журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить

Олимпийские вокзалы
Современная архитектура и разумная целесообразность

До открытия Олимпийских игр в Сочи остается меньше двух лет, это совсем немного, если задуматься, сколько всего еще нужно построить и подготовить к приему многочисленных гостей всемирного спортивного праздника. Однако соревнования каждый гость будет выбирать по своему вкусу, и, может быть, какие-то из впечатляющих спортивных сооружений он даже не увидит. Но есть здания, с которыми приезжающие на Олимпиаду обязательно познакомятся в первую очередь, – это вокзалы. И, как знать, может быть, во многом по тому, насколько они красивы и комфортны, гости будут судить о качестве подготовки Игр.

О проектах вокзалов, которым предстоит нелегкая задача – обеспечить удобное и бесперебойное передвижение гостей сочинской Олимпиады, мы попросили рассказать главного архитектора ГК «Олимпстрой» Олега Андреевича Харченко.

О. Харченко: Вокзалы составляют костяк транспортной системы сочинской Олимпиады, поскольку планируется, что основная масса ее гостей будет жить на всем протяжении железнодорожной магистрали от центра Сочи до Адлера. Особенность логистики зимней Олимпиады 2014 заключается в ее абсолютной, беспрецедентной компактности. Пространство, предназначенное для проведения Олимпийских игр, включает три зоны. Первая зона – это собственно город Сочи. Здесь не будет спортивных мероприятий, но будут жить гости Олимпиады, для которых предусмотрена широкая и насыщенная культурная программа. Две другие зоны – это места проведения непосредственно соревнований: Красная Поляна, где можно будет увидеть состязания под открытым небом (лыжи, биатлон, прыжки с трамплина, бобслей и т.д.), и Имеретинская низменность, где размещены сооружения для ледовых видов спорта (хоккей, фигурное катание, бег на коньках, керлинг и т.д.). Одним словом, получается такой своеобразный треугольник, в центре которого находится аэропорт. Поэтому мы уделили особое внимание всем транспортным узлам: они будут технологичны, современны, способны обеспечить обслуживание большого числа людей и их безопасность. Одна из особенностей заключается в том, что во время проведения Игр досмотр пассажиров будет организован именно на территориях вокзалов, а не в зонах, где будут проходить состязания. Благодаря этому на Красной Поляне и в Имеретинской низменности гости только предъявят свои билеты и смогут сразу пройти в соревновательные зоны.

Должность главного архитектора в ГК «Олимпстрой» была введена только в августе 2009 г. Появился своеобразный «дирижер» архитектурного облика олимпийского строительства. Нам удалось в короткое время сформировать при «Олимпстрое» очень серьезный архитектурный совет, в который вошли практически все руководители общественных творческих союзов, известные архитекторы, художники, скульпторы. Благодаря этому мы смогли значительно повысить планку архитектурных решений всех олимпийских объектов. Была разработана единая архитектурная концепция, что позволило добиваться стилистического единства проектов. Очень важно, чтобы архитектура стала визитной карточкой сочинской Олимпиады. Наша работа позволяет создать рычаг для решения главного для нас вопроса – обеспечения высоких архитектурных качеств объектов. Теперь все проектные организации, которые работают для Олимпиады, должны получить одобрение архитектурного совета, на заседаниях которого мы коллективно рассматриваем все предложения. Это в полной мере относится и к проектам транспортных узлов.

Первые эскизы олимпийских вокзалов, за исключением Главного вокзала в Сочи, были довольно слабыми с архитектурной точки зрения, недостаточно современными. Проектировщики стремились придать своим решениям максимум оригинальности, но они не были красивыми, экономичными, уместными. Надо сказать, что у этих вокзалов есть важная особенность: они создаются в первую очередь для олимпийского периода (исходя из этого рассчитываются их размеры и пропускная способность), но будут функционировать и после того, как Олимпийские и Паралимпийские игры завершатся, и поэтому не могут быть избыточно дорогими. Олимпиада пройдет – и в Сочи наступит затишье, особенно в межсезонье. Вокзалы не могут стать памятниками нерациональности, в них изначально должна присутствовать разумная целесообразность. К счастью, удалось убедить руководство РЖД – это ведомство выступает в роли заказчика вокзалов – в необходимости серьезного подхода к выбору авторских коллективов архитекторов. К нашему мнению прислушались, и для проектирования вокзала «Олимпийский парк» в Сочи, который будет обслуживать основной поток гостей Олимпиады, был приглашен один из самых опытных в России коллективов – «Студия 44». Ранее архитекторы «Студии 44» разработали оригинальный проект Ладожского вокзала в Петербурге, возведение которого было приурочено к 300-летнему юбилею северной столицы. Спроектированный ими олимпийский вокзал в Сочи напоминает своими очертаниями распростершую крылья птицу. На мой взгляд, это очень красивая и уместная идея.

Большое беспокойство вызывал вокзал в Адлере. Первоначальный проект был очень слабым и архитектурно, и функционально, нелогичным с точки зрения климатических условий и организации пассажиропотоков. В итоге авторский коллектив пришлось сменить, был проведен своеобразный тендер, который выиграла фирма «Мостовик». Времени уже почти не оставалось, какие-то идеи новый проект унаследовал от прежнего, но планировочно, объемно это, конечно, совершенно новая работа.

Что касается вокзалов «Эсто-Садок» и «Альпика-Сервис», то в основу утвержденных проектов легли первоначальные архитектурные решения, которые были оптимизированы. На мой взгляд, сейчас они вполне получились. Каждый вокзал имеет свое архитектурное лицо, неповторимые особенности.

Удалось избежать соблазна повторения темы средиземноморского неоклассицизма, который используется в проектах сочинского вокзала, некоторых гостиниц, жилых комплексов, в том числе и на территории Красной Поляны. Мы сознательно не допустили тиражирования этих приемов при создании вокзалов «Адлер», «Эсто-Садок» и «Альпика-Сервис». Старый вокзал в Адлере остался, он будет отреставрирован и интегрирован в новый комплекс, а остальные вокзалы будут современными.

Корр.: Недавно закончилась Олимпиада в Лондоне, многие люди, посетившие ее, говорят, что сам город она мало затронула. А в какой степени Сочи изменится в результате проведения Олимпийских игр? В частности, насколько строящиеся вокзалы нужны городу?

О. Харченко: Сочи получает очень много от Олимпиады, но существующий облик города в значительной мере затронут не будет. Появятся несколько новых развязок, дублер Курортного проспекта. Возможно, будут построены несколько гостиниц, обновлены старые. Конечно, главное приобретение города – инфраструктура: новые очистные сооружения, мощнейшая энергетика, современный скоростной железнодорожный транспорт и т.д. Больше всего благ получает регион Сочи, особенно в направлении Адлера. Очень важно, что в городе появился новый аэропорт. А система новых спортивных сооружений! А новый развлекательный центр! К Олимпиаде инвесторы успеют реализовать только его часть, но со временем он будет завершен полностью. Это будет что-то вроде Евро-Диснейленда, что позволит продлить туристический сезон в Краснодарском крае. Плюс на территории Олимпийского парка будет построена трасса для проведения этапа гонок «Формулы-1». Огромный конькобежный комплекс (240 м длиной и 100 м шириной) переоборудуют под выставочный центр. За счет краевого бюджета возведен большой торговый комплекс, который во время Олимпиады будет использоваться как медиацентр. В настоящее время в регионе очень не хватает масштабных торговых площадок. К сожалению, сейчас Сочи в значительной степени представляет собой город ларьков и рыночков, их нужно убирать, в городе должно быть больше парков, зелени, а торговля должна «переехать» в большие комплексы.

Сочи и Адлер получают мощный импульс развития. Сейчас, к примеру, когда проходит экономический форум в Сочи, автомобильное движение в городе просто замирает. А после Олимпиады подобные мероприятия будут проходить в выставочном комплексе. В своих интервью я неоднократно говорил, что на меня большое впечатление производит Барселона, которая благодаря Олимпийским играм начала бурно развиваться. К Олимпиаде были построены кольцевая дорога, новая транспортная система, новый аэропорт и т.д. В конечном счете это привело к увеличению туристических потоков, а следовательно, к преуспеванию Барселоны. Хочется надеяться, что и Сочи в полной мере воспользуется предоставляемыми ему возможностями.

Надо сказать, что проектные решения всех олимпийских объектов рассматриваются и утверждаются тремя архитекторами: Олегом Владимировичем Шевейко – главным архитектором города Сочи, Юрием Владимировичем Рысиным – главным архитектором Краснодарского края – и мною. Мы с ними условились работать следующим образом: на территориях, выделенных для Олимпийских игр, мое согласование идет на первом месте, хотя, безусловно, они как члены совета участвуют во всех обсуждениях, а вот по всем объектам, связанным с территорией самого города Сочи и Краснодарского края, – их приоритет. И это справедливо, ведь им здесь жить и работать. И конечно – возвращаясь к основной теме нашей беседы, – они принимали самое активное участие в принятии решений, связанных с проектированием и строительством олимпийских вокзалов.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.