В 2011 году исполнилось 110 лет со дня рождения
известного ученого, архитектора, яркого представителя русского
конструктивизма, одного из основоположников отечественной промышленной
архитектуры, ректора Московского архитектурного института Ивана Сергеевича
Николаева (1901-1979). МАРХИ и галерея ВХУТЕМАС подготовили выставку
подлинных работ И.С. Николаева 1920-1970-х годов из собрания Музея МАРХИ и
семейного архива Марии Шубиной, а также архитектурную программу с лекциями, видеопоказами и презентацией книги И.С. Николаева
«Акведуки античного Рима».
Иван Сергеевич Николаев вошел в историю не только
как яркий представитель конструктивизма и основоположник современного
индустриального строительства, но и как ученый, исследователь античного
инженерного зодчества, автор многочисленных трудов по градостроению и
архитектуре промышленных зданий, теоретик и практик концепции социальной
архитектуры.
Выставка «Иван Николаев. Наука русского авангарда»,
представленная в ноябре в галерее ВХУТЕМАС, отразила исследовательскую
направленность деятельности архитектора. Период истории отечественной
архитектурной школы, в который жил и работал И.С. Николаев, вместил социальные
и художественные эксперименты в 1920-х, слом эстетических ориентиров под
давлением властей и навязанный возврат к классике в 1930-е и возвращение
интереса к эстетике современных форм и конструкций в 1960-е годы.
Иван Николаев находил возможность продуктивно
работать даже в условиях жесткой политической парадигмы и всегда обосновывал
свой практический опыт теоретическими разработками. Он прошел путь от
молодого экспериментатора, выпускника МВТУ, до
действительного члена Академии строительства и архитектуры СССР (1956),
ректора Московского архитектурного института (1958-1970), заслуженного
деятеля науки и техники РСФСР (1972), почетного доктора Дрезденского
технического университета и Пражской высшей технической школы, лауреата
международной премии имени Жана Чуми (Le Prix Jean
Tschumi, 1969).
Все начиналось в 1920-е, когда Иван Николаев и его
коллега по архитектурному цеху Моисей Гинзбург с целью реализации принципа
«рациональной технологии быта» разрабатывали новый тип жилья - дома-коммуны,
за которыми закрепился термин «социальный конденсатор». Учебные проекты и
зарисовки Николаева 1920-х годов дают представление о его новаторских
творческих методах, в них угадывается будущий мастер функциональных построек.
Бумажные наброски домов-коммун можно сравнить с реальным объектом архитектора:
«Общежитие студентов текстильного института» (ул. Орджоникидзе, д. 8/9) входит
в десятку шедевров русского авангарда и сейчас находится на реконструкции.
Самая ранняя работа Ивана Николаева, представленная
на выставке, - индустриальная композиция, сделанная в период его учебы на
архитектурном отделении МВТУ (1923). Это первое
известное экспериментальное обращение архитектора к теме промышленного
строительства реализовалось в авторских эскизах и проектах 1930-х годов, в
исследованиях по применению передовых конструктивных решений и проблемам
естественного освещения, а потом вошло составной частью в дипломные проекты
студентов профессора И.С. Николаева, которые также находятся в собрании Музея
МАРХИ.
В период насильственного обращения архитекторов к
классической традиции И.С. Николаев открыл в себе исследовательский интерес к
теме античного инженерного зодчества. В 1945 году он защитил докторскую
диссертацию на тему «Аркады античных акведуков». Это комплексное исследование
технических и художественных приемов античного зодчества, включающее анализ и
реконструкцию «Гардского моста», было высоко
оценено профессиональным сообществом во всем мире. Диссертационный проект и
чертежи «Гардского моста» - бесспорный шедевр
коллекции Музея МАРХИ, который посетители выставки смогли для себя открыть.
Преподавательская деятельность профессора,
руководителя кафедры советской архитектуры и ректора МАРХИ И.С. Николаева также
базировалась в первую очередь на исследовательском подходе. Под руководством Ивана
Сергеевича студенты 1940-1960-х годов выполняли проекты промышленных и жилых
сооружений, в которых нашли выражение новые принципы градостроительства.
Известная в России и за рубежом теоретическая
концепция градостроительства «НЭР - новый элемент
расселения» выросла из дипломных проектов конца 1950-х годов, работа над
которыми осуществлялась под руководством знаменитых конструктивистов И.С. Николаева
и М.О. Барща. 1960 год ознаменовал начало оттепели
и возврат к актуальному мышлению в архитектуре. Иван Сергеевич Николаев,
ректор ведущего архитектурного вуза страны, понимал важность социального
эксперимента. Из авторов дипломного проекта НЭРа (в
экспозицию выставки в галерее ВХУТЕМАС вошло несколько работ) впоследствии
вышла целая группа ученых-профессоров МАРХИ: А.Э. Гутнов,
И.Г. Лежава, С.А. Садовский, Н.Д. Кострикин, А.В. Бабуров и др.
Личность ученого, архитектора и педагога И.С.
Николаева раскрывают и другие работы из собрания Музея МАРХИ: пейзажи Турции
(1930-1940), проект реконструкции гостиницы «Варшава» (1960), фотографии
студентов и преподавателей института, торжественных собраний и юбилеев
(1960-1970). Семья И.С. Николаева предоставила для выставки живопись, книги и
документы, а также подготовила документальную медиапрезентацию.
В дополнение к экспозиции галерея ВХУТЕМАС
организовала специальную юбилейную программу: выступления преподавателей
МАРХИ, искусствоведов, посвященные истории и архитектурным особенностям
дома-коммуны на улице Орджоникидзе и другим социальным экспериментам 1920-х;
открытую дискуссию о методологии сохранения памятников архитектуры; показ
документального фильма «Московский конструктивизм»; а также
лекцию-эксперимент о взаимосвязях архитектурного и музыкального
конструктивизма. Кульминацией программы стала презентация книги И.С.
Николаева «Акведуки античного Рима», которая была написана архитектором в
1947 году по материалам диссертации и только сейчас увидела свет благодаря
усилиям семьи Ивана Сергеевича.
|