сохранить возможности для реальной конкурентной борьбы двух систем: отечественной - непрерывной и Болонской - ступенчатой. Соответственно, необходимо заложить в новых Государственных образовательных стандартах возможность их сосуществования, выбор же оставить за вузами и студентами.
Надо отметить, что существование общего образовательного пространства не исключает конкуренции между отдельными странами. Так, Япония и США переходят на всеобщее высшее образование. В архитектурных фирмах Америки идет замена специалистов-бакалавров на магистров. Если мы будем игнорировать эти факты, то рискуем остаться позади навсегда. Наш век по динамике и последствиям, связанным с состоянием высшего образования, уникален. Меры, принимаемые в нашей стране, пока не обнадеживают (разрыв с ведущими странами мира по удельным расходам на образование и науку в расчете на одного студента достигает 10-15 раз).
Во-вторых, изменилось представительство различных
специализаций. Проекты по некогда популярным направлениям находятся
на грани исчезновения (архитектура села - всего 7 проектов, архитектура промышленных зданий - 13 и т.д.). 
Если проанализировать тематическое наполнение двух вроде бы господствующих направлений («градостроительство» и «общественные здания» - почти половина всех проектов (186)), то можно увидеть, что почти все проекты являются комплексными: градостроительство подразумевает реконструкцию и обновление существующей застройки, а общественные здания представляют собой сложно образованные комплексы, включающие массу функций. Очевидна необходимость изменения вектора архитектурного образования. Пока его основу составляют знания об объектах (промышленные здания, жилые здания и т.д.), и в соответствии с этим строится весь учебный процесс.
На смену устаревшей системе должен прийти «метод компетенций», основанный на реалиях профессиональной практики современных архитекторов и связанных с ней базовых видах архитектурной деятельности (проектная, теоретическая, научно-исследовательская и организационная).
Проблема реформирования архитектурного образования будет основной темой научной конференции на следующем смотре, который пройдет осенью 2009 года в Саратове.

Президент Межрегиональной общественной организации 
содействия архитектурному образованию 
А.В. Степанов 









© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.