журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить

Светлана Амурская, собственный корреспондент журнала «ЛА.Д» в Париже, специально для журнала «Архитектура, Строительство, Дизайн».

На зеленых газонах Парк де Пренс.

     Стадион Парк де Пренс в настоящее время вмещает 48 712 зрителей. Переживший несколько реконструкций легендарный парижский стадион в течение многих лет оставался главной футбольной площадкой Франции (пока в столичном пригороде Сен-Дени к Чемпионату мира 1998 года не был построен Стад де Франс, вмещающий 80 000 зрителей). Сегодня Парк де Пренс продолжает оставаться самой любимой и самой посещаемой парижанами спортивной ареной. Он принимал 33 финала Кубка Франции (первый по времени – в 1919, последний – в 1997 году), два финала Чемпионатов Европы (1960 и 1984 годов), многие игры под эгидой FIFA и UEFA. На стадионе проходят не только спортивные состязания, но и концерты, выставки, манифестации, шоу и т.д. К Чемпионату Европы 2016 года, который состоится во Франции, намечена очередная реконструкция стадиона Парк де Пренс, включающая увеличение его вместимости (предположительно 50 000 зрителей), а также повышение уровня комфорта этого спортивного объекта как для спортсменов, так и для зрителей.
     Территория, называемая Парк де Пренс (Parc des Princes, в переводе с французского – Парк Принцев), уже давно не является парком. Однако здесь по-прежнему зеленеет газон, и каждый юный футболист, тренирующийся на этом поле, наверняка чувствует себя настоящим принцем – ведь Парк де Пренс является домашним стадионом знаменитого столичного футбольного клуба «Пари Сен-Жермен» – PSG!
     Стадион расположен на юго-западной границе французской столицы, неподалеку от юго-восточной окраины Булонского леса. Доподлинно известно, что в XVIII веке здесь часто совершали променад и развлекались охотой члены королевской фамилии, и именно поэтому открытую солнцу живописную местность стали называть Парком Принцев. А в XIX веке здесь уже действительно существовал уютный загородный парк. Расположенный сразу же за городскими укреплениями Отей и Булонь к тому времени уже значительно урбанизированного Парижа, он стал излюбленным местом прогулок парижской аристократии. В настоящее время это загородное пространство, когда-то обширное и зеленое, пересекаемое лишь дорогой в сторону Сен-Клу и Версаля, полностью застроено жилыми кварталами, но его история сохранилась в названии стадиона и его трибун.
     Спортивная история стадиона Парк де Пренс начинается 18 июля 1897 года с торжественного открытия великолепного по тем временам велодрома с трибунами для зрителей на 3200 мест (первое название стадиона – Stade-velodrome Parc des Princes). В эту эпоху велоспорт был самым популярным видом спорта во Франции. В 1903 году именно здесь завершилась первая гонка знаменитой Тур де Франс! В этом же году на поле стадиона прошел первый интернациональный футбольный матч. В последующие годы на велодроме финишировало более 50 гонок Тур де Франс. В 1948 году во время финального этапа гонки отсюда был проведен первый в стране прямой телеэфир.
     В начале XX века стадион мог принять 12 000, а к 1924 году – уже 20 000 зрителей. В 1932 году Парк де Пренс впервые претерпел серьезную реконструкцию не только как велодром, а как стадион, пригодный для других соревнований. По всему контуру спортивной арены были оборудованы трибуны с навесами на 38 000 зрительских мест. А в 1952 году на стадионе было установлено искусственное освещение, что позволило проводить здесь мероприятия и в вечернее время.
     Стоит отметить, что Парк де Пренс всегда был очень популярен. Несмотря на то что крупнейшим стадионом Парижа многие годы являлся Стад Олимпик в пригороде Коломб, построенный в 1907 году и реконструированный к Летним Олимпийским играм 1924 года, на площадках Парк де Пренс по несколько раз в неделю проводились футбольные матчи и другие соревнования. Формально Стад Олимпик оставался главным стадионом столицы вплоть до завершения новой, долгой и сложной, реконструкции Парк де Пренс, продолжавшейся с 1967 по 1972 год. Одной из основных причин этой реконструкции Парк де Пренс явилось строительство в самой непосредственной близости от него дороги Бульвар Периферик – скоростной автострады, опоясывающей французскую столицу. Сооружение туннеля, необходимого на этом участке автострады, потребовало сноса части трибун и практически поставило под вопрос существование исторического стадиона. Однако благодаря настойчивости общественности и прессы, а также скрупулезной работе проектировщиков было найдено компромиссное решение: осуществлена перепланировка арены и практически заново сооружен сложнейший архитектурный ансамбль (причем в условиях весьма ограниченного пространства и близости к уже построенной магистрали – в настоящее время туннель проходит под частью трибун стадиона). Реконструкция арены Парк де Пренс началась с полного демонтажа велотрека, к глубокому разочарованию любителей велоспорта. Начиная с этого времени, в соответствии с решением президента Франции генерала де Голля, принятым в 1967 году, на стадионе предполагалось проведение лишь футбольных и регбийных матчей. Новый стадион Парк де Пренс был задуман, спроектирован и построен как стадион самого высокого уровня, который был столь необходим в то время для Парижа и всей Франции.
     Проект стадиона был разработан сильнейшей командой специалистов по современной архитектуре, возглавляемой Роже Талибером (Roger Taillibert). Проект был действительно оригинальным и сложным и по-новому использовал многие возможности такого материала, как бетон, в частности особенности сборных бетонных конструкций. К примеру, вертикальные элементы выступов, имеющих радиус кривизны 7 м («ребер» стадиона), были использованы как опоры для металлоконструкций навеса, полностью закрывающего трибуны от непогоды. Задача эвакуации дождевых вод и снега была решена за счет продуманной формы крыши и отводных систем, встроенных в пространство портиков сооружения.
     Интересной находкой стало создание интегрированного в сооружение коммуникационного туннеля, используемого для проведения телерепортажей и освещения площадки стадиона. 172 встроенных прожектора (от столбов освещения изначально было решено отказаться) позволили впервые добиться равномерного освещения (без теней) и, соответственно, обеспечить высококачественное изображение в ходе прямых телевизионных трансляций матчей.
     Трибуны стадиона решены как двухступенчатая конструкция: нижний ярус рассчитан на 23 000, верхний – на 27 000 зрителей. Трибуны поддерживают 52 портика, расположенные по периметру стадиона, представляющего собой эллипс размером 253 х 191 м. Оба уровня трибун обеспечивают прекрасный обзор поля, поскольку в конструкции здания отсутствуют какие-либо опоры.
     Таким образом, команда архитекторов и инженеров доказала, что крупный современный стадион может быть создан из бетона. Правда, размеры элементов конструкции были значительными: объем каждой бетонной балки составил 250 куб. м, а опора порталов требовала 250 кг армирующей стали на 1 куб. м объема. Многие принципиальные решения этого проекта были использованы Роже Талибером при создании в Монреале Олимпийского стадиона к Играм 1976 года.
     Инаугурация нового стадиона Парк де Пренс состоялась в июне 1972 года, а уже в 1974 году он стал резиденцией столичного футбольного клуба «Пари Сен-Жермен» и продолжает оставаться ею и сегодня. К Чемпионату мира по футболу 1998 года на стадионе Парк де Пренс, принимавшем шесть игр чемпионата, были проведены работы по повышению уровня комфорта: заменены кресла в зрительской зоне, увеличена трибуна для прессы и т.д. Со времени реконструкции, осуществленной под руководством Роже Талибера, внешний вид легендарного парижского стадиона практически не изменился. Монолитная, одновременно мощная и элегантная, волнообразная ребристая конструкция стадиона прекрасно интегрирована в среду этого пригорода Парижа.
     Концепция реконструкции стадиона Парк де Пренс к Чемпионату Европы по футболу 2016 года предусматривает дальнейшее повышение его комфортабельности и безопасности: сооружение раздвигающейся прозрачной крыши над игровой площадкой, оборудование салона VIP и трибуны для прессы на 1900 мест, установку кресел шириной 50 см, увеличение числа принимаемых зрителей (за счет использования свободного пространства за воротами), а также благоустройство прилегающих территорий и строительство в непосредственной близости от стадиона отеля класса «люкс».
     Спорт в жизни французского общества традиционно занимает очень важное место. Именно во Франции, благодаря Пьеру де Кубертену, родилась инициатива возрождения Олимпийских игр с целью популяризации спорта. Франция пять раз принимала Олимпийские игры, две летние Олимпиады прошли в Париже (1900 и 1924 годы). Сегодня самыми популярными во Франции видами спорта являются футбол, регби, теннис, велоспорт, автоспорт, лыжный спорт, конный спорт, гольф, легкая атлетика, баскетбол. Футбол в этом ряду занимает особое место – в последнее время сборная Франции считается одной из самых успешных в мире, число ее поклонников неуклонно растет. Растет и число проводимых в стране международных, в том числе футбольных, соревнований, а значит, есть необходимость строительства новых и реконструкции существующих спортивных сооружений. И эти работы в стране проводятся регулярно – в зависимости от формирующихся тенденций.
 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.