журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   

Людмила Лихачева,
PR-директор Архитектурной мастерской «Студия 44»

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ «ОЛИМПИЙСКИЙ ПАРК»
Главные наземные ворота зимней Олимпиады Сочи-2014


Место: Россия, Сочи, Адлерский район, Имеретинская низменность
Заказчик: ДКРС ОАО «РЖД»
Генеральный проектировщик: ООО «Архитектурная мастерская «Студия 44»
Архитекторы: Н.И.Явейн, В.А.Зенкевич, В.А.Романцев, Ж.В.Разумова, П.А.Шлихтер при участии: М.С.Виноградовой, В.С.Жуковой, И.Е.Калиняковой, Е.В.Купцовой, У.В.Сулимовой, К.О.Счастливцевой
Конструкторы: В.И.Герштейн, Д.П.Кресов, И.Н.Ляшко; Ю.В.Бондарев, Д.Л.Никитин (ООО «Тектон») ГИП: Л.В.Герштейн, В.Е.Кремлёвский
Генеральный подрядчик: ООО «НПО «Мостовик»
Начало проектирования: 2010 г.
Окончание строительства:2013 г.>

Железнодорожная станция «Олимпийский парк» – элемент транспортного узла, предназначенного для обслуживания комплекса олимпийских сооружений в период проведения в Сочи XXII зимней Олимпиады 2014 года и впоследствии, в постолимпийской перспективе, – для обслуживания крупного жилого района на территории Имеретинской низменности, строительство которого намечено генеральным планом города Сочи. Вокзал будет связывать Имеретинскую низменность с Адлером, Абхазией, Красной Поляной и аэропортом.

Во время проведения Игр вокзал будет принимать зрителей, персонал и спонсоров, играя роль главных наземных ворот Олимпиады-2014. Именно отсюда людской поток (8500 человек в час пик) устремится на Олимпийскую площадь, где находятся пять ледовых арен и Центральный стадион – место проведения церемоний открытия и закрытия Игр. Архитектура вокзала – производная от траекторий этого движения, она и подчиняется ему, и направляет его к цели. Навесы над перронами плавно перетекают в кровлю, энергично вздымаются над центральным объемом, поворачивают на 90° и ниспадают вниз длинным козырьком, словно выплескивая толпы посетителей в Олимпийский парк.

Пластичный абрис кровли-оболочки делает сооружение интегральной частью горного ландшафта Сочи. Но архитектура вокзала ассоциируется не только с горными склонами: в определенных ракурсах здание напоминает распростершую крылья птицу, набегающую волну и т.д. По типу формообразования вокзал «Олимпийский парк» может быть отнесен к бионической или нео-органической архитектуре, которую справедливо противопоставляют холодному техногенному хай-теку. Однако на практике достичь яркой экспрессии образа оказывается непросто. Чтобы перевести в натуру криволинейную геометрию покрытий, где нет ни одного типового элемента, специалистам «Студии 44» пришлось освоить методы параметрического моделирования. Каждый элемент металлоконструкций (а всего их в кровельном покрытии площадью 35 000 кв. м более трехсот) рассчитывался по специальной формуле, изготавливался индивидуально и проходил на заводе контрольную сборку с подгонкой по модели.

Вокзал стоит на бровке шестиметрового уступа, что позволяет организовать привокзальную площадь в двух уровнях: верхний отдан пешеходам, нижний – транспорту (в том числе автобусному вокзалу). Верхний уровень привокзальной площади представляет собой платформу с отметкой поверхности +6,30 м, соединенную с входной зоной Олимпийского парка посредством широкой парадной лестницы. Верхняя площадь трактована как обширное публичное пространство перед главным входом в здание вокзала. Ее праздничный, торжественный характер подчеркнут фигурным мощением, фонтанами, водными каскадами, башней с часами. Конструктивно платформа представляет собой ребристую железобетонную плиту площадью 5000 кв. м и толщиной 0,5 м, установленную на сорока железобетонных колоннах.

Внутренняя структура здания также имеет уступчатый характер, причем основные помещения для пассажиров дальнего следования подняты над железнодорожными путями на конкорсе. Такое построение превращает вокзал в систему террас с панорамными видами на море, горы, парк и стадионы. Главных видовых уровней – три: привокзальная площадь, ресторан и распределительный зал вокзала дальнего следования.

В соответствии с положениями Заявочной книги Сочи-2014 вокзалу «Олимпийский парк» предстоит пройти сертификацию на соответствие требованиям экологического стандарта BREEAM. Для этого проектом предусмотрены: автоматизированный мониторинг воздушной среды в помещениях, регулирование микроклимата по эмиссии CO2, шумоглушители, автоматические системы экономии воды, энергосберегающие светильники, системы рекуперации тепла в системах вентиляции, паркинги и душевые для велосипедистов и т.д. Кроме того, само объемно-планировочное решение транспортного узла нацелено на максимальное использование естественного света (до 75%). За «зеленую» архитектуру авторы вокзала «Олимпийский парк» удостоены диплома победителя в номинации «Лучший пример экологически эффективного транспортного решения» в рамках Программы признания достижений в сфере внедрения экологически эффективных инновационных решений при проектировании и строительстве олимпийских объектов (Сочи, 2011) и диплома лауреата Всероссийского конкурса по экологическому девелопменту и энергоэффективности GREEN AWARDS в номинации «Объекты социальной сферы» (Санкт-Петербург, 2011).

Дополнительные сложности архитекторам и строителям доставили высокая сейсмичность района, сильные ветровые нагрузки, а также тот факт, что вокзал строится вплотную к действующим железнодорожным путям. На все эти вызовы был дан профессиональный ответ: в основании комплекса устроено более четырехсот буронабивных свай длиной до 33 м; при бетонировании применялась арматура с высокими показателями прочности и коррозионной стойкости. Стартовав летом 2010 г., строительство вокзального комплекса успешно вышло на финишную прямую.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Пропускная способность вокзала:
олимпийский период – 8500 пассажиров в час пик
постолимпийский период – 5400 пассажиров в час пик
Вместимость здания:
олимпийский период – 1300 пассажиров пригородных поездов
постолимпийский период – 1240 пассажиров поездов дальнего и местного следования и 90 пассажиров пригородных электричек
Путевое хозяйство вокзала
5 железнодорожных путей, в том числе:
    2 пути для поездов дальнего и местного сообщения
    2 пути для пригородных поездов
    1 путь для пропуска транзитных составов
Количество и длина крытых пассажирских платформ
2 платформы дальнего и местного сообщения длиной 560 м каждая
2 платформы пригородного сообщения длиной 270 м каждая (с разборкой до 135 м в постолимпийский период)
Общая площадь: 18324 кв.м
Полезная площадь: 14900 кв.м
Расчетная площадь: 10324 кв.м
Строительный объем: 77900 куб.м
Этажность: 4, 7 этажей
Высота здания: 15,550–33,000 м

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.