Внешняя
сторона архитектуры, ее формальный язык и средства выразительности
определялись исторически как отражение некоего общего культурно-философского
движения. Процесс формирования городской структуры как нельзя лучше
иллюстрирует иерархию ценностей в определенные периоды существования социума.
Взять, к примеру, карту обычного средневекового европейского города, и мы увидим,
что градостроительные акценты в большинстве случаев - это сакральные
сооружения, храмы и часовни. Вся жизнь общества того времени была пронизана
религиозным чувством, и архитектурное наследие средневековья довольно сложно
интерпретировать, не имея катехизических знаний.
Современный
город как структура также не может существовать без определенной иерархии
ценностей.
Общество
потребления и информационный глобализм сформировали новую систему ориентиров.
Город больше не нуждается в наличии центрального ядра, единого социального и
культурного форума, для участия в общественной жизни достаточно иметь доступ
в интернет. Такой порядок вещей может привести к обезличиванию города и его неконтролируемому
росту - субурбии. Архитектурное пространство
уступает место виртуальному, теряется эстетическая
значимость реально осязаемых вещей и архитектурной композиции. Кроме того, произошла
перестановка приоритетов, и ведущая роль в современном городе перешла к
торговым и развлекательным функциям. Философы, архитекторы и градостроители
пытаются регулировать процесс формирования городов, ограничивать стихийность их
роста при составлении генеральных планов и концепций развития. Но реализация
подобных планов, по словам Кишо Курокавы,
возможна лишь на 20-30%, остальное отдано на волю случая и частных интересов.
Поэтому их в значительной степени можно рассматривать как утопии и бумажную
архитектуру.
Навязывание
жесткой структуры и маршрутов приводит к тому, что система становится неживой,
неспособной к регенерации и развитию, как случилось с городом-утопией
Бразилиа. И современные урбанисты начинают задумываться не о разработке
определенного сценария, а о создании методологии.
Идет активный
поиск глобальной объединяющей идеи, способной вдохновить мир на реализацию самых
смелых мечтаний. И наиболее сильной на сегодняшний день является концепция
устойчивого развития, sustainability strategy. В основе этой концепции лежат такие понятия,
как экологичность, экономичность и возобновляемость энергии. Западноевропейские архитекторы
и урбанисты буквально проповедуют постулаты этой концепции и свято верят в нее
как в новую объединяющую парадигму. Практически ни один международный архитектурный
конкурс или фестиваль не обходится без упоминания термина sustainability.
Интенсивно развивается
новая эстетика «зеленой» архитектуры. В формировании идей и популяризации этой
эстетики большая заслуга принадлежит известному английскому архитектору,
одному из основателей группы Archigram сэру Питеру
Куку. Его проекты интересны в первую очередь хронологически, как отражение
изменений парадигмы поиска новых методологий в архитектуре за последние полвека.
Оставаясь всегда на острие философской и архитектурной мысли, Питер Кук создает
проекты - символы времени; они максимально актуальны на момент создания. Утопический характер проектов Питера Кука дает нам возможность
увидеть идею в ее чистоте, в первозданной наивности, но со свойственным
английскому менталитету иронией. Всем известный проект шагающего
города стал для современников архитектурным фетишем. Этот проект, использующий
эстетику футуризма и поп-арта и выражающий динамику времени, стал одновременно
своего рода насмешкой над индустриализацией.
Современные
градостроительные проекты Питера Кука являются индикаторами новейших течений.
Его градостроительные планы и архитектурные работы напоминают скорее живописные
ковры, экосистемы или биологические структуры, чем жилые массивы. Они ясно
иллюстрируют общемировую тенденцию к новой идеологии взаимодействия человека
с природой. Город существует как живой организм - в этом современная
концепция sustainability и ее декларация в проектах
Питера Кука родственны учению В.И. Вернадского о ноосфере, которую можно охарактеризовать как сферу единения природы и культуры.
Другим
проповедником идей «зеленой» архитектуры, чьи проекты менее утопичны и,
возможно поэтому, более реализуемы, является Ренцо
Пьяно. Его творчество, как и творчество Кука, наглядно иллюстрирует
последовательное становление современной парадигмы экологического строительства.
Ранние проекты и постройки Ренцо Пьяно репрезентовали эстетику хай-тека
ради, собственно, самой эстетики: взять, к примеру, проект центра Помпиду в
Париже. Но последние проекты, оперируя теми же средствами, решают другие
задачи: важной стала этическая сущность проекта. Архитектурная среда
формируется вокруг человека как продолжение природного покрова. Будущее
мыслится как симбиоз существования человека и природы.
Один из последних
проектов Пьяно - комплекс Калифорнийской академии наук в Сан-Франциско. Сооружение
перекрыто зеленой кровлей площадью более 1 га, засаженной почти двумя миллионами
экземпляров растений различных видов, характерных для флоры Северной
Калифорнии. Этот травяной покров, дополненный по периметру полосой солнечных
батарей, - главный энергоактивный элемент нового
здания, являющегося самой большой в мире постройкой, получившей платиновый
сертификат «экологической устойчивости». Комплекс Академии убедительно
доказывает, что «зеленая» архитектура не обречена
быть внешне непривлекательной, что эффективность и инженерное новаторство
могут быть эстетически осмысленны.
Мы неслучайно
рассуждаем о становлении новой архитектурной парадигмы экологического
строительства на примере проектов двух столь разных в своих подходах лидеров
движения: Питера Кука - утописта-романтика и Ренцо
Пьяно - инженера-архитектора, художественно интерпретирующего хай-тек. Объединение оригинальных
творческих позиций общей идеей подтверждает универсальность концепции
экологической архитектуры, ее значение как новейшей методологии.
Актуальность
такого подхода, жизненность концепции во многом определены тяжелой
экологической ситуацией, техногенными катастрофами и нерациональным
использованием энергии. Архитекторы отвечают на запрос общества, но решить проблему
только средствами архитектуры невозможно. И это, как ни парадоксально, еще
один плюс концепции устойчивого развития. Она призвана стать объединяющей
синергетической силой, проникнуть во все сферы деятельности человека и,
возвращаясь к учению В.И. Вернадского, взять на себя ответственность за
развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от человечества,
если оно хочет сохранить себя, определенной социальной организации и новой,
экологической и одновременно гуманистической этики.
|