журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Юрий Рысин, руководитель департамента по архитектуре

и градостроительству Краснодарского края, главный архитектор Краснодарского края

 

Градостроительное развитие

Черноморского побережья Краснодарского края

и олимпийское строительство

 

Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа России и характеризуется особым многообразием ландшафтного, этнокультурного и хозяйственного устройства. Площадь края составляет 75 500 квадратных километров, общая численность населения - 5,2 миллиона человек, из них 53% городского и 47% сельского. Основу экономики Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический, агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы.

Краснодарский край - од­на из наиболее привлекательных инвестиционных территорий в стране, поэтому важнейшей задачей властных структур края является территориальная организация и территориальное планирование.

Основным комплексным градостроительным документом, определяющим планировочную организацию и назначение территории Краснодарского края по совокупности градостроительных, социальных, экономических, экологических и иных факторов в увязке с инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, является Схема территориального планирования, утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 мая 2011 года № 438.

В настоящее время в крае интенсивно развиваются прибрежные зоны Черноморского и Азовского побережья. Планы по развитию приморских зон опираются на разработанные и законодательно утвержденные программы развития. Объемы и динамика градостроительных преобразований отражены в Стратегии развития Краснодарского края до 2020 года и упомянутой Схеме территориального планирования Краснодарского края. Разработка значительного объема градостроительной документации прибрежных территорий края выполнена в рамках краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы».

Активно ведется разработка документов территориального планирования  муниципальных образований Черноморского побережья Краснодарского края. Разработана схема территориального планирования муниципального образования Темрюкский район, предусматривающая его комплексное развитие, в том числе развитие нового крупного порта Тамань в районе мыса Железный Рог, поселений и рекреационных территорий Темрюкского района.

Планы по дальнейшему расширению порта Тамань включены в Концепцию развития морских портов Краснодарского края, а также в федеральную программу «Модернизация транспортной системы России». К 2015 году новый порт должен выйти на объем перевалки около 40 млн. тонн грузов в год, стать вторым по мощности южным портом страны после Новороссийска.

По инициативе администрации края на западной окраине станицы Тамань создан этнокультурный комплекс «Атамань», в основу которого положен собирательный образ казачьей станицы начала XVIII века. Принимая во внимание, что земельный участок, где расположена станица, находится  в зоне памятника археологии «Гермонасса-Тмутаракань», все объекты комплекса устроены на гравийно-песчаной подсыпке (без фундаментов) из быстровозводимых сборных легких конструкций, что обеспечивает сохранность культурного слоя.

Еще одна точка развития - Анапа. В соответствии с федеральным законом, предусматривающим создание в Российской Федерации четырех специальных игорных зон, рассматривается вопрос об организации игорной зоны вблизи станицы Благовещенской города-курорта Анапа. Начата работа по корректировке генерального плана городского округа Анапа. Мы надеемся, что размещение игорной зоны станет стимулом для туристической и деловой активности города, который и сегодня является одним из самых популярных курортов России.

Новороссийск - крупный портово-промышленный узел на Черноморском побережье края, имеющий также высокий инвестиционный потенциал как рекреационный центр. Утвержден генеральный план города, разработан генеральный план городского округа Новороссийск.

Город-курорт Геленджик - один из популярнейших курортов Краснодарского края. Завершена разработка генерального плана городского округа Геленджик, предусматривающего развитие курортных территорий в районе поселков Кабардинка, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Бетта, Криница.

В схеме территориального планирования муниципального образования Туапсинский район определено комплексное развитие территории районаоздание нового горнолыжного и климатического курорта «Гора Семиглавая», комплекса «Новомихайловский посад», пляжной зоны курорта «Ольгинка» и других курортных поселков района, в то же время в городе Туапсе продолжит  развиваться крупный портово-промышленный комплекс.

Ведется интенсивное развитие территории Большого Сочи, готовящегося к приему в 2014 году XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр.

В соответствии с мероприятиями федеральной целевой программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта выполнены:

- схема территориального планирования г. Сочи для размещения объектов Программы;

- генеральный план городского округа Сочи;

- документы территориального планирования агломерации г. Сочи;

- проект генерального плана туристско-спортивного горноклиматического курорта «Красная Поляна» с учетом развития горноклиматического курорта Сочи;

- документы планирования территории Краснополянского поселкового округа, Имеретинской низменности, Нижнешиловского сельского округа и горной части туристско-спортивного горноклиматического курорта «Красная Поляна».

Для увязки территории Олимпийского парка, жилой и общественной застройки, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры с учетом сохранения уникального природно-ландшафтного комплекса и элементов приморской экосистемы выполнен проект планировки Имеретинской низменности на территории площадью 1240 га. Разрабатывается проект планировки центральной части города на площади 600 га, завершена разработка карты градостроительного зонирования и градостроительных регламентов в составе правил землепользования и застройки города Сочи.

Разработка градостроительной документации города-курорта Сочи ведется с учетом статуса города как исторического поселения, сохранения памятников архитектуры советского периода, таких как Зимний театр, железнодорожный и морской вокзалы, архитектурные ансамбли санаторных комплексов, парковые и ландшафтные ансамбли, уникального озеленения и рельефа.

Строительство олимпийских объектов ведется на территории двух компактно расположенных кластеров: горного (в районе поселков Красная Поляна и Эсто-Садок) и прибрежного (Имеретинская низменность).

При проектировании Олимпийского парка достигнута самая масштабная в истории Олимпийских игр концентрация главных спортивных сооружений и объектов сферы услуг, что обеспечит своевременную доставку участников соревнований, персонала, зрителей и представителей СМИ от мест проживания и обслуживания к спортивным сооружениям.

Транспортная связь между кластерами будет обеспечена совмещенной (автомобильной и железнодорожной) магистралью Адлер - Красная Поляна. ОАО «РЖД» осуществляет строительство этой уникальной дороги общей протяженностью 48 километров на сложном горном рельефе.

В декабре 2011 года планируется открыть движение по железнодорожной линии Адлер - аэропорт Сочи. Дорога обеспечит перевозку на скоростных электропоездах 60% всех авиапассажиров, прибывающих в столицу зимних Олимпийских игр 2014 года.

Ведется реконструкция существующих железнодорожных линий, новое строительство и реконструкция железнодорожных станций с учетом их доступности для маломобильных групп населения. Разработаны и осуществляются проекты строительства станций «Альпика-Сервис», «Красная Поляна», реконструкции станций «Мацеста», «Хоста», «Дагомыс».

На территории горного кластера разместятся объекты горнолыжного спорта:

- горнолыжный центр на 18 000 мест, сноуборд-парк на 15 000 мест и фристайл-центр на 14 000 мест в урочище Роза Хутор;

- комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону на 16 000 мест;

- санно-бобслейная трасса на 11 000 мест;

- комплексы трамплинов на 15 000 мест;

- горная Олимпийская деревня на 2600 мест

и ряд других.

Ввод в эксплуатацию строящегося совмещенного биатлонного и лыжного комплекса запланирован на октябрь 2011 года. Первые тестовые соревнования должны пройти в декабре 2011 года. Начато строительство комплекса трамплинов, ввод объекта в эксплуатацию намечен на декабрь 2011 года, проведение первых тестовых соревнований - на январь 2012 года. Ввод в эксплуатацию комплекса объектов сноуборд-парка и фристайл-центра запланирован на сентябрь 2011 года.

В Красной Поляне начато строительство Олимпийской медиадеревни для 2000 журналистов. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на август 2013 года.

На территории прибрежного кластера, в Имеретинской низменности (в междуречье Мзымты и Псоу), ведется строительство главных спортивных сооружений и объектов, обеспечивающих их функционирование, включая гостиничные комплексы и объекты обслуживания.

В сентябре 2010 года состоялась торжественная церемония закладки фундамента Центрального стадиона. В настоящее время выполняются работы по возведению монолитных стеновых конструкций. При разработке проекта стадиона была учтена необходимость его использования для проведения в 2018 году Чемпионата мира по футболу. Внутреннее пространство стадиона предусмотрено трансформируемым (количество зрительских мест во время Олимпийских игр - 40 000, в постолимпийский период - 26 500, во время чемпионата мира - 46 000). Проект также учитывает требования Международного паралимпийского комитета: предусмотрены специальные места для маломобильных групп (не менее 1% от общего числа зрительских мест), оборудованы десять специальных подъемников. Строительство стадиона должно завершиться в 2013 году.

На Большой ледовой арене для хоккея с шайбой завершены работы по возведению 5-го этажа, ведется монтаж металлоконструкций купола и инженерных систем. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на май 2012 года, первые тестовые соревнования должны начаться в сентябре того же года.

Ведется монтаж металлического каркаса Малой ледовой арены. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на август 2012 года, начало тестовых соревнований - на ноябрь 2012 года.

Завершены работы по сооружению каркаса сборно-разборной Ледовой арены для кёрлинга. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на июнь 2012 года, первые тестовые соревнования начнутся в октябре 2012 года.

Завершается монтаж металлоконструкций здания Ледового дворца спорта для фигурного катания и соревнований по шорт-треку. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на июль 2012 года, первые тестовые соревнования начнутся в ноябре того же года.

Завершается возведение основных конструкций Крытого конькобежного центра. Ввод объекта в эксплуатацию намечен на сентябрь 2012 года, проведение первых тестовых соревнований - на декабрь 2012 года.

Создается входная зона с площадью перед железнодорожным  и автобусным вокзалами и основной пешеходной эспланадой, выходящей на Главную площадь Олимпийского парка.

Специализированным проектным бюро Tilke GmbH & Co. KG (Германия) ведется проектирование гоночной трассы «Формулы-1» на территории Олимпийского парка в Имеретинской низменности. Заключено соглашение с организатором гонок «Формулы-1» о проведении российского этапа указанных соревнований на специально подготовленной трассе на территории Олимпийского парка начиная с 2014 года.

В северо-западной части Имеретинской низменности разместятся основная Олимпийская деревня на 3000 мест, медиацентр, трех-пятизвездочные гостиницы для представителей Международного олимпийского комитета, Олимпийской семьи и Паралимпийского комитета.

В восточной части Олимпийского парка будет создан первый в России международный развлекательный тематический «Сочи-парк».

На юго-востоке Имеретинской низменности предусмотрено строительство гостиничных комплексов с уровнем сервиса три-пять звезд.

В комплекс мероприятий по инженерной защите территории Имеретинской низменности включено создание параллельно берегу моря прудов-регуляторов, которые войдут в состав ландшафтного парка. Пруды будут способствовать улучшению гидрологической ситуации, снижению антропогенной нагрузки и станут одним из дополнительных факторов привлекательности территории.

Планируется строительство новой набережной протяженностью более 7 км и создание искусственных пляжей шириной до 50 м.

Подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года вошла в решающую стадию, большинство олимпийских объектов через год-два будут сданы в эксплуатацию.

Исключительно важно, что Олимпиада даст Сочи современные технологичные объекты транспортной, инженерной, спортивной и гостиничной инфраструктуры.

В целях обеспечения гармоничного и устойчивого развития Сочи в градостроительной документации, разрабатываемой для будущей столицы зимних Олимпийских игр 2014 года, предлагаются решения по использованию территорий и объектов в постолимпийский период.

Горные спортивные сооружения будут использоваться в качестве тренировочных баз российских и зарубежных спортсменов, для активного отдыха и занятий массовым спортом жителей Краснодарского края, России и гостей из других стран.

Предусмотрено постолимпийское использование горной Олимпийской деревни в качестве горноклиматического курорта, насыщенного объектами гостиничной инфраструктуры, объектами рекреации и развлечений.

Четырех- и пятизвездочные гостиничные комплексы в Имеретинской низменности, так же как и в горной зоне, сохранят свое назначение и обеспечат потребности города в курортно-гостиничных объектах высокого класса обслуживания.

Территория трехзвездочных гостиниц в юго-восточной части Имеретинской низменности будет реорганизована в полноценный жилой район с развитой инфраструктурой, включающей школы, детские сады, общественные центры. Предусмотрено перепрофилирование указанных гостиниц в жилые многоквартирные дома.

Кварталы жилых апартаментов разместятся на территории трехзвездочных гостиниц основной Олимпийской деревни в северо-западной части Имеретинской низменности. На прилегающем земельном участке планируется строительство крытого аквапарка, объектов социальной инфраструктуры и административно-общественных зданий, временный грузовой порт Мзымта предполагается переоборудовать в центр парусного спорта и яхт-клуб.

Комплекс объектов Олимпийского парка будет частично перепрофилирован в многофункциональный общественно-развлекательный и деловой центр. При этом основные объекты останутся спортивными.

Малую ледовую арену для хоккея с шайбой, Ледовую арену для кёрлинга, тренировочную ледовую арену и тренировочный центр для фигурного катания, которые возводятся с применением сборно-разборных конструкций, предполагается демонтировать и в дальнейшем эксплуатировать в других регионах России.

Крытый конькобежный центр в постолимпийский период будет использоваться в качестве выставочного комплекса, технологически и планировочно связанного с торгово-развлекательным центром, в который будет переоборудован главный медиацентр.

Многочисленные объекты, строительство и реконструкция которых предусмотрены на территории Сочи в целях создания условий для эффективного функционирования спортивных комплексов и успешного проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр (гостиничная сеть, объекты культурно-делового назначения, морские порто-пункты, железнодорожные станции, жилые микрорайоны и т.д.), сохранят свое назначение и в постолимпийский период.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.