журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Проект «Космические архитектоны»


М. Городилов, В. Ларионова, С. Мирзанов
полная версия

   2007 год по инициативе ООН был провозглашен «Годом космоса», в резолюции ЮНЕСКО подчеркивалось, что «русский язык был первым языком общения в космосе». Проект «Космос. Язык обще-ния русский», реализованный фондом «ЛиК», был представлен в рамках мероприятий Года культуры Европы 2007. Важнейшей со-ставляющей выставки, экспонировавшейся в столице европейской культуры 2007 Люксембурге, стали «Космические архитектоны».

Благотворительный фонд «ЛиК» учрежден в 1999 г. под патронатом Прави-тельства Москвы с целью поддержки московской молодежи, учащихся и вы-пускников московских государственных академических учебных заведений творческого профиля.
АРТКОМБИНАТ - молодежное творческо-производственное объединение, действующее под администрацией фонда «ЛиК» и ставящее целью демонст-рацию возможностей молодых профессионалов, представляющих все визу-альные формы искусства.
А.Н. Куликов - член Союза художников СССР с 1973 г., генеральный дирек-тор фонда «ЛиК», творческий руководитель объединения «АРТКОМБИ-НАТ».

Развивая выдвинутую в 20-е годы ХХ века членами группы «Живскульп-тарх» идею скульптуризации архитектурных объектов, художник Алексей Куликов создал пластические произведения, ориентированные на их после-дующее воплощение в архитектурных формах. В этих произведениях язык тотального абстрагирования, предложенный Казимиром Малевичем, реали-зуется в объемных конфигурациях жилых и общественных зданий. Первич-ные элементы формы - квадрат, круг, треугольник, - трансформированные из плоскостных объектов в объемные и сопрягаемые по ритму и масштабу, при-обретают новое функциональное звучание. Развиваются принципы конструк-тивистской архитектуры, требующие конкретного выражения функции через форму. При этом жесткая «правильная» геометрия складывается в биониче-ские - антропоморфные и зооморфные - структуры.
Подготовка к выставке «Космос. Язык общения русский» осуществлялась в рамках деятельности благотворительного фонда «ЛиК». Творческая группа под руководством А. Куликова в составе архитектора М. Городилова и ху-дожника Д. Рудько разработала серию архитектурных объектов, названных «Космические архитектоны», что отражало традиции философии русского космизма и отдавало дань трем важнейшим российским и международным космическим юбилеям, отмечавшимся в 2007 году: 50-летию запуска первого искусственного Спутника Земли, 100-летию со дня рождения С.П. Королева и 150-летию со дня рождения основоположника космонавтики К.Э. Циолков-ского. 
«Космические архитектоны» универсальны, самодостаточны, автономны. Главная задача этих необычных объектов - создание комфортных условий для жизнедеятельности человека в самых разных условиях окружающей сре-ды. Они могут быть предназначены для реализации как в земных условиях, что роднит их с традиционными «земными» постройками, так и в условиях других небесных тел, что сообщает им определенную концептуальную поли-валентность. Конечно, в подобных случаях подлежат тщательной корректи-ровке, а иногда и существенному пересмотру вопросы, связанные с гравита-цией, условиями окружающей среды, подбором соответствующих конструк-ционных и отделочных материалов (собственно, вся деятельность человече-ства в той или иной степени есть приспосабливание окружающего простран-ства для своих целей). При этом «Архитектоны» несут на себе визуальный «код» принадлежности к человеческой расе и цивилизации, подобно посла-ниям для инопланетного разума.
«Архитектоны» могут представлять собой как локальные, почти камер-ные объекты, так и крупномасштабные комплексы: начиная с индивидуаль-ного модуля и заканчивая своеобразным «космическим кластером». Другими словами, функциональный и объемно-пространственный диапазон «Косми-ческих архитектонов» гипотетически может простираться от отдельно взятой функциональной зоны до гигантского урбанистического «организма».
Конкретное объемное решение «Космических архитектонов» во многом зависит от присущих зданию функций. При расчете параметров объектов, предназначенных для реализации в тех или иных условиях, прорабатываются особенности контура в целях поиска оптимальных решений экстерьера и ин-терьера. 
Каркас и остекление существуют в гармоничном синтезе, что определяет архитектонику объектов и, как следствие, их визуальное восприятие: объекты не выглядят тяжеловесными. Лаконизм ощущается как в структурно-пластическом решении составляющих (и их комбинаций), так и в архитекто-ничности системы здание - окружающая среда в целом, когда для создания более «острой» композиции применяются отдельные опоры различных форм и сечений либо их разнообразные сочетания. 
Наконец - цвет построек. Преобладающими являются красные тона, кото-рые, по словам авторов, выражают «всепобеждающую «жизненную силу»; это цвет шарика гемоглобина; он символизирует первооснову человеческого бытия, огонь солнц и первобытных очагов…». Яркие технократические архи-тектурные «существа», помещенные в пространстве Космоса или на просто-рах Земли, призваны притягивать внимание, указывать путь, подобно мая-кам, они складываются в особую знаковую систему, свидетельствующую о степени освоенности территории. Однако нельзя забывать о проблеме уста-лости в среде, образованной преимущественно красным и производными от него тонами. Агрессивность красных оттенков может быть нейтрализована более спокойными колористическими сочетаниями в интерьерах, где, собст-венно, и должна протекать жизнь людей, населяющих «Архитектоны».
Для «Архитектонов» принята антропоморфная система построения с чет-ким подразделением по функциональным зонам (как и у живых организмов) и размещением функциональных систем в строго определенных частях по-стройки. В «ногах и руках» располагаются коммуникационные зоны (лифты, эскалаторы, приемники вертолетов) и инженерные системы. Основной объем «туловища» предназначен для обеспечения полноценного существования людей: здесь размещены жилые блоки, помещения для проведения досуга, а также оборудование, позволяющее управлять всем зданием. В «голове» обо-рудованы помещения для интеллектуальной деятельности (гостиные, конфе-ренц-залы, библиотеки, кабинеты, видовые площадки). В «Архитектонах» предусмотрено использование солнечной энергии, которая поглощается всей поверхностью здания (сродни загару или фотосинтезу). Центральная система вентиляции располагается в строго определенных помещениях («органы ды-хания»), периферическая система вентиляции и кондиционирования охваты-вает все здание («кожные поры»). Для обеспечения функционирования ин-женерных систем здания возможно широкое использование гидравлики («жизненные соки, кровь, лимфа»). 
«Архитектоны» готовы к существованию и в агрессивных средах. Степень их открытости, интеграции в окружающую среду определяется конкретным местом их размещения (как уже говорилось, их установка возможна от Под-московья до безвоздушного пространства открытого космоса и подводных и подземных глубин), но основная идеология остается неизменной. 
Креативность концепции “Архитектонов” определяется ярко выраженным эгоцентризмом антропоморфного или зооморфного архитектурного образа (не натуралистического, а знака-символа) и привычной для человека функ-циональностью отдельных их частей. 
В планах творческого молодежного объединения «АРТКОМБИНАТ» - разработка «фигуративных архитектурных комплексов».











© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.