журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   

Александра Воскресенская,
архитектор

Московские вокзалы: единство непохожих
Предложения по реконструкции привокзальных территорий

Порой, желая образно обозначить скопление народа, суету, неразбериху, мы небрежно говорим: как на вокзале, забывая при этом о богатейшей истории и архитектурных достоинствах многих, и в том числе московских, вокзалов. Вокзалы в Москве создавали знаменитые архитекторы, инженеры, скульпторы, художники: А.В. Щусев, И.И. Струков, Ф.О. Шехтель, И.И. Рерберг, В.К. Олтаржевский, В.Г. Шухов, С.С. Алешин, Ф.И. Рерберг, К.А. Тон, Р.А. Желязевич, С.А. Бржозовский, Ю.Ф. Дидерихс…

Помимо функциональной нагрузки все московские вокзалы имеют некую ассоциативную составляющую, или, как говорят, повествовательную нагрузку. У большинства жителей столицы уже давно сформировался особый сленг, на котором каждый вокзал имеет дополнительную неофициальную характеристику. Киевский – «окно в Европу», Савеловский – «загородный отдых», Рижский – «экскурсия в музей», Курский – «южные курорты». Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы, расположенные по обе стороны объединяющей их Комсомольской площади, называют «двери Москвы». И, пожалуй, самое трогательное название – у Белорусского вокзала: «вокзал Победы».

В 2011 г. по решению Правительства Москвы в столице начались масштабные работы по реконструкции вокзальных помещений и благоустройству прилегающих территорий в районах Комсомольской площади и площади Киевского вокзала.

Архитектурно-художественная концепция определила общую идеологию работ, включая информационно-навигационную систему, предложения по колористике и малым архитектурным формам.

Три вокзала

Так называют москвичи Комсомольскую площадь, на которой сходятся три крупнейших железнодорожных вокзала. Здесь всегда шумно и многолюдно, на земле и под землей снуют все виды го­родского транспорта: трамваи, троллейбусы, автобусы, составы метро, автомобили, поезда.

Настоящее предпроектное предложение по благоустройству привокзальных площадей Ленинградского, Ярославского и Казанского железнодорожных вокзалов было выполнено на основании протокола о намерениях по вопросу использования привокзальных территорий города Москвы между Правительством города Москвы и ОАО «Российские железные дороги» от 18.04.2011 г.

Проектируемый участок расположен в Центральном административном округе Москвы на привокзальных территориях Ленинградского, Ярославского и Казанского железнодорожных вокзалов. Здания вокзалов и павильон станции метро «Комсомольская» являются памятниками архитектуры. Общая площадь территории в границах проектирования составляет 6,61 га.

На участке были хаотично размещены предприятия общественного питания и мелкорозничной тор­говли. В неудовлетворительном состоянии находились элементы благоустройства, малые архитектурные формы, лестницы, подпорные стенки, светильники и мачты (опоры) освещения, дорожное покрытие и покрытие тротуаров. В связи с возрастающим потоком автотранспорта территория нуждается в увеличении и модернизации парковочного пространства.

Основная задача проекта – создать комфортное и эстетичное пространство привокзальных площа­дей, обеспечить максимально эффективное использование территорий. Одной из важных задач при выборе проектных решений является сохранение сложившейся архитектурно-исторической среды.

На Комсомольской площади, Новорязанской улице и в Рязанском проезде предусмотрены оптимизация движения автотранспорта, упорядочение существующих и создание новых парковочных мест.

Перед зданиями вокзалов на гранитных постаментах предлагается установить бронзовые бюсты авторов-зодчих: К.А. Тона у Ленинградского вокзала, Ф.О. Шехтеля у Ярославского вокзала, А.В. Щусева у Казанского вокзала.

На пересечении Новорязанской улицы и Рязанского проезда, со стороны восточного фасада Казанского вокзала, за пределами территории объектов культурного наследия планируется размещение временного некапитального одноэтажного объекта мелкорозничной торговли в минималистском стиле (легкие металлические конструкции со стеклян­ными фасадами).

Со стороны Рязанского проезда, за пределами территории объектов культурного наследия, по оси входа в Царскую башню вокзала предлагается разместить круглую гранитную скамью, в центральной части которой будет находиться архитектурно-скульптурная композиция, посвященная истории железнодорожного транспорта.

На пешеходном тротуаре со стороны северного фасада здания Казанского вокзала предлагается организовать благоустроенную зону со скамьями по окружности и часами в центральной части.

Проект также предусматривает сокращение объектов рекламы и мелкорозничной торговли, размещение чугунных фонарей на лестничных маршах над входами в подземный переход со стороны южного фасада Ленинградского вокзала, замену опор освещения.

В настоящее время идет реализация проекта. Со стороны северного фасада павильона станции метро «Комсомольская» на месте демонтированных торговых ларьков организована площадка для отдыха и встреч, в центре которой установлен фонтан со скульптурным изображением Георгия Победоносца – покровителя Москвы. Вокруг чаши фонтана по периметру газонов размещены скамьи, в мощении использованы символические обозначения всех девяти московских вокзалов с названиями городов – конечных пунктов следования поездов.

Реализация проекта позволит добиться полной реорганизации территории привокзальных площадей: упорядочить пешеходные маршруты, оптимизировать движение автотранспорта, создать более комфортные условия для пассажиров и в конечном итоге существенно повысить качество городской среды.

Киевский вокзал

Киевский (до 1934 г. Брянский) вокзал является памятником архитектуры и инженерного искусства. Решение о сооружении вокзала было принято в год столетия Бородинской битвы (1912), и построить его было решено именно у начала дороги от Москвы до Бородино.

Настоящее предпроектное предложение по благоустройству площади Киевского железнодорожного вокзала было выполнено на основании протокола о намерениях по вопросу использования привокзальных территорий города Москвы между Правительством города Москвы и ОАО «Российский железные дороги» от 18 апреля 2011 г.

Проектируемый участок расположен в Западном административном округе Москвы возле Киевского вокзала. Общая площадь территории в границах проектирования составляет 3,6 га. На участке наблюдается бессистемное размещение торговых ларьков, обилие некапитальных строений сомнительной архитектурной ценности. Практически все элементы благоустройства подлежат ремонту или полной замене, в аварийном состоянии находятся мачты освещения, дорожное покрытие и покрытие тротуаров. К сожалению, подобное состояние характерно для большинства привокзальных площадей, испытывающих огромные антропогенные нагрузки.

Со стороны Киевской улицы и площади, прилегающей к главному фасаду здания вокзала, предусмотрены оптимизация движения автотранспорта, модернизация существующих и организация новых парковочных мест. Проект предусматривает также модернизацию парковочных автостоянок: организацию въездов, установку информационных знаков и шлагбаумов, автоматизацию управления.

В местах въездов, в местах организации парковочных площадок-«карманов» и вдоль проезжей части на границе с пешеходными тротуарами предлагается установить ограничительные гранитные столбики и чугунные ограждения, препятствующие въезду автомобилей на тротуары.

Предусмотрена замена существующего асфальтобетонного покрытия тротуаров на комбинированное мощение из песчано-бетонной плитки и гранита. Участки, расположенные у главных входных групп в вокзал и метрополитен, предлагается замостить гранитом с орнаментальным рисунком, отвечающим архитектурному стилю здания Киевского вокзала.

Проектом предусмотрена установка бронзовых бюстов архитекторов И.И. Рерберга и В.К. Олтаржевского на гранитных постаментах. На пешеходном тротуаре по оси главного фасада здания Киевского вокзала предлагается установить небольшую памятную стелу с изображением эпизода Бородинской битвы, посвященную сооружению вокзала и строительству Бородинского моста.

Проектом предлагается сокращение объектов рекламы и мелкорозничной торговли, замена опор освещения.

Непосредственно к территории Киевского вокзала примыкает современная эффектная Площадь Европы, на которой расположены 48 колонн с флагами европейских стран, оригинальный фонтан и композиция «Похищение Европы» работы известного бельгийского скульптора Оливье Стребеля. Благоустройство и реконструкция привокзальной площади будут способствовать ее более гармоничному сосуществованию с Площадью Европы.

Авторский коллектив:
Г.И. Беляев, Д.В. Васильченко, А.И. Воскресенская, С.С. Щербаков, Г.А. Дымнов, Г.А. Ишкильдина, С.В. Маркина
АПМ ГУП «ГлавАПУ»

По итогам Национального конкурса в области дизайна «Российская Виктория 2011» Архитектурно-проектная мастерская ГУП «ГлавАПУ» Москомархитектуры отмечена призом «Серебряная Виктория» в номинации «Средовой дизайн» за разработку проекта комплексного благоустройства привокзальных площадей Ярославского, Ленинградского, Казанского и Киевского железнодорожных вокзалов в Москве.

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.