журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Завершая начатое...

 

За 18 лет, прошедших со времени разработки первого проекта архитектурного комплекса ММДЦ «Москва-Сити», многое изменилось. Возраст совершеннолетия, по человеческим меркам, предполагает подведение некоторых итогов. За плечами - время надежд, творческого поиска, смелых архитектурных решений... Полемика, развернувшаяся вокруг грандиозного проекта, не утихала все эти годы, энтузиазм его сторонников периодически наталкивался на скептицизм и жесткую критику оппонентов. О том, что происходит сегодня на самой масштабной строительной площадке Москвы, рассказывает руководитель Мастерской № 6 ГУП «Моспроект-2» архитектор Г.Л. Сирота.

- Геннадий Львович, все ли из задуманного архитекторами в 1990-е годы удалось воплотить в жизнь?

- Что касается дизайна, благоустройства, вечернего освещения ММДЦ «Москва-Сити», на сегодняшний день реализация проектных решений составляет приблизительно 50 процентов от задуманного. И дело тут не только в кризисе, который больно ударил по многим строительным объектам. Главная причина такого положения вещей - в недостаточном внимании инвесторов к художественным качествам проекта. Большая часть возводимых зданий предназначена для продажи, а это автоматически ведет к сокращению бюджета строительства. Как результат - многое, от чего, по мнению инвестора, можно отказаться, уходит или заменяется на более бюджетную, но не всегда равноценную альтернативу.

- Каким образом проектировщикам и властям удается влиять на подобные процессы?

- К сожалению, на сегодняшний день в значительной мере утеряны рычаги управления процессом строительства. Работа по созданию «Москва-Сити» начиналась на волне повышенного интереса к проекту со стороны властей. На определенном этапе они достаточно жестко контролировали этот объект и делали все для того, чтобы он мощно звучал. Когда Сити превратился в долгострой, постепенно, шаг за шагом, интерес стал угасать. Сейчас строительство идет по большей части под лозунгом «лишь бы строить»... Сити по-прежнему остается значимым объектом для города, но, что называется, «любовь прошла». Образно говоря, невеста за 18 лет утратила былую свежесть. Если раньше хотелось, чтобы на ней и платье было дорогое, и кольцо с бриллиантом, то теперь приходится думать: только бы пристроить.

- Затрагивает ли перемена в отношении к Сити системы безопасности комплекса?

- К счастью, нет. Такие технические составляющие, как системы безопасности и элементы конструкций, реализуются согласно проекту. В плане безопасности конструкций мы ничего не теряем, как не потеряно и все, что связано с чрезвычайными ситуациями. Страдает прежде всего архитектурное качество. Если прочность конструкций можно рассчитать математически, то обоснованность выбора того или иного художественного решения с использованием формул доказать невозможно. В итоге творческий подход к проектированию, по сути его базовая составляющая, отходит на второй план, что влечет за собой замену материалов и отказ от многих интересных решений.

- Отказ от каких элементов архитектурного комплекса Сити вызывает у Вас сожаление?

- Большой потерей, на мой взгляд, стал отказ от строительства башни «Россия», которая должна была «держать» всю композицию. Очевидно, что без этой высотной доминанты весь комплекс очень сильно выровнялся, в чем-то потерял свою выразительность. Башня «Россия» была значима для города - тогда все хотели, чтобы у нас было что-то великое. За время строительства Сити одна за другой были построены рекордно высокие башни в других странах: в Китае, Тайване, Арабских Эмиратах, так что первенство в этом плане мы упустили. Теперь, похоже, уже нет смысла возвращаться к этой теме, да и стоило бы такое строительство весьма недешево.

К большому сожалению, из проекта ушло здание мэрии - значимый для города социальный элемент, безусловно повышавший престижность комплекса. Новое здание мэрии должно было стать символом современного центра Москвы в противовес старому центру. Кризис и здесь сказался: здания мэрии не будет как такового, вместо него планируется построить офисное здание, каким оно будет - пока неясно.

- Как Вы относитесь к известному высказыванию мэра Москвы Сергея Собянина о том, что «Москва-Сити» - это градостроительная ошибка?

- Подобное мнение сложилось у руководства города в значительной мере из-за транспортных проблем, с которыми столкнулся Сити. Тут необходимо внести ясность: в результате не предусмотренного проектом увеличения площадей возводимых зданий существенно возрос объем всего комплекса. При этом инфраструктура не развивалась, оставаясь в рамках, заложенных в проекте изначально. Это касается прежде всего городских дорог. Не строились ни Шелепихинская набережная, ни дублер Кутузовского проспекта, не было проходов под Кольцевой железной дорогой. Отсюда проблемы с транспортом, парковками, благоустройством территории. Достаточно сказать, что за прошедшие 18 лет трижды менялись нормативные решения по автостоянкам... Сегодня есть понимание, что дороги надо строить, и город сейчас будет серьезно этим заниматься. Процесс это долгий и дорогой, надеемся, он будет завершен к 2015 году.

- Действительно ли Сити мешает городским транспортным потокам?

- Сити находится, по существу, в стороне от основных транспортных магистралей. Его легко миновать и по Третьему транспортному кольцу, и по набережной, если она будет реализована, и по дублеру Кутузовского проспекта. Те, кому не надо в Сити, спокойно проедут мимо и в пробках стоять не будут. Проблемы транспортной доступности применительно к комплексу касаются в основном тех, кто приезжает сюда на работу, а вечером возвращается из офиса домой на личном автомобиле. Необходимо создавать перехватывающие стоянки и, помимо всего прочего, постепенно приучать наших граждан больше пользоваться общественным транспортом, как это происходит в большинстве столиц мира. Тогда и проблема пробок станет менее острой, и общая ситуация на городских магистралях улучшится.

- Выдерживается ли сегодня единая концепция благоустройства комплекса?

- Реализация единой концепции благоустройства, которую мы в свое время принимали, сегодня вряд ли возможна. Так, например, при отсутствии рычагов воздействия на инвестора каждый застройщик решает вопросы колористики и освещения по своему усмотрению, что не способствует общей гармонизации архитектурной среды.

- 22 мая состоялось официальное открытие торгово-развлекательного комплекса в «Москва-Сити». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

- Открытие ТРК Afimall - серьезный момент в жизни Сити. Общая площадь этого крупнейшего торгового комплекса в центре столицы составляет 180 000 квадратных метров, здесь разместятся около 400 магазинов и около 50 ресторанов и кафе. Добираться до ТРК очень удобно - внизу расположена станция метро «Выставочная». Всего в здании 11 этажей, из них 6 подземных. Венчает сооружение самый большой в России стеклянный купол площадью 10 000 квадратных метров, внутри находится еще один предмет нашей гордости - самый большой в Европе музыкальный фонтан. Пока еще не завершена гостиница, нет городской площади, нет киноконцертного зала, но все остальное уже реализовано, и реализовано достаточно интересно.

Сказать, что воплощенный в жизнь проект стопроцентно соответствует замыслу архитекторов, нельзя: кое-где имело место некоторое упрощение, применение не тех материалов, которые предполагались изначально, но тем не менее многое удалось сделать.

Особо хочется отметить фасад здания, выполненный из стекла. Поскольку в окружении ТРЦ достаточно мало зелени, нам захотелось создать иллюзию леса, для чего на стеклянные панели с помощью принтерной технологии было нанесено изображение деревьев. Здание как будто утопает в зелени - в достижении такого эффекта и состояла идея. Кроме того, стеклянные панели закрывают многочисленные вентиляционные решетки, выходящие на фасад, в результате чего на вертикальной поверхности возникает интересный рельеф. При изготовлении стекла были использованы кремнеземные краски, гарантия на такое покрытие - 20 лет. Сейчас наша мастерская участвует в конкурсе по стеклу и выставляет этот фасад. Ничего подобного в России еще не было.

- Итак, подводя итоги, как бы Вы могли коротко охарактеризовать ситуацию в Сити на сегодняшний день?

- Скорее, как «достраивание», имея в виду завершение начатого, исправление ошибок, вызванных отходом от проектных решений, совершенствование транспортной системы на объекте. Завершение строительства намечено на 2015 год, мы с нетерпением ждем этого момента и надеемся, что новый деловой центр займет, наконец, достойное место в сердце нашего города, в прямом и переносном смысле этого слова...

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.