журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




АРХ МОСКВА 2011 NEXT

 

Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА ежегодно собирает в залах Центрального Дома художника более 20 тысяч посетителей: архитекторов, дизайнеров, девелоперов, строителей, торговых представителей и частных заказчиков. Выставка имеет статус одного из самых масштабных событий в мире российской архитектуры и дизайна. В этом году организованная уже в шестнадцатый раз выставка прошла под лозунгом NEXT и была посвящена поиску новых авторов и свежих архитектурных идей.

По словам куратора Барта Голдхоорна, «АРХ МОСКВА на протяжении многих лет сохраняет уникальный формат сочетания коммерческой выставки и фестиваля архитектуры». Возможно, этот момент поиска компромисса между коммерческими проектами и искусством архитектуры стал причиной неоднородности и пестроты экспозиций прошедшей выставки, с другой стороны - такой подход заключал в себе и некоторый интерес. Каждый посетитель мог выбрать экспозицию по душе, соответствующую его ожиданиям от выставки: дизайнеры - экспозицию европейских мебельных брендов; девелоперы - проекты маститых московских архитектурных фирм и масштабные планы по освоению территории Cколково. Для архитекторов наибольший интерес представляли ключевые экспозиции: выставка «Новые имена», экспозиция архитектора года Владимира Плоткина, проекты и инсталляции шести европейских архитектурных бюро и, конечно, выставка «Город под названием Испания», параллельно проходившая в ЦДХ и органично вошедшая в экспозицию АРХ МОСКВЫ.

Центральное место на АРХ МОСКВЕ занимала выставка «Новые имена». 24 молодых архитектора, отобранных куратором на основе 109 портфолио, представили себя профессиональному сообществу и боролись за самый престижный в России приз для молодых зодчих - «Премию Авангард». Каждый из участников представил один проект из портфолио, а также специальный проект, подготовленный для первого тура конкурса, - «избу-читальню».

Экспозиция архитектора года Владимира Плоткина разместилась на втором этаже ЦДХ. Выставка удивила зрителей своим лаконизмом, но это было приятное удивление, так как за внешней простотой экспозиции скрывалось множество смыслов. Вся экспозиция была выполнена в белом цвете, никаких планшетов и макетов: в стенды были вмонтированы многослойные концептуальные модели фасадов, освещенные контрастным светом, и ЖК-экраны, транслирующие видеопрезентации проектов. В целом экспозиция напоминала скорее строгую инсталляцию, скупыми, но точными средствами декларирующую творческое кредо автора.

Международный спецпроект АРХ МОСКВЫ NEXT International представлял творчество шести архитектурных бюро из шести европейских стран: X architekten (Австрия), DUS Architects (Нидерланды), CEBRA (Дания), AOC (Великобритания), anOtherArchitect (Германия), LAN Architecture (Франция). Все они достигли определенного признания у себя на родине и за рубежом, но что более важно - вместе они продемонстрировали, как работают сегодня архитекторы в Европе. CEBRA основывается на традициях, anOtherArchitect делает акцент на цифровом прочтении культуры, LAN совмещает междисциплинарные техники, DUS Architects отличает объединенный подход. Именно DUS Architects соорудила одну из самых заметных и романтичных инсталляций на АРХ МОСКВЕ - легкий купол из красных зонтиков.

Примечательно, что основное внимание посетителей приковала к себе обзорная выставка испанских зодчих «Город под названием Испания». 80 проектов, созданных более чем 100 талантливыми архитекторами и 70 мастерскими, отражали многообразие, богатство и качество испанской архитектоники последних лет.

Выставка объединила представителей разных поколений. Для нее были отобраны работы молодых и именитых архитекторов Испании, спроектированные в первом десятилетии XXI века. Экспозиция была представлена в виде инсталляции из стекла, внутри которой макеты, фотографии и рисунки создавали карту Испании, включающую копии зданий в соответствии с их географическим местонахождением. Таким образом, посетители могли побродить по коридорам, создающим интерьер архитектонического пейзажа, как если бы они гуляли по настоящему городу с жилыми зданиями, музеями, портами, университетами, стадионами, банками, спортивными комплексами и парками.

В этой связи важно отметить основные тенденции экспозиций, ярко обозначающие их определенный ментальный контекст. В проектах российских архитекторов и тематических экспозициях АРХ МОСКВЫ превалировали эстетика временной деревянной архитектуры и «бумажные» концепции сельской направленности (конкурсные работы на тему «Сарай», павильон фестиваля деревянных арт-объектов «Архстояние», экспозиция номинантов премии АрхиWood, тема «избы-читальни» для конкурса «Новые имена» и т.п.), и в целом девизом выставки мог с успехом стать известный отрывок из стихотворения И. Северянина: «В деревне хочется столицы… В столице хочется глуши...» А испанская выставка была интересна именно сочетанием концептуальных решений и реалистичным подходом к архитектуре, экзальтированным, урбанистическим характером проектов и построек, а также работой с материалами, в основном с камнем и бетоном.

 Несмотря на это, если посмотреть широко, выставка АРХ МОСКВА NEXT справилась со своей задачей поиска и популяризации новых имен. Во время АРХ МОСКВЫ в главных залах ЦДХ прошло более 150 мероприятий: мастер-классов и презентаций, а также лекций, пресс-конференций и круглых столов, в ходе которых обсуждались насущные проблемы и актуальные тенденции современной архитектуры и дизайна, роль молодых архитекторов в формировании архитектурного облика России. Масштаб события утвердил значение и необходимость поиска новых идей, новых авторов, индивидуального подхода к проектированию и отхода от стереотипа коллективного архитектурного творчества.

Материал предоставил Максим Батаев.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.