журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




От идеи к образу

 

Сегодня уже мало кто задается вопросом, с чего начиналась история олимпийского проекта в Сочи. Полным ходом идет процесс реализации огромного проекта, и внимание всех участников и общества сосредоточено на текущих проблемах. Идея, возникшая задолго до 2007 года, стала источником вдохновения для множества людей, привлекла сотни специалистов к работе над одним из самых амбициозных и масштабных государственных проектов последнего десятилетия. О тех, кто когда-то сказал первое слово, провел первую линию, а также о завершающих штрихах к портрету Олимпийского парка рассказывает главный архитектор ГК «Олимпстрой» Олег Андреевич Харченко.

- Любой градостроительный замысел, реализацию которого мы наблюдаем сегодня, имеет большую историю. История Сочинской Олимпиады тоже началась не в 2007 году, а значительно раньше, когда возникла необходимость в осмыслении потенциала Краснодарского края. Тогда стало очевидно, что региону нужны серьезные государственные программы: такие огромные территории нуждаются в системном подходе и прогнозах развития.

Здесь следует напомнить, что весь первоначальный слой проектных планировочных решений олимпийских объектов был предложен коллективом Института урбанистики. Мне показалось очень важным дать возможность высказаться людям, причастным к рождению самой идеи, к истокам творческого процесса ее воплощения. В статье, публикуемой в настоящем выпуске журнала, специалисты института рассказывают о предпосылках возникновения подобных грандиозных замыслов, о том, как они становятся реальными государственными программами с выделением под них средств и привлечением групп экспертов, сквозь временные слои прослеживают судьбу проекта от градостроительных поисков до финальной стадии. Это та часть айсберга, которая скрыта от глаз, ведь люди видят только то, что происходит сейчас.

Вспоминаю свой личный опыт архитектурного проектирования, связанного с Олимпийскими играми. Будучи главным архитектором Санкт-Петербурга, я занимался разработкой проекта олимпийского пространства и его интеграции в ткань города для проведения в нем летней Олимпиады 2004 года. Одной из главных идей тогда было создание так называемого Западного скоростного диаметра - дороги, которая связала бы северную и южную части города через Васильевский остров. Новая магистраль должна была объединить морской порт, аэропорт, ключевые спортивные и жилые зоны, т.е. территории, в которые «укладывалась» программа летних Олимпийских игр. На идее локализованного пространства Олимпийских игр и была построена наша Заявочная книга. Олимпиаду мы тогда не получили, а вот проект Западного скоростного диаметра в настоящее время реализуется в полном объеме. И хотя сегодня все уже забыли, откуда взялась сама идея, я могу точно сказать, какая калька была первой, какое слово, какой протокол оказались решающими в тот момент...

Что касается другой статьи, о которой мне также хотелось бы сказать, то она как раз о верхушке айсберга, т.е. о том, что мы задумали, чтобы обеспечить законченность и целостность облика Олимпийского парка. Пространство парка площадью порядка 240 га растянулось в виде «бабушкиного носка», в самом верху которого расположены входная зона, железнодорожный и два автобусных вокзала, контрольные пункты, входная площадь. Отсюда наши гости - предполагается, что их число составит порядка 25 тысяч человек в час, - будут направляться в нижнюю, южную часть парка, к Олимпийской площади. Вокруг площади размещены семь спортивных комплексов, связанных с соревнованиями на льду (фигурное катание, скоростной бег на коньках, хоккей, кёрлинг и т.д.); здесь же расположен большой футбольный стадион. Протяженность пути от вокзалов до центра площади составляет примерно 1200 метров, ширина аллей варьирует от 150 до 250 метров. Именно здесь мы задумали создать Парк скульптур - пространство, наполненное всевозможными пластическими и планировочными затеями, которое станет последним штрихом, завершающим облик Олимпийского парка. По давно сложившейся традиции олимпийские парки, где бы они ни создавались, в первую очередь должны быть интересны для зрителя, для посетителя. Это пространство потом останется городу, парк будет взят на баланс местными органами садово-паркового хозяйства, сюда будут приезжать горожане и туристы... И мы хотим сделать его максимально интересным.

Олимпийские парки принято наполнять интересными и актуальными объектами. Каждая страна-организатор старается поместить в это пространство наиболее заметные произведения; для создания объемно-пластических композиций приглашаются лучшие художники и скульпторы, проявившие себя в разнообразных творческих конкурсах. Существует два принципа оформления олимпийского пространства: первый - принцип наполнения его как ландшафтного парка, в котором размещаются арт-объекты, второй был реализован в Афинах, где практически отсутствовали отдельные пластические формы, но сам олимпийский комплекс по сути являлся большой оригинальной скульптурой, обладающей образностью и ярким характером. У нас ситуация иная: пространство, предназначенное для проведения зимней Олимпиады, по площади в несколько раз больше, чем Олимпийские парки в Атланте, Барселоне или Афинах. Его территория по размерам сопоставима с Олимпийским парком в Пекине, вот почему было принято решение наполнить его достаточно большим количеством арт-объектов.

Самое важное, что нам удалось на настоящее время сделать, - не дать превратить эту идею в проект какого-то одного художника или группы художников либо в проект какого-то одного эстетического или стилистического направления. Мы хотим, чтобы круг участников был максимально широким. В работе могут принимать участие не только скульпторы, ведь речь идет о композициях, в которых могут реализовать свои творческие идеи дизайнеры, архитекторы, представители самых разнообразных направлений, например электронщики, музыканты... Мы тщательно разработали программу, составили обращение - оно вывешено на нашем сайте, дали широкую информацию о конкурсе, сообщили о нем во все творческие общественные союзы: художников, дизайнеров, архитекторов, в Академию художеств, в Академию архитектуры и строительных наук. Кроме того, мы обратились ко многим известным скульпторам и дизайнерам с просьбой обратить внимание на наш конкурс. Мы даем людям время на то, чтобы они сформировали свои предложения.

Пришлось очень точно подбирать слова, пытаясь объяснить, что речь не идет только лишь о традиционной скульптуре, некой «девушке с веслом», которая в сознании многих людей олицетворяет спортивную скульптуру и спортивное искусство в целом. Мы сознательно называем произведения, которые предполагается поместить в пространство Олимпийского парка, арт-объектами. Это может быть любая композиция, в которой присутствуют идеи гуманизма, заключены интерес, интрига, есть движение, цвет, фактура, необычная пластика и т.д. Мы свободны от желания видеть только бронзу или только статичные композиции. В середине октября 2011 года начнется процесс отбора - конкурсные работы должны будут пройти специальный художественный совет.

В качестве главного художника Олимпийского парка был приглашен выдающийся российский скульптор Георгий Вартанович Франгулян. Он тоже представит свои работы, которые будут рассматриваться на совете на общих основаниях, у него не будет никакого эксклюзивного права. Надо сказать, что мы с Г.В. Франгуляном - «держатели замысла» создания современного парка, где Россия могла бы показать какие-то инновационные идеи. Надеемся, что они появятся, хотя мое общение со скульпторами и вообще с творческими людьми свидетельствует о том, что пока этот процесс идет с трудом. Наше общество довольно консервативно, традиционно, у нас еще не очень воспринимается абстрактная форма или композиция, в которой нет той самой литературы, которую понимал и любил советский человек. И все же мы хотим попробовать объединенными усилиями создать памятник эпохе, приглашаем выдающихся мастеров персонально плюс широкий круг заинтересованных творческих людей.

Итак, в обсуждаемых статьях речь идет как бы о разных концах одной линейки: с одной стороны - начало процесса, с другой - его творческое завершение. Между ними дистанция - и временная, и та, что олицетворяет различия в характере работы градостроителей и архитекторов-декораторов, архитекторов-благоустроителей. Эту историю мои коллеги и постарались рассказать читателям.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.