журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Ольга Суслова

Судьба конструкций В.Г. Шухова в Выксе.

(продолжение)

 

Мы уже писали о том, что на территории Выксунского металлургического завода (ВМЗ) находятся листопрокатный цех, в 1897 году перекрытый В.Г. Шуховым сетчатой оболочкой двоякой кривизны, и водонапорная гиперболическая башня, возведенная великим русским инженером в том же году. Ажурная оболочка цеха стоит уже почти 115 лет наперекор всем обстоятельствам: Z-образные профили конструкции изготовлены из кипящей, наиболее хрупкой, стали, шарниры трехшарнирных арок неподвижны, так как поражены коррозией, кровля давно отсутствует. И все-таки уникальная постройка пролетом 75 х 48 метров стоит - как памятник гению В.Г. Шухова, как свидетельство неограниченных возможностей человеческого ума и как укор нашим современникам.

29-30 сентября 2011 года по инициативе руководства ОАО «Выксунский металлургический завод» и музея «Усадебно-промышленный комплекс Баташевых-Шевелевых» в Выксе была организована международная конференция, посвященная сохранению построек Владимира Григорьевича Шухова.

Есть какой-то основательный, настоящий оптимизм в том, что международная конференция собрала разных специалистов из нескольких стран при активном и заинтересованном участии руководителей металлургического завода - владельца уникальных шуховских объектов. Разработкой протокола Экспертного совета начата большая работа по сохранению и оживлению национального наследия, не только являющегося памятником научной и инженерной мысли, но и по сей день служащего совершенным образцом.

Город Выкса произвел на участников конференции чарующее впечатление. Промышленный центр, утопающий в зелени, окружен системой живописных прудов. На площадь перед Домом-музеем Баташевых выходит ограда с ажурной металлической решеткой. Ни у кого не возникает сомнений в том, что за забором - городской парк. Оказывается, завод. Братья Баташевы, суровый Андрей и просветитель Иван, с большой любовью и мудростью задумали планировочные взаимоотношения города и завода. Их оригинальный замысел читается и через 300 лет: с некоторым лукавством они выставляют город как тихий райский уголок, под сенью которого льется металл, формуется стальная и чугунная продукция.

Сила, ум, провидение братьев Баташевых дали мощный импульс для дальнейшего развития города и завода. И неслучайной оказалась встреча управляющего заводами А. Лессинга с инженером Шуховым Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Сетчатые оболочки павильонов выставки получили развитие в конструкциях перекрытий листопрокатного цеха Выксунского металлургического завода. И именно эта оболочка из всех многочисленных легких оболочек инженера В.Г. Шухова уцелела до наших дней.

Экспертный совет по проблематике сохранения и использования сооружений В.Г. Шухова, находящихся на территории ОАО «Выксунский металлургический завод», возглавил Райнер Грефе - профессор Института теории архитектуры и строительной истории при Университете г. Инсбрука (Австрия), автор замечательной книги о творчестве В.Г. Шухове «Искусство конструкции». В состав Совета вошли инженеры, строители, архитекторы, специалисты по металлическим конструкциям, представители Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.

В ходе конференции был заслушан отчет по результатам обследования и оценки технического состояния надземных металлоконструкций водонапорной башни и листопрокатного цеха, проведенных силами ННГАСУ под руководством профессора А.И. Колесова. Работа специалистов ННГАСУ была оценена положительно, при этом было отмечено, что для дальнейших работ по составлению технической документации на проектирование потребуются дополнительные исследования шуховских объектов.

Р. Грефе в своем выступлении говорил об объемно-планировочных вариантах реконструкции и приспособления помещения листопрокатного цеха. Он высоко оценил деятельность руководства завода по организации последовательных мероприятий, имеющих целью сохранение памятников инженерного творчества В.Г. Шухова.

Профессор ННГАСУ Т.П. Виноградова продемонстрировала участникам конференции уникальные фотографии времен строительства выксунской водонапорной башни, сохранившиеся в домашних архивах нижегородцев. Она обратила внимание собравшихся на то, что заброшенные металлоконструкции вокруг шуховского цеха недостаточно исследованы и существует вероятность, что Владимир Григорьевич мог участвовать и в их проектировании. В связи с этим снос этих производственных корпусов преждевременен.

В.Ф. Шухов определил круг серьезных проблем, стоящих перед специалистами в деле сохранения построек В.Г. Шухова, в числе которых вопрос доступности уникальной конструкции цеха для посетителей (здание находится на закрытой территории ВМЗ), сложности инженерной эксплуатации здания и другие.

В ходе конференции было зачитано письмо-обращение руководства МАрхИ, РАСН и Союза архитекторов России к ее участникам. В обращении говорилось, что судьба уникальных построек В.Г. Шухова в Выксе должна решаться на основании международного творческого конкурса, в организации и проведении которого МАрхИ и Союз архитекторов России готовы принять самое активное участие.

В результате двухдневной работы Экспертного совета был принят протокол, определяющий ход дальнейших действий по сохранению и приспособлению шуховских объектов города Выксы. Поскольку водонапорная башня расположена в непосредственной близости (около 2 м) от железнодорожных путей завода и давно не используется по назначению, ее решено переместить, не разбирая, за территорию ВМЗ, оставив в непосредственной близости от завода. Прежде всего, необходимо произвести дополнительное обследование элементов башни и подготовить проект усиления конструкций. Способ перемещения будет определен позже на основании изучения опыта подобных операций. Прозвучали предложения переместить башню на железнодорожной платформе и, как дерзкая альтернатива, - при помощи дирижабля. Последний вариант - несколько шокирующий, но на сегодняшний день вполне реальный. Вес башни составляет около 100 тонн; грузоподъемность дирижаблей значительно больше грузоподъемности вертолетов (рекорд грузоподъемности Ми-12 на сегодняшний день - 40 тонн).

Конструкции цеха решено оставить на месте и в дальнейшем использовать как многофункциональное всесезонное помещение. Для составления технической документации на проектирование необходимо провести дополнительное инженерное обследование, выполнить проект усиления конструкций. При разработке технического задания необходимо учесть требования ЮНЕСКО и российского законодательства. Корпуса, примыкающие к листопрокатному цеху, рекомендовано дополнительно проанализировать на предмет исторической и архитектурной ценности.

Для определения архитектурной стратегии решено подготовить совместно с МАрхИ «Техническое задание на проведение закрытого архитектурного конкурса».

Все эти решения - начало большого пути. Даже на первом этапе обнаружилось множество сложных вопросов, требующих специальной проработки и оценки, сравнения разных методик. Кровля цеха в оригинальном варианте была металлической, легкость и воздушность оболочки не ощущались, в цеху было темно. Безусловно, открытая сетка конструкции будет выглядеть намного ярче и эффектнее. Но остекление - это дополнительная нагрузка на ослабленный скелет, естественно, не просчитанная В.Г. Шуховым. Кроме того, для полноценной эксплуатации потребуется утепление и, возможно, отопление корпуса. Все эти вопросы предстоит решить в процессе составления СТУ для уникального памятника. Сейчас уже очевидно, что в чем-то придется пойти на компромиссы с владельцами завода.

Приоритетными при выборе стратегии должны быть интересы сохранения, а значит, использования уникального памятника. Трудностей впереди много, работа большей частью будет базироваться на энтузиазме специалистов, почитателей гения великого В.Г. Шухова. Но цель безусловно стоит всех затрат и напряжений.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.