журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы

по вопросам градостроительной политики и строительства

Об итогах работы Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы за 5 месяцев 2011 года и задачах на II полугодие

 

В Комплексе градостроительной политики и строительства города Москвы проведена большая организационная работа по формированию структуры управления, исходя из поставленной мэром задачи, что Комплекс должен являться центром ответственности за градостроительное развитие и строительство в городе и за координацию всех городских программ, с этим связанных. Сформирована структура самого Комплекса - определен функционал всех департаментов и комитетов. Определены структуры, которые отвечают за практическую реализацию стоящих перед нами задач, - ГБУ, ГУПы. Проведена работа по корпоративному блоку.

Наша общая задача - обеспечить достижение максимального эффекта от выделенных бюджетных средств для решения задач общегородского развития. Поэтому один из важнейших вопросов - разработка регламентов всех процедур, связанных с внедрением типовых проектов строительства по городскому заказу. Это позволит оптимизировать бюджетные затраты и перенаправить высвобождающиеся средства на новые объекты, создав новый объем работ.

Внедрена система штабирования. Под непосредственным руководством мэра действует еженедельный штаб по строительству и проводятся еженедельные объезды строительных площадок. Комплекс организационно ведет еще ряд штабов по отдельным направлениям: по транспорту, по строительству объектов метрополитена, по формированию парковочного пространства.

Также организована системная работа с префектурами административных округов. Сформированы паспорта округов, в которых детально изложены существующая ситуация и строительные планы на текущий год, отражена проводимая комплексная работа по градостроительному развитию округа. Проводятся регулярные выезды в округа с анализом проблемных вопросов, их проработкой и формированием пакета предложений по их решению. Проехали уже 5 округов, до конца сентября планируем охватить оставшиеся. По мере проведения объездов информация по округам и подготовленным паспортам будет размещаться на сайте Комплекса. Эта работа выстроена и будет проводиться регулярно.

Реализация обозначенных приоритетов развития города выстроена по следующим основным направлениям.

Первое: максимальная проработка градостроительных основ развития города, которая позволит инвесторам, строителям и жителям видеть перспективы его развития и возможные точки привлечения инвестиций. Мы серьезно рассматриваем актуализацию Генерального плана Москвы на предмет увеличения дорожного строительства и уменьшения плотности существующей застройки. Проанализированы порядка 200 проектов, которые планировалось реализовать, и приняты решения о снижении плотности застройки более чем на 1,5 млн. кв. метров. Сейчас мы вышли на пересмотр Правил землепользования и застройки. Фонд недвижимости в городе не может расти такими объемами, как это заложено сейчас в Генплане, без ущерба для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Поэтому мы принимаем решение, что объем будет прирастать только за счет выданных разрешений на строительство, за счет строительства тех объектов, которых городу не хватает, за счет программ по сносимым сериям ветхого фонда жилых домов, за счет формирования организованной торговли при наличии транспортных возможностей. У нас нет ограничений по строительству гостиниц, объектов образования, здравоохранения, спорта и туризма.

Все эти вопросы мы отразим в территориальных и отраслевых схемах, которые будут разработаны в ближайшие 3 года. Число разрабатываемых отраслевых схем увеличилось с 36 до 56 за счет принятия решений о необходимости разработки схем по железнодорожным остановочным платформам и гаражному строительству. К концу этого года мы сформируем и утвердим 13 отраслевых схем, в том числе по транспортной инфраструктуре, размещению объектов гаражного назначения, физкультуры и спорта, потребительского рынка и услуг. Остальные 43 планируется утвердить в 2012 году, по ним подготовлен и выпускается нормативный документ.

Проработаны вопросы размещения новых храмов: подобрано 200 земельных участков, выдано 48 ГПЗУ, подготовлено 80 проектов планировок территорий.

Очень большая работа проделана по ММДЦ «Москва-Сити». В течение полугода на Градостроительной земельной комиссии рассмотрены все проектируемые объекты, приняты решения о существенном сокращении строительных объемов. Так, мы отказались от строительства Комплекса административных зданий Правительства Москвы, сократили объемы размещаемого на этом участке здания с 636 до 351 тыс. кв. метров и будем предлагать данный объект для продажи на аукционе. Отменен ряд других объектов (башня «Россия» высотой 612 м и площадью более 520 тыс. кв. м, выставочно-деловой комплекс площадью 180 тыс. кв. м). Таким образом, нагрузка на данную территорию снизилась на 635 тыс. кв. метров при сохранении паркингов на 21 600 машиномест на территории ММДЦ «Москва-Сити» и еще 10 000 парковочных мест на прилегающей территории. В ближайшее время в ММДЦ придут еще 2 линии метро (с запада, от «Парка Победы» - в 2013 году; вторая линия свяжет «Москва-Сити» с центром и северными районами города). В 2011 году завершится строительство эстакады, обеспечивающей выход на Звенигородское шоссе и скоростную трассу Москва-Рига.

Объекты ММДЦ «Москва-Сити» продолжают активно строиться, на сегодняшний день введено в эксплуатацию 1 млн. 20 тыс. кв. метров, в том числе паркинги на 3700 машиномест. Весной открыт Торгово-развлекательный комплекс «Афимолл Сити» в Центральном Ядре ММДЦ площадью 180 тыс. кв. метров. В конце июля планируется открытие еще одной башни - Комплекса с офисами и апартаментами. В целом все строительные работы на объектах «Москва-Сити» и дорожно-транспортные сети планируется закончить в 2015 году.

В сентябре утверждаем две основополагающие городские программы - «Градостроительная политика» и «Жилище» - на ближайшую пятилетку. В 2011-2013 годах выпускаем 132 проекта планировки территории, более 400 проектов межевания, определяем режимы использования природоохранных территорий, прорабатываем и утверждаем проекты транспортно-пересадочных узлов (более 30 ТПУ), перехватывающих паркингов и вылетных магистралей.

Разработана и утверждена Концепция развития Московского транспортного узла, выполненная на конкурсной основе НИИПИ Генплана г. Москвы. Также ведется работа по подготовке Концепции взаимоувязанного развития Москвы и Московской области, актуализируются планы по дорожному строительству, жилищным программам, по развитию МКАД, по развитию инженерной инфраструктуры, общественного транспорта с формированием выделенных полос и ТПУ. Мы уже принципиально договорились по нашим подходам по Ленинградскому шоссе, полностью утвердили транспортную схему по Сколково, по Люберцам - до конца года заканчиваем определение всех границ. И мы серьезно прорабатываем возможность комплексного освоения территорий, прилегающих к Москве (уже провели анализ по инженерной инфраструктуре и дорогам).

Второе направление - развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Мы очень серьезно увеличили объемы предпроектной подготовки, для того чтобы максимально оптимизировать затраты и добиться большей эффективности капитальных вложений.

Финансирование предпроектных работ по транспортно-дорожной инфраструктуре составляет 4,5 млрд. рублей. Москомархитектурой проработаны 19 вылетных магистралей. Мосинжпроектом в рекордно короткие сроки подготовлена предпроектная и проектная документация и получена экспертиза по Варшавскому и Каширскому шоссе. В этом году мы проектируем и начинаем строительство 9 магистралей: Варшавское и Каширское шоссе, Рязанский и Волгоградский проспекты, Ленинградское шоссе от пересечения с МКАД до Шереметьево, Можайское, Рублевское, шоссе Энтузиастов, Аминьевское шоссе.

Завершается формирование программы парковочного пространства. Проведен серьезный анализ существующего положения, мы четко представляем, что при более чем 4 млн. зарегистрированных автомобилей в городе сегодня имеется только 1 млн. 272 тыс. парковочных мест. Исходя из этого сформулирован реалистичный план на ближайшую пятилетку: строительство дополнительных 2 млн. парковочных мест (в 2011 году мы вводим 491,5 тыс. машиномест и далее ежегодно не менее 400 тыс. машиномест).

Кроме этого, в ближайшие годы планируем построить порядка 300 км улично-дорожной сети с формированием выделенных полос для общественного транспорта, 75 километров линий и 37 станций метрополитена, до 2020 года - более 100 транспортно-пересадочных узлов: региональных, на основных подъездах к Москве, в периферийных районах города и на малом кольце Московской железной дороги, в окружении которых мы рассматриваем возможность организации комплексной цивилизованной торговли.

Здесь мы видим огромный потенциал для развития государственно-частного партнерства: и в части организации парковочного пространства, и в части строительства линий метрополитена, и в части комплексного освоения площадок ТПУ.

Третье направление - приоритетные для городского развития программы («Жилище», развитие Москвы и Московской области, развитие инфраструктуры спорта и туризма и др.). Действующие сейчас стройки, по которым выданы разрешения на строительство, - это 2807 объектов с общей планируемой вводимой площадью 25,2 млн. кв. метров. И мы не видим в ближайшей перспективе предпосылок для снижения объемов строительства. Поменялась его структура, но объемы не сократились, а даже увеличились. Для сравнения: в январе-мае 2010 года строились 2694 объекта (прирост в 2011 году (4,5%) в основном обеспечен за счет увеличения объектов дорожно-транспортного строительства и инженерной инфраструктуры). Если говорить о жилищном строительстве, то за 5 месяцев этого года выданы разрешения на строительство 34 объектов площадью 879 тыс. кв. метров. В этом году мы планируем в рамках городского заказа увеличить ввод на 100 тыс. кв. метров, а в целом по городу за счет всех источников финансирования ввод жилья планируется на уровне около 2,5 млн. кв. метров. Мы дополнительно в этом году выделяем из бюджета средства на ускорение сноса ветхого жилья и формирование задела на 2012 год. По инвестконтрактам (там, где было запланировано жилье) мы готовы сейчас проанализировать ситуацию и предложить варианты строительства доходных домов. Да, в центре города мы сознательно ограничиваем жилищное строительство - этого требует градостроительная ситуация в Москве. Но мы готовы рассматривать проработанные проектные предложения по жилищному строительству в рамках освоения периферийных территорий города и реорганизации промышленных зон. Кроме того, планируются серьезные мероприятия по капитальному ремонту жилого фонда и его реконструкции. Отдельная тема - формирование сети гостиниц (за ближайшие пять лет - 177 гостиниц на 51 тысячу мест). Это приобретает особую актуальность и в преддверии проведения Чемпионата мира по футболу в Москве в 2018 году, и в плане формирования Москвы как международного финансового центра. С начала года введено 5 мини-гостиниц на 256 мест; всего в 2011 году планируется завершить строительство, реконструкцию и реставрацию 17 гостиниц с общим номерным фондом 4338 мест. На строительстве объектов спортивной инфраструктуры мы делаем особый акцент и готовим отраслевую схему, готовим проекты планировок и предпроектные предложения.

Во всех этих сферах мы также видим активное участие бизнес-сообщества.

Четвертое направление - одно из важнейших - создание благоприятного инвестиционного климата в столице для реализации инвестиционно-строительных проектов.

Во-первых, необходимо снижение административных барьеров. Мы подробно анализируем эту тему. В планах - добиться сокращения сроков согласовательных процедур в 2 раза. Что уже сделано:

- выпущен документ по порядку формирования ГПЗУ;

- подготовлены проекты нормативных документов по нормативным срокам строительства и по нормативам сметной стоимости строительства;

- выработаны предложения по передаче функций ОАТИ по выдаче разрешений на земельные работы в отношении объектов капитального строительства, включая сети инженерно-технического обеспечения к ним, Мосгосстройнадзору. Предлагаемый порядок позволит сократить перечень представляемых застройщиками документов для получения разрешения с 28 до 6 (т.е. почти в 5 раз);

- разработан регламент формирования АИП по ускоренной процедуре;

- завершается разработка внутренних регламентов департаментов и комитетов. Утвержден новый регламент проведения экспертизы проектной документации, им предусмотрено сокращение сроков рассмотрения и выдачи заключений до 50-10 дней;

- в тестовом режиме проводятся выдача в электронном виде заключений экспертизы Мосгосэкспертизой и выдача разрешений на строительство Мосгосстройнадзором, к концу года эти услуги будут оказываться большей частью в электронном виде всеми органами исполнительной власти, входящими в состав Комплекса и участвующими в процедурах согласования строительства;

- при строительстве у нас возникает много проблемных вопросов по подключению объектов к сетям энергоснабжения. К сожалению, мы не смогли комплексно решить вопросы оптимизации этих процедур со всеми энергоснабжающими организациями. У нас наметились положительные тенденции в отношениях с МОЭСК. Проработан механизм компенсации собственникам инженерных сетей: подготовлен и согласован с МОЭСК проект распорядительного документа, который сейчас проходит согласования и будет внесен на утверждение в ближайшее время. Необходимо, чтобы со всеми эксплуатирующими сети организациями были выстроены механизмы взаимоотношений системно; ведущую роль в этом мы отводим Департаменту топливно-энергетического хозяйства.

Во-вторых, создано отдельное ГБУ, основная задача которого - освобождение площадок от существующих обременений, вынос сетей и объектов, подготовка конкурсной документации для того, чтобы можно было выставить «чистые» площадки на торги для инвесторов. Сейчас в проработке 86 площадок для проведения открытых торгов, из них 38 - под размещение объектов торговли, общепита и бытового обслуживания.

Кроме того, 185 площадок предназначены под проектируемые объекты метрополитена, строительство которых будет вестись в 2012-2014 годах, из них 20 - под объекты, начинаемые строительством в 2011 году.

В-третьих, реализация политики по привлечению инвестиций в целом. Выстраивается системная работа с крупными корпоративными инвесторами (банки, РЖД, Фонд РЖС), с органами госуправления.

Актуализирована работа Градостроительной земельной комиссии. При комиссии созданы две постоянно действующие рабочие группы.

1) рабочая группа по рассмотрению инвестиционных контрактов;

2) рабочая группа по вопросам непосредственно строительства в рамках реализации инвестиционных проектов. Эта группа отвечает за рассмотрение вопросов: инвестиционных контрактов ДИПС, выдачи ГПЗУ, вновь начинаемых проектов, разработки проектов планировки территории.

Для решения этих задач создан Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства.

Пятое - качественный пересмотр подходов к формированию и реализации Адресной инвестиционной программы.

АИП текущего года - лучшее подтверждение того, что слухи о сокращении объемов строительства в Москве беспочвенны. Ее объем составляет 382 млрд. рублей, что на 27% выше прошлогоднего объема. В этом году произошло реальное переосмысление проекта АИП, сформированного в 2010 году: после тщательного анализа из него исключены непроработанные объекты и внесен ряд новых, которые остро востребованы.

Почти треть АИП 2011 года - средства на объекты дорожной отрасли, по 10-15% - на транспорт и информатику, жилищное строительство и строительство коммунальной инфраструктуры. 302 млрд. рублей (79%) в рамках АИП приходится на государственных заказчиков, входящих в Комплекс градостроительной политики и строительства.

Все организационные моменты по АИП текущего года решены. Сейчас основная задача - ускорение освоения средств. Вводные объекты этого года расторгованы, и по ним начаты работы. По нерасторгованному лимиту есть план-график торгов: в ближайшие два месяца он будет полностью расторгован.

Бюджет следующего года будет еще больше (львиная доля приходится на объекты метро), поэтому еще одна важнейшая задача - проектирование. Мы намерены максимально переходить к типовым решениям.

Одним из определяющих факторов при реализации АИП становится вопрос ценообразования. Хочу сразу расставить точки над «i»: экономия бюджетных средств не самоцель, это делается для повышения эффективности расходов, поскольку сэкономленные бюджетные средства, образовавшиеся в результате отказа от необоснованных или завышенных стоимостей строительства, мы направляем на другие, новые объекты, важные для города. Это серьезная задача, требующая скрупулезного анализа. Могу привести примеры:

- проектирование строительства дублера Кутузовского проспекта (за счет оптимизации решений и исключения ненужных мостовых переходов мы добились общей экономии в проекте на 60 млрд. рублей);

- пересмотр решений по Четвертому транспортному кольцу (строящийся элемент ЧТК будет включаться в состав Восточной хорды) позволит сэкономить до 30 млрд. рублей и добиться значительного улучшения движения на востоке столицы (связав южный и северный районы города и разгрузив восточные части МКАД);

- реставрация Гнесинского училища (что это за объект, строительные работы на котором стоят 198 тыс. рублей за 1 кв. метр?).

Говоря об АИП, нельзя не затронуть еще один вопрос, тоже краеугольный. Это вопрос строительной дисциплины. Всем госзаказчикам необходимо обеспечить слаженную, взаимоувязанную работу с техническими заказчиками и подрядными организациями. В случае нарушения договорных обязательств - жестко применять штрафные санкции. У нас есть ряд примеров, когда ни взятые на себя договорные обязательства, ни поручения мэра по решению конкретных вопросов по строительству городских объектов не выполняются. В то же время есть ряд подрядчиков, которые берут на себя повышенные обязательства и досрочно обеспечивают и проектирование и строительство (такие как «АРКС», Мосметрострой, Дормост). Поэтому поручение госзаказчикам: подтянуть эту работу, продумать реальные механизмы исправления ситуации.

Всю оперативную информацию можно получить на официальном Интернет-портале Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. Мы специально сформировали единый портал для того, чтобы на нем присутствовали все наши структурные подразделения; до конца года мы окончательно отрегулируем все вопросы, связанные с его актуализацией и размещением полного объема информации по Комплексу. Кроме того, в рамках информационной открытости, мы запустили систему проведения рабочих совещаний в режиме видеоконференцсвязи; точки подключения для желающих - в префектурах и структурах Комплекса.

Редакция благодарит пресс-службу Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы за любезно предоставленные материалы.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.