журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Максим Батаев, архитектор, руководитель MD Studio
Новая архитектурная парадигма. Экоархитектура

 

Внешняя сторона архитектуры, ее формальный язык и средства выразительности определялись исторически как отражение некоего общего культурно-философского движения. Процесс формирования городской структуры как нельзя лучше иллюстрирует иерархию ценностей в определенные периоды существования социума. Взять, к примеру, карту обычного средневекового европейского города, и мы увидим, что градостроительные акценты в большинстве случаев - это сакральные сооружения, храмы и часовни. Вся жизнь общества того времени была пронизана религиозным чувством, и архитектурное наследие средневековья довольно сложно интерпретировать, не имея катехизических знаний.

Современный город как структура также не может существовать без определенной иерархии ценностей.

Общество потребления и информационный глобализм сформировали новую систему ориентиров. Город больше не нуждается в наличии центрального ядра, единого социального и культурного форума, для участия в общественной жизни достаточно иметь доступ в интернет. Такой порядок вещей может привести к обезличиванию города и его неконтролируемому росту - субурбии. Архитектурное пространство уступает место виртуальному, теряется эстетическая значимость реально осязаемых вещей и архитектурной композиции. Кроме того, произошла перестановка приоритетов, и ведущая роль в современном городе перешла к торговым и развлекательным функциям. Философы, архитекторы и градостроители пытаются регулировать процесс формирования городов, ограничивать стихийность их роста при составлении генеральных планов и концепций развития. Но реализация подобных планов, по словам Кишо Курокавы, возможна лишь на 20-30%, остальное отдано на волю случая и частных интересов. Поэтому их в значительной степени можно рассматривать как утопии и бумажную архитектуру.

Навязывание жесткой структуры и маршрутов приводит к тому, что система становится неживой, неспособной к регенерации и развитию, как случилось с городом-утопией Бразилиа. И современные урбанисты начинают задумываться не о разработке определенного сценария, а о создании методологии.

Идет активный поиск глобальной объединяющей идеи, способной вдохновить мир на реализацию самых смелых мечтаний. И наиболее сильной на сегодняшний день является концепция устойчивого развития, sustainability strategy. В основе этой концепции лежат такие понятия, как экологичность, экономичность и возобновляемость энергии. Западноевропейские архитекторы и урбанисты буквально проповедуют постулаты этой концепции и свято верят в нее как в новую объединяющую парадигму. Практически ни один международный архитектурный конкурс или фестиваль не обходится без упоминания термина sustainability.

Интенсивно развивается новая эстетика «зеленой» архитектуры. В формировании идей и популяризации этой эстетики большая заслуга принадлежит известному английскому архитектору, одному из основателей группы Archigram сэру Питеру Куку. Его проекты интересны в первую очередь хронологически, как отражение изменений парадигмы поиска новых методологий в архитектуре за последние полвека. Оставаясь всегда на острие философской и архитектурной мысли, Питер Кук создает проекты - символы времени; они максимально актуальны на момент создания. Утопический характер проектов Питера Кука дает нам возможность увидеть идею в ее чистоте, в первозданной наивности, но со свойственным английскому менталитету иронией. Всем известный проект шагающего города стал для современников архитектурным фетишем. Этот проект, использующий эстетику футуризма и поп-арта и выражающий динамику времени, стал одновременно своего рода насмешкой над индустриализацией.

Современные градостроительные проекты Питера Кука являются индикаторами новейших течений. Его градостроительные планы и архитектурные работы напоминают скорее живописные ковры, экосистемы или биологические структуры, чем жилые массивы. Они ясно иллюстрируют общемировую тенденцию к новой идеологии взаимодействия человека с природой. Город существует как живой организм - в этом современная концепция sustainability и ее декларация в проектах Питера Кука родственны учению В.И. Вернадского о ноосфере, которую можно охарактеризовать как сферу единения природы и культуры.

Другим проповедником идей «зеленой» архитектуры, чьи проекты менее утопичны и, возможно поэтому, более реализуемы, является Ренцо Пьяно. Его творчество, как и творчество Кука, наглядно иллюстрирует последовательное становление современной парадигмы экологического строительства. Ранние проекты и постройки Ренцо Пьяно репрезентовали эстетику хай-тека ради, собственно, самой эстетики: взять, к примеру, проект центра Помпиду в Париже. Но последние проекты, оперируя теми же средствами, решают другие задачи: важной стала этическая сущность проекта. Архитектурная среда формируется вокруг человека как продолжение природного покрова. Будущее мыслится как симбиоз существования человека и природы.

Один из последних проектов Пьяно - комплекс Калифорнийской академии наук в Сан-Франциско. Сооружение перекрыто зеленой кровлей площадью более 1 га, засаженной почти двумя миллионами экземпляров растений различных видов, характерных для флоры Северной Калифорнии. Этот травяной покров, дополненный по периметру полосой солнечных батарей, - главный энергоактивный элемент нового здания, являющегося самой большой в мире постройкой, получившей платиновый сертификат «экологической устойчивости». Комплекс Академии убедительно доказывает, что «зеленая» архитектура не обречена быть внешне непривлекательной, что эффективность и инженерное новаторство могут быть эстетически осмысленны.

Мы неслучайно рассуждаем о становлении новой архитектурной парадигмы экологического строительства на примере проектов двух столь разных в своих подходах лидеров движения: Питера Кука - утописта-романтика и Ренцо Пьяно - инженера-архитектора, художественно интерпретирующего хай-тек. Объединение оригинальных творческих позиций общей идеей подтверждает универсальность концепции экологической архитектуры, ее значение как новейшей методологии.

Актуальность такого подхода, жизненность концепции во многом определены тяжелой экологической ситуацией, техногенными катастрофами и нерациональным использованием энергии. Архитекторы отвечают на запрос общества, но решить проблему только средствами архитектуры невозможно. И это, как ни парадоксально, еще один плюс концепции устойчивого развития. Она призвана стать объединяющей синергетической силой, проникнуть во все сферы деятельности человека и, возвращаясь к учению В.И. Вернадского, взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от человечества, если оно хочет сохранить себя, определенной социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.