В последние месяцы в связи с принятием
Правительством Москвы программы восстановления и реконструкции московских
парков возобновились разговоры о желательности создания в столице парка
развлечений, подобного американскому «Диснейленду». К сожалению, ряд
публикаций в московской прессе содержит недостоверную информацию об истории
возникновения и разработки этой темы. Редакция обратилась к одному из
старейших градостроителей и ландшафтных архитекторов Москвы Валентину
Ивановичу Иванову с просьбой рассказать о судьбе первого проекта «московского
Диснейленда» - детского парка «Страна чудес». С 1960 по начало 2000-х годов
Валентин Иванович, работая в НИиПИ генплана Москвы
и Москомархитектуре, принимал активное участие в
разработке большинства проектных предложений по подобному парку.
История создания в Москве большого парка развлечений
берет начало с осени 1959 года, когда Н.С. Хрущев впервые посетил Соединенные
Штаты Америки. Во время пребывания в Лос-Анджелесе он изъявил желание
побывать в открывшемся в 1955 году парке Уолта Диснея, который с каждым годом
приобретал все большую популярность во всем мире. В «Диснейленд» Хрущев по
соображениям безопасности так и не попал, но возвратившись
домой, отметил, что было бы неплохо соорудить подобный детский парк в Москве.
Идею подхватили руководители ЦК ВЛКСМ - первый секретарь С.П. Павлов и
управляющий делами А.А. Светликов. Разработать соответствующее проектное предложение было поручено
Институту генплана Москвы.
Почти всю первую половину 1960 года мы, молодые
тогда архитекторы Галина Механошина, Анатолий Савин
и я, под руководством опытнейшего градостроителя и ландшафтного архитектора
Виталия Ивановича Долганова работали над этим заданием. Срок нам установили к
1 мая. Работали с большим энтузиазмом и интересом, без выходных, почти
круглосуточно.
По предложению В.И. Долганова для создания парка
была выбрана пойма Нижних Мневников - остров, образовавшийся в результате
спрямления русла Москвы-реки при строительстве Карамышевского
гидроузла. Пойма представляла собой плоскую по рельефу территорию площадью
около 350 га,
свободную от капитальной застройки, с единичными зелеными насаждениями и
несколькими небольшими водоемами. С южной стороны она хорошо просматривалась
с высокого берега Филевского парка, на севере,
через русло реки, соседствовала с Крылатской поймой
и территорией будущего Гребного канала, планировка которых
уже была разработана в 3-й мастерской нашего института под руководством
архитектора П.В. Помазанова. Вместе все эти территории
формировали так называемую Северо-западную зону отдыха, ныне природный парк
«Москворецкий».
Перспективы транспортной доступности парка были
вполне благоприятными. С юга уже продлевался Филевский
радиус метрополитена, от наземных станций которого к парку можно было организовать
подвесные канатные дороги либо паромные переправы через Москву-реку. С севера
проектировался Таганско-Краснопресненский радиус, от
ближайших станций которого проектируемое 5-е транспортное кольцо подводило
автомобильный транспорт к главному входу в парк. С
запада, с Рублевского шоссе, были запланированы съезд в пойму и мост через
реку, ведущий прямо на территорию парка. В летний период до парка можно было
бы добраться на речных трамваях. Предусматривалась также возможность транспортировки
посетителей из подмосковных аэропортов с помощью вертолетов; для этого на
территории парка планировалось организовать несколько посадочных площадок.
Вот только все виды инженерных коммуникаций надо было сооружать с нуля: в
пойме не было никакого инженерного обеспечения.
После рассмотрения многочисленных вариантов
планировки и жарких споров мы остановились на самом «лобовом» и, казалось бы,
простом предложении: положить в основу генерального плана парка карту нашей
страны со всеми омывающими ее морями и океанами, пустынями и горами. «Карта»
идеально размещалась на острове, даже почти точно располагалась по странам
света. По периметру парка, вдоль берегов русла Москвы-реки,
мы разместили зону обслуживания посетителей: главный и дополнительные входы в
парк, пристани, пляжи, спортивные площадки, точки общественного питания и
т.п.
В итоге к концу апреля появился большущий макет
парка в масштабе 1 : 1000 с многочисленными
сооружениями, аттракционами, игровыми площадками, гостиницами, спортивными
павильонами и многими другими затеями, с живописным рельефом, открытыми
пространствами, «садами и рощами» из витой крашеной проволоки, выполненными
макетчиками фабрики «Картолитография», приданными
нам в помощь руководством АПУ г. Москвы. Весь
коллектив института внимательно следил за нашей деятельностью, руководители, ГАПы и ГИПы мастерских и
отделов часто заходили к нам посмотреть на макет, который преображался с
каждым днем.
В установленный срок работа была завершена. Руководители
комсомола, главный архитектор Москвы И.И. Ловейко и
мы, авторы, должны были представить проект парка, получившего название
«Страна чудес», на рассмотрение на самый высокий уровень. Как я сейчас жалею,
что не вел в то время никаких записей! Поэтому постараюсь по памяти воспроизвести
те несколько волнующих дней, что мы провели в приемной Н.С. Хрущева, ожидая
рассмотрения нашего работы.
Нам было велено привезти макет, состоявший из трех
частей, каждая примерно 120 х 300 см, в Кремль.
Макет разместили в приемной Генерального секретаря ЦК КПСС, и мы стали ждать
прихода Хрущева. Время от времени раздавалось: «Идет! Идет!» Однако каждый
раз появление «первого» откладывалось: вот нам «перешел дорогу» японский
посол, затем группа генералов, какие-то министры и т.д.
Иногда через приемную проходил и сам Никита
Сергеевич, останавливался у макета и говорил: «Ждите, ждите, я найду время,
чтобы подробно познакомиться с вашими предложениями». И мы ждем, ждем день,
второй, третий… Вечером 8 мая выходит Хрущев и говорит: «Прошу извинить меня:
во Дворце спорта в Лужниках меня ждут на митинг, посвященный Дню Победы...
Приходите после праздника».
10 мая мы снова были в Кремле и долгожданный
разговор состоялся. Первоначально о наших предложениях рассказал И.И. Ловейко. Он кратко изложил суть проекта, рассказал о планировочной
структуре, основных функциональных зонах парка и аттракционах.
Вопросы, которые задавал Никита Сергеевич, многократно
обсуждались во время работы над проектом. Временами казалось, что Хрущев
работал вместе с нами, настолько точными и меткими были его замечания и
соображения. Его интересовало все: каким транспортом и за
какое время можно будет добраться до парка из центра города, кто будет встречать
посетителей, какие научные достижения найдут отражение в аттракционах, на
выставках и в игровых павильонах, в чем будет заключаться индивидуальность
нашего парка, его отличие от «Диснейленда», какие национальные традиции увеселительных
мероприятий учтены в проекте, и многое-многое другое.
- Надо сделать так, чтобы дети не только
развлекались в парке, но и чему-то учились, что-то новое узнавали, - сказал
он и, обращаясь к Павлову, добавил: Объявите парк ударной комсомольской
стройкой, привлеките молодых ученых и изобретателей, изучите зарубежный опыт
и наши многонациональные традиции, а мы вам поможем!
Весть об одобрении наших проектных предложений
опередила наше возвращение в институт. В вестибюле был вывешен большой транспарант
со словами: Поздравляем мастерскую № 4 с утверждением проекта парка «Страна
чудес»! Через день почти во всех газетах появились заметки о нашем проекте. А
вскоре появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в котором
говорилось о выделении 800 миллионов рублей на дальнейшее проектирование и
строительство 1-й очереди парка, а также содержался ряд поручений в адрес ЦК
ВЛКСМ и Госстроя СССР.
Мы «летали на крыльях удачи». Еще бы - при ЦК ВЛКСМ
создали специальную группу, в которую вошли художники, режиссеры-постановщики,
писатели-фантасты, журналисты и куда включили и нас, архитекторов, для более
детальной разработки сценария и содержания парка. Какие имена, какие интересные
люди были в составе этой группы! Писатели-фантасты Иван Ефремов и Александр Казанцев, редактор популярнейшего в те
годы молодежного журнала «Техника - молодежи» Василий Захарченко, другие знаменитости.
Возглавить ее поручили известному режиссеру Иосифу Туманову, а он привлек к
работе главного художника Центрального детского театра Бориса Кноблока, с которым мы работали над художественной
программой VI Всемирного фестиваля молодежи и
студентов 1957 года. Какое наслаждение было находиться с ними в одной
компании, не говоря уже о надеждах на предстоящую долгую совместную работу!
Режиссерская группа собиралась дважды. Мэтры
восхищали нас своей безудержной фантазией, мы выслушали множество интересных
советов. Некоторые были скептически настроены по отношению к возможности
реализации такой грандиозной затеи, но мы, молодые, верили в удачу.
В начале августа «Московский комсомолец» посвятил
нашему проекту большую статью под заголовком «Микки Маус в «Стране чудес»,
авторы которой, В. Кривошеев и А. Флеровский,
обстоятельно описали все наши задумки, сопроводив материал фотографиями
макета и рисунками художника В. Жаринова.
От «Московского комсомольца» не отстает журнал
«Техника - молодежи»: в том же месяце на его страницах появляется статья А.А.
Светликова «Страна чудес», в которой детально
представлены наши предложения. Один из авторов проекта, А. Савин,
сопровождает статью рисунком парка «с высоты птичьего полета», на котором
хорошо видны планировка, основные функциональные зоны и разнообразные
аттракционы парка.
Юная Виктория Токарева берет у нас интервью и
публикует в декабрьском номере журнала «Юность» достаточно подробную
информацию о нашем проекте, проиллюстрированную фотографией центральной части
макета «Страны чудес».
Хорошая оценка проекта, помощь со стороны правительства,
внимание общественности, наших коллег и прессы позволяли нам надеяться на его
скорую реализацию. Тогда мы еще не знали, сколько архитектурных
проектов попадает «в корзину», а я и не подозревал, что мне предстоит еще
не раз разрабатывать эту тему, ставшую так и не осуществленной мечтой моего
«архитектурного детства».
Осенью 1960 года ЦК ВЛКСМ готовился отправить
большую группу молодых ученых, рабочих, колхозников, спортсменов,
представителей других профессий в США. Галину Механошину
и меня включили в ее состав. Для нас была составлена специальная программа:
мы должны были изучить планировку, архитектуру, устройство аттракционов в «Диснейленде».
Но радовались мы преждевременно - в день отлета нам сообщили «пренеприятнейшее известие»: посольство США не выдало нашей
группе визы, поэтому поездка не состоится.
На следующий день во всех центральных газетах
появилось сообщение ТАСС: группе советской молодежи Госдепартамент отказал в
визах. «Железный занавес» опущен с американской стороны, а не с советской,
как всегда утверждали наши недруги. На самом деле, как потом оказалось, руководители
поездки сдали документы в посольство США на день позже положенного срока и, соответственно,
посольство выдало визы также на один день позже. Однако нашему правительству
в то время было выгодно очередной раз подчеркнуть недоброжелательное отношение
Штатов к СССР, и оно воспользовалось случаем. Так мы
и не увидели тогда «Диснейленд»...
Почти весь 1960 год наши проектные предложения по
парку «Страна чудес» рассматривались экспертизой Госстроя СССР, возглавляемой
первым заместителем председателя Н.В. Барановым. Несколько раз мы встречались
с ним и с экспертами Госстроя, рассказывали в деталях о наших предложениях,
отвечали на многочисленные вопросы, дополняли и уточняли технико-экономические
расчеты. В итоговом заключении экспертизы, в целом поддержавшем
идею создания в Москве детского парка по подобию американского «Диснейленда»,
было рекомендовано использовать для этой цели уже освоенную территорию ВДНХ
после перевода последней на юго-запад Москвы, на участок, где должна была
состояться Всемирная выставка ЭКСПО-1967 (в результате выставка была
проведена в Канаде, в Монреале).
Нам с А. Савиным под руководством В.И. Долганова пришлось
в конце 1960 и в первой половине 1961 года поработать, уже в макетной
мастерской Строительной выставки на Фрунзенской
набережной, над двумя новыми вариантами проекта парка на территории ВДНХ. Все
три наших макета около двух лет стояли в здании ЦК ВЛКСМ рядом с орденами и
знаменами комсомола. Однако интерес к этой затее постепенно угасал. А после
отставки Н.С. Хрущева и Госстрой СССР, и ЦК ВЛКСМ, и Мосгорисполком поспешили
забыть обо всех его идеях.
Позже мы пытались передать эти довольно интересные
макеты в Музей архитектуры. Но по существовавшим тогда режимным требованиям не
разрешалось демонстрировать объекты площадью свыше 200 гектаров в открытых
экспозициях, а площадь нашего парка с прилегающими территориями составляла
более 500 гектаров.
В результате макеты были уничтожены. У меня сохранились только фотографии первого
варианта макета - для поймы Нижних Мневников - и двух вариантов генерального
плана парка на территории ВДНХ. Их я храню до сих пор
и неоднократно показывал молодым архитекторам Института генплана, когда в 1970-1990
годы нам пришлось разрабатывать новые варианты главного детского парка
страны. Но это, как говорится, уже другая история…
|