журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




Ольга Суслова

МАРХИ-STI:

российско-японский студенческий workshop

 

Московский архитектурный институт сотрудничает с Токийским Шибаурским технологическим университетом (Shibaura Technological Institute, STI) уже более 15 лет. Программа обмена студенческими группами предполагает ежегодные workshop с обширной культурной программой. Осенью 2011 года очередной этап этого международного проекта прошел в Москве. Для работы с японской командой была сформирована группа студентов III-V курсов МАрхИ. Основными требованиями к кандидатам при отборе были высокие оценки по проектированию и свободное владение английским языком. Японская группа состояла из восьми студентов-бакалавров и двух магистров. Возглавляли группу профессор М. Кикучи и профессор С. Имамура; первый провел со студентами первую неделю workshop в МАрхИ (2-9 сентября), второй принял участие в руководстве совместным проектированием на заключительной стадии (с 26 сентября по 1 октября).

 Программа, подготовленная для японских гостей, предполагала экскурсионные поездки в Санкт-Петербург и Великий Новгород, экскурсии по Москве, в том числе к дому К.С. Мельникова и дому Наркомфина М. Гинзбурга. Посещение этих памятников вызвало искренний восторг у профессора М. Кикучи и японских студентов. Примечательно, что у каждого из них помимо мощной фотокамеры имелся блокнот: вначале они зарисовывали архитектурные детали, а потом уже делали фотографии.

Во время предварительных переговоров профессору М. Кикучи были предложены две темы workshop, из которых он выбрал тему «Перекрытия городских пространств». Тема интересная, актуальная и для Москвы, и для Токио. В современном плотно застроенном городе возможен новый тип среды, обладающий параметрами частично городского пространства, частично помещения. Это позволяет сделать часть города интерьерным пространством, вывести некоторые камерные архитектурные функции на улицу, увеличить время использования городских территорий, в конце концов, дать горожанам дополнительное место для общения, развлечений, отдыха, спорта. Важно, что новые зоны появляются не за счет строительства, а лишь за счет устройства покрытий над отдельными фрагментами города.

Были сформированы пять совместных проектных студенческих групп, в каждой из которых работали два японских студента и два-три студента МАрхИ. Каждой группе была предложена своя городская ситуация. За лето наши студенты подготовили градостроительные макеты и вычертили подосновы генпланов. Натурное обследование участков было проведено уже вместе с японскими гостями.

Первая группа должна была разработать покрытие университетского двора для комплекса зданий Российского государственного гуманитарного университета. Ситуация интересна тем, что здания РГГУ относятся к двум разным эпохам и стилям: обращенный на Миусскую площадь корпус спроектирован в 1912 году И.А. Ивановым-Щицем в стиле модерн, к нему примыкают здания Высшей партийной школы (арх. К.С. Алабян, 1949 г.). Перед студентами стояла сложная задача создать перекрытое функциональное пространство и вписаться в монументальный крупномасштабный стиль фасадов Алабяна, не входя в противоречие с более изящными решениями Иванова-Шица. Из всех предложенных в первой группе идей особой нестандартностью, свежестью, соответствием поставленным задачам и заметным «японским ароматом» отличается работа Сайя Муранатцу. Веер из Г-образных пластин, врезанных друг в друга, постепенно переходит от амфитеатра к легкому покрытию двора. Идея демонстрирует особенности именно японского подхода к выработке решения: простоту, конструктивная ясность, реалистичность и выразительную пластику. Двор не накрывается единым куполом, покрытие решается как комбинация простых стандартных элементов в стиле оригами. В процессе разработки идеи покрытие стало веерным пучком коридоров, соединивших корпуса университета, образующим в центре композиции любопытное, интригующие пространство. Масштаб конструкции, заданный шириной и высотой коридоров, соответствует человеку и в то же время не нарушает торжественных ритмов окружающих фасадов. Ни в одной точке под покрытием не исчезает визуальная связь со зданиями университета, при этом создаются новые необычные ракурсы.

 Вторая группа разрабатывала перекрытие городского пространства для транспортной магистрали - на участке Ленинградского проспекта в районе станции метро «Сокол». Несмотря на реконструкцию проезжей части, напряженность автомобильного потока здесь не ослабевает. Транспортные проблемы в Москве требуют новых смелых решений. Невозможность расширить проезжую часть улицы заставляет задуматься о многоярусной структуре городской магистрали. Ито Шиничи запроектировал V-образную структуру с консольными выносами. При этом сохраняется размер существующих проезжих полос, на консолях создаются озелененные пешеходные зоны, в середине проложена монорельсовая дорога, связывающая большую разгрузочную парковку с метро. В верхней части V-образной центральной конструкции размещены зеленые зоны, затеняющие и охлаждающие дорогу, а также офисы и выставочные площадки.

 Руины Военно-фельдшерской школы в Лефортово были выбраны для проектирования покрытия над разрушенным памятником архитектуры. В России очень остро стоит вопрос сохранения исторического архитектурного наследия, многие постройки нуждаются в реконструкции и реставрации. Особенно сложная ситуация - с руинированными объектами и фрагментами архитектуры. Восстановление таких памятников - большая проблема не только потому, что требуются значительные средства, но и потому, что восстановленный в современных материалах памятник утрачивает аутентичность, становится макетом существовавшей прежде постройки. Трепет и восторг вызывают только подлинники. Перед студентами была поставлена задача защитить памятник архитектуры покрытием, практически не восстанавливая его. Это позволит остановить агрессивное воздействие на памятник внешних факторов, сохранить его как часть городской среды, наделить новой функцией. В подобных случаях необходимо деликатное и лаконичное архитектурное решение, что само по себе является непростой задачей. Дополнительная сложность была обусловлена тем, что для Японии подобная ситуация не характерна. Студентам Акийоши Коки и Егами Наохиро было особенно интересно разбираться в необычной для них проблеме. Поиск решений в третьей группе отличался командным подходом, все этапы проектирования обсуждались коллективно и полученное решение - результат совместной работы японских студентов и студенток III курса МАрхИ Марии Шуклиной, Нины Плютинской и Елены Солдатовой. Покрытие решено в виде легкой, ломаной по силуэту остекленной конструкции. Образ архитектурного решения говорит о временности новой формы, ее изломанность подчеркивает вопиющее положение разрушающегося памятника. Внутри авторы организуют выставочные зоны.

 Перед четвертой проектной группой была поставлена задача организовать крытые зоны в жилом московском дворе. Люди в большом городе разобщены, социальные отношения непростые. В старых московских традициях - жить двором, как большой семьей, вместе отмечать праздники, играть в спортивные игры, устраивать домашние спектакли, концерты. Перекрытие части дворового пространства даст возможность использовать защищенную зону для новых общественных функций, позволит людям чаще встречаться, ближе узнать друг друга. Это попытка средствами архитектуры немного улучшить положения отдельного человека в темпераментном и не слишком дружелюбном современном городе, оторвать жителей от телевизора и компьютера в вечернее время. Предложение японского студента Ишиги Рью создать в рамках одной конструктивной идеи, из прямолинейных деревянных элементов, разные формы покрытий, которые обозначат различные функции для разных возрастных групп, было принято за основу проектной разработки. Простота, ясность, многообразие форм и доступность таких сооружений позволят деликатно обогатить функциональную начинку жилых дворов и предложить разнообразную индивидуальную пластику для каждого двора. Вторая  группа  студентов, проектировавших перекрытие жилого двора, развивала эскизную идею Йокой Такиаки под образным названием «Облака». Легкая невесомая  перекрестно-стержневая конструкция  окружает жилые дворы, создавая разные типы покрытия: где-то остекленные навесы, где-то открытые решетки, где-то увитые зеленью каркасы. Лаконичная единообразная конструкция деликатно вписывается в архитектуру  разных по стилю жилых домов. Четкая геометрия не нарушает  градостроительную композицию, предоставляя возможность выбора вариантов функционального использования.

 Промышленная зона в районе «Сити» стала пятым объектом для проектирования крытого городского пространства. Поиск интересных металлических конструкций для перекрытий освободившихся промышленных дворов дал много интересных, необычных решений. Наклонные гиперболические башни, согласно идее авторов, Дмитрия Андреева, Шиоджи Кентаро, Александра Казурова, Идэ Цубаса, служат опорами для висячей сетчатой конструкции, одним концом укрепленной на стене элеватора. Были выполнены ажурные макеты из проволоки. Сам процесс пайки моделей очень увлек японских студентов, по ходу изготовления фрагментов рождались все новые и новые идеи. В пятой международной группе находкой и желаемым эффектом workshop явился не столько результат работы, сколько сам процесс, который привлекал всеобщее внимание и поражал увлеченностью и сплоченностью участников команды.

 28 сентября в Галерее ВХУТЕМАС прошла защита совместных проектов и открылась их экспозиция. Работы оценивала комиссия в составе: И.З. Шварцман (архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры»), профессор О.С. Дубровская (кафедра «Градостроительство» МАрхИ) и профессор С. Имамура (Токийский Шибаурский технологический университет). Лучшим был признан проект Ито Шиничи, Танака Наото и Ашота Мановяна по теме «Перекрытие транспортной магистрали в районе метро «Сокол». Второе место комиссия отдала проекту «Перекрытие жилого двора в районе метро «Аэропорт» Йокой Такиаки, Екатерины Губиной и Василисы Зуевой. Третье место было присвоено проекту «Покрытие университетского двора РГГУ» Сайя Муранатцу, Мори Каори, Светланы Нормантович, Марины Салимгареевой, Михаила Шварцмана. Остальные проекты также были оценены комиссией очень высоко.

 За время работы над международным проектом были проведены три клаузуры: одна по основной теме проектирования, две другие на отвлеченные темы. Чтобы лучше познакомится с японской группой, понять профессиональные возможности и особенности молодых японских архитекторов, 10 сентября, в первый день совместной работы, после экскурсионных поездок было дано задание на клаузуру: «Архитектура как средство укрыться двум влюбленным в большом и шумном городе». Результаты превзошли все ожидания и выявили существенные различия в подходе к проектированию российских студентов и их японских коллег. Из шести отмеченных комиссией работ бесспорными лидерами были четыре японские клаузуры. Наши студенты продемонстрировали хорошие способности в части графической и композиционной подачи материала. Японцы гораздо больше времени тратят на осмысление идеи, на погружение в функциональную сущность задания, на поиск нестандартного решения. Графически их работы выглядят бледнее, но сколько в них мысли! Каждая идея - источник разных вариантов, она - каркас, на который можно нанизать множество модификаций в рамках придуманного решения. Лучшей была признана клаузура Йокой Такиаки. Имитирующие высокую траву металлические прутья дают убежище желающим уединиться и при этом не нарушают городской среды и могут быть устроены в парке, на улице, во дворе, на эксплуатируемой крыше гаража и т.д. Варианты формируемых зон бесконечны, архитектурный образ деликатен и элегантен, блестящая художественная работа демонстрирует тонкий вкус автора. Интересно, что на второй клаузуре, которая называлась «Архитектура и дождь», студенты МАрхИ были довольно лаконичны в подаче и объемны в идее, а японцы - эффектнее в подаче материала.

 Совместные клаузуры дали очень богатый методический материал, позволили студентам взаимно творчески обогатиться, обозначили проблемные точки в подходе к учебному проектированию. Коллективное проектирование, как любая групповая работа, сплотило и сдружило студентов из разных, далеких по обычаям стран. Прощание в аэропорту было очень трогательным и теплым. Мы читали, что японцы не любят прикосновений, и первое время избегали их, чтобы невольно не обидеть своих гостей. Расставаясь, мы обнимались…

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.