журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Юрий Медведев, заместитель директора по комплексному проектированию, руководитель олимпийских проектов

Вячеслав Бобров, главный архитектор проекта

Ольга Алексеева, главный архитектор проекта

Елена Копьева, главный архитектор проекта

ФГУП «РосНИПИУрбанистики», Санкт-Петербург

 

Градостроительный аспект истории избрания Сочи

столицей XXII зимних Олимпийских игр 2014 года

 

Авторы статьи предлагают вниманию читателей краткий ретроспективный анализ олимпийской истории Сочи в аспекте преемственности градостроительной документации, подробно останавливаются на принципах и особенностях пространственной организации Олимпийского парка.

Город Сочи - крупнейший курорт России, протянувшийся более чем на 146 км вдоль Черноморского побережья Кавказа, - наиболее значительный по масштабам и уникальный по природно-климатическим характеристикам регион на юге Российской Федерации. Сегодня уже нет сомнений в экономико-географических, экологических, рекреационных и других преимуществах проведения здесь зимней Олимпиады.

Сочи стал первым российским городом - претендентом на проведение зимних Олимпийских игр: еще в 1990 году начались подготовительные исследования (включая вопросы экологии) с целью обоснования выдвижения Сочи в качестве кандидата на право проведения зимних Олимпийских игр 1998 и 2002 годов. Тогда же была разработана Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года», включающая подпрограмму «Создание горноклиматического курорта и базы для развития зимних видов спорта в Красной Поляне».

В 1999 году по инициативе администрации города институтом «ЮгАкадемЦентр» была разработана «Градоэкологическая концепция развития горноклиматического курорта «Красная Поляна» с целью обобщения, дополнения и уточнения всех предшествующих градостроительных и программных документов, учета результатов новых исследований, анализа научных изысканий.

В новом тысячелетии поиски вариантов формирования туристско-спортивного горнолыжного комплекса «Красная Поляна» продолжились. По инициативе ОАО «Красная Поляна», Олимпийского комитета России, ХК «Интеррос», ОАО «Газпром» в 2001 году специалистами ЗАО «МКД Партнер» были выполнены исследования инвестиционных возможностей горноклиматического курорта «Красная Поляна». В 2002 году были завершены предпроектные исследования региона (осуществлены фирмами «Экосайн» (Канада), «АМР» и «Доппельмайер» (Австрия) по заказу ХК «Интеррос» и ОАО «Газпром»). Необходимо отметить, что с момента разработки Градоэкологической концепции произошли изменения в российском законодательстве, что обусловило необходимость корректировки принятых ранее решений. Таким образом, к концу 2002 года стала актуальной и возможной разработка новой концепции туристско-спортивного горноклиматического комплекса (ТСГКК).

В 2003 году «ЮгАкадемЦентром» по заказу Минэкономразвития России была выполнена «Концепция создания ТСГКК «Красная Поляна». Главной целью ее разработки стало определение возможностей создания и потенциального масштаба круглогодичного многофункционального туристско-спортивного горноклиматического комплекса, обеспечивающего максимальное удовлетворение потребностей рекреантов всех категорий при оптимальном сочетании экономической эффективности и экологической стабильности и безопасности.

Идеология Концепции базируется на обеспечении органичного взаимодействия трех основных рекреационных факторов:

-                     субтропического побережья Черного моря;

-                     бассейна реки Мзымта и обширной гидрографической сети со значительными запасами пресных вод и гидроминеральных ресурсов;

-                     горного рекреационного ансамбля в виде структуры туристско-спортивных и горнолыжных образований.

Концепция установила ряд базовых принципов, отвечающих современным требованиям обеспечения устойчивости экологических комплексов в условиях их рекреационного использования.

В период с 2003 по 2005 год по заказу Госстроя России в лице ГУ «Южная дирекция Госстроя России» был разработан Генеральный план развития ТСГКК «Красная Поляна». В работе приняли участие ФГУП «Росстройизыскания», ФГУП ««РосНИПИУрбанистики», ЗАО «Национальный градостроительный институт».

Генеральный план комплекса «Красная Поляна», исходя из фактора главенства использования данной территории в качестве горнолыжного курорта, создал основу для осуществления инвестиционных проектов ее эффективного использования и развития с учетом:

- безусловного сохранения уникального природного комплекса и его природно-географических особенностей, в том числе связанных с развиваемой системой «горы-море»;

- инвестиционного планирования развития объектов недвижимости и бизнеса, включая развитие населенных пунктов;

- градостроительного и функционального планирования территории, конкретной дислокации и границ различных зон, регламентов их использования, обеспечения инфраструктурой и инженерной защитой с расчетами предельных антропогенных нагрузок.

Одновременно с разработкой генплана ТСГКК «Красная Поляна» в целях более полной проработки инвестиционной проблематики готовился генеральный бизнес-план обоснования инвестиций в развитие комплекса.

Проектом была предложена транспортная система, связывающая основные точки развития территории, в том числе горнолыжный курорт «Красная Поляна», зону международного аэропорта, Имеретинскую долину. Для создания широкого спектра туристических услуг для каждой из остановочных точек планировались две-три основные функции и несколько дополнительных.

Были проведены комплексные инженерные изыскания, сформирована подробная геоинформационная система, содержащая материалы по геолого-тектоническому строению, сейсмическим, гидрогеологическим, инженерно-геологическим и гидрометеорологическим условиям района; с использованием цифровых ортофотопланов построены пространственные модели местности; разработаны базовые проектные предложения по инженерной защите от опасных природных явлений (сейсмика, сели, оползни, паводки, снежные лавины).

В составе генплана были впервые выполнены схема резервируемых территорий под олимпийские виды спорта и схема инвестиционных площадок, предполагающие размещение стадионов для ледовых видов спорта и церемоний открытия в предгорной зоне ТСГКК, а объектов для горнолыжных видов спорта - на территории Краснополянского поселкового округа горной зоны ТСГКК.

В генплане было обосновано, что юго-восточная часть территории Большого Сочи, где находится Красная Поляна, имеет все необходимые предпосылки для формирования в пределах контура часовой доступности первого в отечественной и мировой практике круглогодичного универсального с точки зрения видов отдыха, спорта и оздоровления курортного комплекса, рассчитанного на экономичный класс обслуживания и приема туристов. Также было дано обоснование возможности выдвижения Сочи в качестве кандидата на право проведения зимних Олимпийских игр 2014 года.

На основе генерального плана ТСГКК «Красная Поляна» институтом ФГУП «РосНИПИУрбанистики» были разработаны:

- проекты планировки населенных пунктов Эсто-Садок и Красная Поляна (заказчик - Комитет по архитектуре и градостроительству Краснодарского края);

- проект планировки северного склона хребта Аибга (заказчик - ОАО «Красная Поляна»);

- проект планировки части территории Имеретинской низменности (заказчик - администрация города Сочи);

- варианты размещения олимпийских объектов на территории Имеретинской низменности, в том числе с учетом результатов инженерных изысканий;

- эскизный проект инвестиционных площадок по объектам Олимпийского комплекса на территории Имеретинской долины.

В июле 2005 года в поселке Красная Поляна проходит специальное выездное заседание Олимпийского комитета России, на котором принимается решение о создании заявочного комитета и рабочей группы на уровне правительства для подготовки к выдвижению города-курорта на соискание права проведения крупнейших международных спортивных соревнований.

Для обеспечения Сочи конкурентных преимуществ в борьбе за право проведения XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации разрабатывается Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)».

В целях создания необходимых градостроительных документов были объединены усилия международных экспертов, участвующих в подготовке Заявочной книги, и проектировщиков-разработчиков генерального плана ТСГКК «Красная Поляна».

Для представления комиссии МОК по заказу администрации Краснодарского края ФГУП «РосНИПИУрбанистики» был выполнен ряд схем по размещению объектов Федеральной целевой программы. Специалисты института также выполнили адаптацию схем олимпийских планов в структуре планировочных документов с учетом действующих ограничений, разработали схемы инженерно-транспортного обеспечения, предложения по инженерной защите территории с учетом природоохранных мероприятий.

В феврале 2007 года ФГУП «РосНИПИУрбанистики» разработал Схему территориального планирования Российской Федерации на часть территории Российской Федерации - городской округ «город Сочи» для размещения олимпийских объектов и объектов инфраструктуры федерального значения (заказчик - ФГУП «Объединенная дирекция развития г. Сочи»), где размещение олимпийских объектов было уточнено и закреплено в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта».

18 января 2007 года, первым среди других кандидатов, Сочи представил свою Заявочную книгу, содержащую описание природных условий и инфраструктуры города-курорта и план строительства олимпийских сооружений.

4 июля 2007 года на 119-й сессии МОК в Гватемале город Сочи был выбран столицей зимней Олимпиады 2014 года.

В 2007 году ФГУП «РосНИПИУрбанистики» совместно с ОАО «Гипрогор» участвовал в разработке Генерального плана муниципального образования «Городской округ город Сочи», который был утвержден Городским Собранием Сочи в июле 2009 года.

С 2008 года выпускается документация по планировке горнолыжных комплексов Горной зоны: горноклиматического курорта «Альпика-Сервис», спортивно-туристического комплекса «Горная Карусель», горно-туристического центра ОАО «Газпром», горнолыжного курорта «Роза Хутор».

В 2008 году ФГУП «РосНИПИУрбанистики» по заказу ГК «Олимпстрой» приступает к разработке проекта Олимпийского парка. ЗАО «ГРАДО» выполняет проект планировки территории Имеретинской низменности для размещения олимпийских объектов. Основой всех проектных разработок стали материалы, подготовленные для Заявочной книги.

Проект Олимпийского парка в Сочи основан на новой для олимпийского движения идее создания первого настоящего зимнего олимпийского парка. Высокий уровень обслуживания, достойный столь значимого события, планируется обеспечить за счет компактного расположения всех объектов, удобного для спортсменов, представителей Международного олимпийского комитета, журналистов, гостей и зрителей. Спортивные объекты Олимпийского парка связаны между собой надежными транспортными системами и инфраструктурой, окружающей объекты в радиусе немногим более 500 метров.

Из общей площади Олимпийского парка - 445 га - в зону ответственности ГК «Олимпстрой» и ФГУП «РосНИПИУрбанистики» входили территории площадью 256 га. Предстояло выполнить эскизный проект парка, адаптировать схему компании НОК Sport Limited, послужившую основой для Заявочной книги, включив парк в структуру прилегающей территории.

Совместно с компанией Populous (Великобритания), имеющей опыт предыдущих олимпиад, специалисты института находили оптимальные решения на основе принципов оптимизации пространства, его рационального использования в ходе Олимпийских и Паралимпийских игр и в постолимпийский период. Были проанализированы основные визуальные связи, пешеходные направления, видовые точки. Отрабатывались новые данные, расчеты, уточнялись функциональное зонирование и планировка каждой функциональной зоны. Было предложено несколько вариантов эскизного проекта Олимпийского парка, которые затем обсуждались в ГК «Олимпстрой», АНО «Оргкомитет 2014», на комиссии МОК.

Результатом стала выполненная совместно с компанией Populous гибкая планировочная структура (модель) Олимпийского парка. В процессе проектирования изменялись требования к размещению объектов, происходило включение и исключение целых комплексов. С учетом этого проектное решение было призвано обеспечить стабильность созданной планировочной структуры парка и возможность детальной проработки функциональных зон на последующих стадиях проектирования в условиях их устойчивого закрепления в плане парка.

Параллельно на основе анализа общемировой практики разрабатывались принципы постолимпийского использования территории.

После утверждения эскизного проекта возникла необходимость в разработке документации по планировке и межеванию территории Олимпийского парка. В целях увязки проекта планировки Имеретинской низменности с проектом Олимпийского парка специалисты ФГУП «РосНИПИУрбанистики» подготовили ряд решений в части функционального зонирования территории, изменения красных линий, формирования новой улично-дорожной сети, разработки транспортных узлов. Была скоординирована работа нескольких специализированных проектных организаций по таким взаимозависимым задачам, как решение привокзальной площади и территории Олимпийского парка в районе железной дороги, организация перераспределения пешеходных и транспортных потоков в районе Вокзальной и Входной площадей Олимпийского парка и др.

Здесь необходимо отметить, что Олимпийский парк - уникальный объект как для организаторов Игр, так и для проектировщиков и строителей. Решаемые проектом задачи многообразны и разноплановы, осуществить такую работу в одиночку не под силу ни одной проектной организации страны. Институт «РосНИПИУрбанистики» привлек к процессу проектирования разнопрофильные организации Москвы и Санкт-Петербурга, что позволило выполнить проект на должном уровне. Разработку архитектурно-художественной концепции и основных архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений выполнили петербургские архитектурные мастерские «Витрувий и сыновья» (ЗАО «Банет») и «Архитектурная мастерская ТРИ».

Олимпийский парк проектируется по принципу «островного участка», с той же системой безопасности и доступа, которая применяется в аэропортах. В структуре парка четко разграничены служебные и общественные функции, при этом объекты общественного назначения сконцентрированы вокруг и внутри зоны общего доступа, предназначенной для приема посетителей Олимпийского парка, которых, по прогнозам, будет свыше 75 тысяч. Общая пропускная способность парка составит около 137 тысяч человек в час.

Архитекторы ставили перед собой задачу создать необычный и яркий образ, который бы запомнился всем посетителям. Идея построения пространства зиждется на ассоциации с горной рекой, несущей свои воды в сторону моря.

Посетители парка попадают в него с северной стороны, где размещаются железнодорожный вокзал «Олимпийский парк» и автостанции. Далее, пройдя досмотр, они оказываются на главной пешеходной аллее, ведущей к спортивным и развлекательным объектам. Как река, аллея проходит между искусственно созданных «берегов» (холмов), придающих среде дополнительную выразительность и защищенность. Для создания атмосферы праздника вдоль аллеи будут установлены скульптуры и арт-объекты, приглашающие не только к созерцанию, но и к активному соучастию. Таким образом, полукилометровый путь по главной пешеходной аллее будет насыщен впечатлениями.

Завершающим аккордом главной пешеходной аллеи служат пешеходные мосты, перекинутые через автодорогу. Пять разноцветных лент пешеходных мостов символизируют пять континентов. С их верхних точек открывается вид на море и на комплекс сооружений Центральной спортивной зоны.

Центральная спортивная зона является кульминационной на пути следования посетителей Олимпийского парка. Здесь будут проходить все главные мероприятия Олимпийских и Паралимпийских игр.

Вход на Главную площадь осуществляется через пропилеи - оригинальную пространственную светодинамическую композицию.

По периметру Главной площади кольцом располагаются Центральный стадион, Малая ледовая арена для хоккея с шайбой, тренировочная ледовая арена для хоккея с шайбой, Большая ледовая арена для хоккея с шайбой, Ледовая арена для кёрлинга, Крытый конькобежный центр, тренировочный центр ледовых видов спорта, Ледовый дворец для фигурного катания и шорт-трека. Между спортивными сооружениями разместятся служебные зоны инженерно-технического и вещательного обслуживания, по внешнему контуру - парковочные площадки. Для понимания масштаба площади можно сказать, что на ней могла бы целиком поместиться Петропавловская крепость.

Центром композиции Главной площади служит кратер, окруженный аллеей флагов. На его пологих озелененных склонах смогут расположиться зрители театрализованных действий, происходящих у подножия. Стержень площади - возвышающееся на 80 метров над гладью окружающего его бассейна кольцо обозрения оригинальной конструкции, несущее эстетическую и функциональную нагрузку. Поднявшись в комфортабельных кабинах из подводного вестибюля на самый верх, зрители смогут увидеть весь Олимпийский парк и бескрайний простор моря.

Одна из важных задач проекта - обеспечение безбарьерной среды для маломобильных групп населения. Помимо обязательного учета всех соответствующих нормативов, в Олимпийском парке предусмотрена транспортировка зрителей от входных павильонов к спортивным объектам. Специальные электромобили будут постоянно курсировать по парку, подвозя не только людей с ограниченными двигательными возможностями, но и всех, кому трудно проделать весь путь пешком.

Процесс проектирования Олимпийского парка был долгим, сложным и продолжается до настоящего времени. На пути к финальному планировочному рисунку появлялись и исчезали объекты: на смену Международному олимпийскому университету пришел тематический парк, появилась трасса «Формулы-1», интеграция которой в структуру Олимпийского парка находится на стадии разработки.

Необходимо подчеркнуть, что олимпийское строительство в Сочи подразумевает не только спортивные и связанные с ними инфраструктурные объекты. Программа строительства олимпийских объектов нацелена не только на организацию самих Игр, но и на развитие города. В орбиту олимпийской стройки входят многие километры новых и отремонтированных авто- и железных дорог, инженерных сетей, инженерные сооружения, транспортные парки, гостиничные комплексы и другие объекты обеспечения жизнедеятельности города. Реализация Программы позволит Сочи принять Олимпийские игры на должном уровне, продемонстрировать гостям Олимпиады курорт мирового уровня, а наследие, полученное Сочи после 2014 года, станет серьезным федеральным вливанием в развитие курорта.

Перед Россией и Сочи появилась возможность реализовать экономическую модель устойчивого развития, на которую может в дальнейшем ориентироваться Южный регион и страна в целом.

Хочется верить, что все, что задумано, будет воплощено в жизнь и олимпийский Сочи распахнет свои объятия навстречу гостям. И его гости, изумленные и окрыленные, будут внимать великому мирному празднику спорта и увезут с собой незабываемые теплые воспоминания об Играх и о городе, который их принимал.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.