журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   
Светлана Амурская,
собственный корреспондент журнала «ЛА.Д» в Париже,
специально для журнала «Архитектура, Строительство, Дизайн»

Шесть вокзалов «Гексагона»
Вокзалы Парижа: прошлое, настоящее, перспективы

Французы часто называют свою страну «Гексагон», подразумевая, что границы Франции по очертанию напоминают шестиугольную геометрическую фигуру около 1000 км в поперечнике. Столица Франции находится в равнинной части страны, где колебания рельефа невелики (0–200, редко до 500 м), и это безусловно способствовало быстрому развитию сети железных дорог во времена железнодорожного бума XIX в. Сегодня в Париже функционируют шесть вокзалов, являющихся конечными станциями назначения – «Париж». Вокзалы Сен-Лазар, Северный, Восточный, Лионский, Аустерлиц и Монпарнас обслуживают международные, междугородные и пригородные перевозки, разделяя территорию страны на шесть секторов, словно следуя законам геометрии.

Каждый из парижских вокзалов пережил немало реконструкций и преобразований, развиваясь соответственно текущей исторической эпохе. Технический прогресс и эволюция транспортной системы, политические и культурные события и прочие обстоятельства неоднократно вынуждали французские власти пересматривать концепцию развития железнодорожного транспорта в стране и, соответственно, корректировать параметры и принципы функционирования столичных вокзалов. Несмотря на это, каждый из парижских вокзалов обладает незабываемыми индивидуальными чертами, сохраняя отпечаток истории и собственной судьбы, свой особый характер и неповторимую атмосферу. Стоит подчеркнуть, что фасады пяти из шести парижских вокзалов имеют статус исторического памятника.

Отметим, что до 1900 г. транспортное обслуживание парижских пригородов не являлось приоритетным для железнодорожных компаний. Однако с развитием Парижского региона ситуация постепенно менялась: эволюция транспортных перевозок шла в направлении увеличения количества пригородных поездов. В настоящее время их доля довольно существенна и продолжает быстро увеличиваться. Все проекты развития столичного транспорта предусматривают эту важнейшую тенденцию, стремясь обеспечить комфорт и безопасность пассажиров.

Вторая важная тенденция в развитии парижских вокзалов – их все более очевидная трансформация в многофункциональный организм, одновременно обслуживающий каждую персону и как пассажира, и как коммерческого потребителя. Для этого в зданиях вокзала создаются специальные хорошо оборудованные зоны коммерческого обслуживания пассажиров, где функционируют кафе и рестораны, бутики и предприятия сервиса самого высокого уровня. Такой подход позволяет существенно окупать затраты на обслуживание вокзалов, которое становится все более сложным и дорогостоящим.

Третьей тенденцией можно назвать процесс интегрирования вокзала в жизнь большого города, что постепенно меняет его прежнюю репутацию «проблемного» объекта, создающего неудобства для жителей прилегающих кварталов (недостаток зеленых насаждений, шум, отчуждение значительных площадей под железнодорожные пути, перегрузки городского транспорта и т.п.). Привокзальные территории все чаще становятся зелеными зонами, а окружающие их жилые кварталы – экологическими кварталами. Вокзалы оборудуются подземными подъездными путями, подземными парковками, становятся многоуровневыми и полизональными. Потоки пассажиров пригородных и дальних поездов, а также пассажиров, следующих по разным направлениям, эффективно разделяются.

К примеру, вокзалы Сен-Лазар, Северный и Восточный, расположенные в северной части французской столицы, несут сегодня основную нагрузку по транзиту пассажиров, во многом определяя специфику близлежащих кварталов как «проблемных». В поисках путей изменения этой ситуации ведутся серьезные исследования. Уже начата реализация проекта преобразования квартала Клиши-Батиньоль, примыкающего к подъездным путям Сен-Лазара с востока, в эко-квартал. Проектом предлагаются довольно амбициозные решения по оптимизации микроклимата, балансов энергетических и водных ресурсов, развитию биоразнообразия, использованию биоматериалов и системы автоматической подземной сортировки отходов.

Вокзал Сен-Лазар (Gare Saint-Lazare)

Первым железнодорожным вокзалом Парижа является легендарный Сен-Лазар, история которого начинается во времена Луи-Филиппа I с сооружения в 1837 г. временного деревянного вокзала на площади Европы, в новом квартале, возникшем на месте парка «Сады Тиволи». Первая линия соединила столицу и аристократический пригород Сен-Жермен-ан-Ле. Позже от Сен-Лазара протянулись железнодорожные ветки в Версаль и Понтуаз, Гавр и Шербур, в города Нормандии. Поезда прибывали на Сен-Лазар через туннель. Здание вокзала три раза перестраивалось и дважды реконструировалось: второе здание было построено в 1841 г., а третье, существующее сегодня, было возведено в 1842–1853 гг. архитектором Альфредом Арманом (Alfred Armand) и инженером Эженом Флаша (Eugene Flachat). Впрочем, к Всемирной выставке 1867 года вокзал был настолько расширен (арх. Jean Juste Gustave Lisch), что можно было бы говорить о его четвертом рождении. На «инаугурации» вокзала присутствовали три императора – Наполеон III, российский император Александр II и Франц Иосиф I Австрийский! В этом же году подъездной туннель был разобран и на его месте возведен металлический мост Европы, запечатленный на известном полотне Гюстава Кайботта.

Можно сказать, что вокзал был прославлен импрессионистами, отправлявшимися с его платформ в поисках сюжетов в живописные окрестности долин Сены и Уазы. Только Клод Моне создал 12 работ, посвященных вокзалу Сен-Лазар! Ореол романтичности этого парижского вокзала дополняется и тем, что именно отсюда первые поезда увозили пассажиров на пляжи Нормандии, отсюда же начинались путешествия через Атлантику в далекую Америку. Интерьеры в стиле ар-деко в старинном отеле и в ресторане Моллар, расположенных на площади вокзала Сен-Лазар, признаны историческими памятниками и, вероятно, помнят тех первых путешественников. И сегодня специальные поезда-экспрессы Сен-Лазара доставляют пассажиров трансатлантических рейсов в порты Шербура, Гавра и Дьеппа.

Вокзал Сен-Лазар является вторым в Париже, во Франции и в Европе по объему пассажирских перевозок (100 млн пассажиров в год, 450 тыс. человек в день), уступая только Северному вокзалу Парижа. Он имеет 27 путей и обслуживает пассажиров из столичных пригородов и западных регионов страны.

Сен-Лазар пережил несколько реконструкций своей подземной части, направленных на оптимизацию движения потоков пассажиров дальних поездов и все возрастающего числа пассажиров пригородных поездов. В марте 2012 г. завершилась трехлетняя реконструкция здания вокзала в рамках программы «Вокзалы в развитии». Трехуровневое пространство передней части вокзала преобразилось и стало более привлекательным, удобным и функциональным благодаря естественному освещению, акустическому комфорту, наличию 20 эскалаторов для пересадок на линии метро и линию сети пригородных экспрессов (RER). В галереях огромного холла разместилось около 80 бутиков самых известных торговых марок, что буквально превратило вокзал в коммерческий центр. Благодаря реконструкции потоки пассажиров стали распределяться более равномерно и упорядоченно. Последний этап реконструкции вокзала Сен-Лазар направлен на повышение доступности, безопасности и комфортности всех платформ, доступ к некоторым из которых будет открыт со стороны боковых фасадов вокзала.

Северный вокзал (Gare du Nord)

Северный вокзал занимает первое место в Европе и второе место в мире по объему пассажирских перевозок: в 2008 г. здесь было зарегистрировано 190 миллионов пассажиров. Из 550 тысяч ежедневно пользующихся вокзалом пассажиров 400 тысяч составляют пассажиры пригородных поездов. Вокзал, в соответствии со своим названием, обслуживает северные направления и осуществляет железнодорожное сообщение с северными соседями Франции – Бельгией, Нидерландами и Великобританией. Северный вокзал имеет 31 путь, из которых 4 подземных, и обслуживает, кроме пригородных и междугородних поездов, около 200 высокоскоростных поездов сети TGV и 100 международных поездов (Inter City, IC).

Северный вокзал был сооружен в 1846 г. и явился четвертым по счету парижским вокзалом (после вокзалов Сен-Лазар, Монпарнас и Аустерлиц). Построенный изначально для сообщения с Брюсселем, он вскоре стал обслуживать и пригородные перевозки в направлениях Сант-Уан, Сен-Дени, Понтуаз, Шантийи и др. Здание вокзала, возведенное архитектором немецкого происхождения Жаком Хитторфом (Jacques Hittorff), имело несколько залов ожидания и телеграф. В окончательном виде фасад здания, решенный в неоклассическом стиле (квалифицирован как исторический памятник), был завершен в 1861 г. В 1862 г. были установлены изготовленные в Шотландии металлические колонны главного фасада, позволяющие эвакуировать с кровли дождевую воду. Использование арочных структур позволило сделать вокзал еще более монументальным. Центральный фасад украсили двадцать три статуи, заказанные у тринадцати знаменитых скульпторов. Они символизируют столицы других стран и крупные города Франции, куда с этого вокзала отправлялись поезда. К 1900 г. Северный вокзал уже имел 28 путей, а к 1908 г. – пересадочное сообщение с двумя линиями парижского метро. Как и на других парижских вокзалах, быстрый рост количества пассажиров требовал реконструкций и расширения Северного вокзала: они были осуществлены между 1930 и 1960 гг. В годы немецкой оккупации Северный вокзал, так же как и его сосед, Восточный вокзал, почти полностью прекратил перевозки пассажиров и обслуживал армию рейха. В течение четырех лет регулярные поезда отправлялись отсюда в Германию. Вокзал и подъездные пути были серьезно повреждены в результате бомбардировок 1944 г., но довольно быстро восстановлены.

В конце 1970-х была построена подземная часть Северного вокзала, взявшая на себя большую долю пригородных перевозок. Подземная часть вокзала имеет два уровня и максимально удобные пересадочные узлы, рассчитанные на значительный поток пассажиров. Эта операция позволила освободить пространство как для поездов TGV, которые были запущены в 1993 г., так и для начавших движение в 1994 г. поездов Eurostar, следующих через туннель под Ла-Маншем в Лондон. В настоящее время на Северном вокзале существует четыре независимых и хорошо организованных сектора перевозок, сообщение с тремя линиями RER. Последняя реконструкция (2002) существенно повысила уровень комфорта и привлекательность вокзала: были возведены две освещаемые естественным светом стеклянные галереи с антресолями, объединяющие пять пересадочных уровней вокзала и метро, а также открыты около 40 бутиков в подземной части сооружения. Сложная ситуация в контексте социальных проблем потребовала установки камер слежения по всей территории вокзала.

Восточный вокзал (Gare de l'Est)

Восточный вокзал, расположенный совсем недалеко от Северного, начал перевозить пассажиров в июле 1849 г. Он был построен для осуществления железнодорожной связи со Страсбургом и территориями к востоку от столицы, а также с Германией. Здание вокзала возведено по проекту архитектора Франсуа-Александра Дюкене (Francois-Alexandre Duquesney) и инженера Пьера Кабанеля де Серме (Pierre Cabanel de Sermet). Статуя работы скульптора Анри Лемера (Henri Lemaire), установленная на западном фасаде, символизирует город Страсбург, на восточном фасаде установлена статуя, олицетворяющая город Верден, созданная Анри Варенном (Henri Varenne). Со времени основания вокзал пережил немало реконструкций, наиболее важные из которых были осуществлены ко Всемирным выставкам 1885 и 1900 гг. С тех пор Восточный вокзал долгое время сохранял репутацию самого красивого и технически совершенного вокзала в мире! Именно с Восточного вокзала 4 октября 1883 г. отправился первый легендарный «Восточный экспресс» в далекий Константинополь. В 1926–1931 гг. Восточный вокзал был вдвое увеличен и обрел современный облик благодаря архитектору Жюлю Берно (Jules Bernaut); перестройка вокзала повлекла за собой значительное изменение окружающих его городских кварталов.

Восточный вокзал долгое время был особенно важным для Франции стратегически. Он пережил периоды больших мобилизаций, бомбардировки и все печальные последствия двух мировых войн. О Первой мировой напоминает монументальное живописное полотно работы американского художника Альберта Гертера (Albert Herter) «Памяти наших убитых сыновей» (дословное название «Le Depart des poilus, aout 1914»), помещенное в здании вокзала в 1926 г.

Фасады, крыша и два зала ожидания Восточного вокзала имеют статус исторических памятников. В буфете, и после реконструкции сохранившем черты стиля ар-деко, время от времени проводятся музыкальные представления в эльзасском стиле.

Годовой объем пассажирских перевозок в настоящее время составляет около 34 миллионов человек в год; Восточный вокзал – пятый по этому показателю вокзал Парижа. Скоростные поезда TGV на Восточном вокзале были запущены в 2007 г. Существуют проекты дальнейшего развития: планируется соединение его с Северным вокзалом посредством туннеля, а также создание пешеходного маршрута «висячий сад» площадью 3000 кв. метров. Реализация этого проекта намечена на 2014 г.

Лионский вокзал (Gare de Lyon)

Лионский вокзал был построен в августе 1849 г. для осуществления перевозок в южном направлении. Сегодня он обслуживает пассажиров, следующих в центральную и юго-восточную часть Франции (направления – Лион, Дижон, Гренобль, Авиньон, Тулон, Марсель, Ницца, Монпелье), а также в Швейцарию и Италию. Это третий вокзал в Париже по объему ежегодных перевозок (83 млн человек в год) и первый по числу перевозок скоростными поездами TGV, функционирующими здесь с 1981 г. и обслуживающими юго-восток страны, долину Роны, курорты Альп и Средиземноморья. Лионский вокзал является лидером по дальним перевозкам пассажиров (30,9 млн человек в 2008 г.). В 1900 г. вокзал был оборудован 13 путями, сегодня их 22. С 2010 г. на Лионском вокзале ведутся работы по обеспечению увеличения пассажиропотока на 30%.

Существующее здание вокзала, сооруженное ко Всемирной выставке 1900 года по проекту тулузского архитектора Мариуса Тудруа (Marius Toudroie), является одной из самых красивых и элегантных построек среди парижских вокзалов. Ансамбль его фасадов, кровля и часовая башня высотой 64 метра в 1974 г. были признаны историческими памятниками, так же как и его легендарный ресторан «Синий поезд», поражающий роскошными интерьерами и величественной лестницей в стиле Второй империи.

Вокзал Аустерлиц (Gare d'Austerlitz)

Первоначально вокзал назывался Орлеанским, а в начале ХХ в. был переименован в честь победы Наполеона под Аустерлицем. Вокзал был сооружен в 1840 г. архитектором Феликсом Эммануэлем Калле (Felix Emmanuel Callet). В 1867 г. здание было существенно реконструировано архитектором Пьером-Луи Рено (Pierre-Louis Renaud) – он создал фасад и соорудил огромный металлический холл, где во время франко-прусской войны 1870–1871 гг. строились монгольфьеры. В 1900 г. от Орлеанского вокзала была проложена ветка в сторону центра Парижа, к новому вокзалу д'Орсе, который и завершил в то время линию Париж–Орлеан. В 1903–1904 гг. для поездов линии метро, соединившей два вокзала – Лионский и Аустерлиц – был сооружен виадук Аустерлиц, пересекающий русло Сены. Здание вокзала Аустерлиц и виадук являются историческими памятниками.

В настоящее время вокзал Аустерлиц обслуживает 31 миллион пассажиров в год: он оборудован 25 путями, 4 из которых – подземные. Основные направления: Тулуза, Лимож, Перпиньян, Бурже, Орлеан, юго-западные территории Франции, Испания. В настоящее время ведутся работы по реконструкции вокзала, предусматривающие введение новых путей, проложенных в туннеле, в том числе путей для высокоскоростных поездов TGV. Вокзал Аустерлиц – единственный парижский вокзал, где все еще возможно «безболезненное» увеличение количества обслуживаемых пассажиров. Предполагается реконструировать и благоустроить прилегающую к вокзалу территорию, для чего объявлен конкурс проектов (эти работы являются частью большого проекта благоустройства левобережья Парижа).

Вокзал Монпарнас (Gare Montparnasse)

Вокзал Монпарнас, расположенный в южной части Парижа, является четвертым по объему перевозок вокзалом столицы (около 50 млн пассажиров в год). Он обслуживает западные и юго-западные территории Франции, а именно весь «атлантический» сектор: Нижнюю Нормандию (Гранвиль), Бретань, долину Луары, направления на Шартр, Тур, Ля-Рошель, Бордо, Аркашон, Дакс, Биарриц, Тулузу и др., отсюда отправляются поезда в некоторые города Испании и Португалии. Поезда TGV Atlantique, обслуживающие эти линии, развивают скорость до 300 км/ч. Это единственный вокзал Парижа, не имеющий линий пригородных экспрессов RER, но они предусмотрены проектом развития вокзала в будущем.

Первое здание вокзала, построенное в 1840 г., выходило фасадом на бульвар Монпарнас. Вокзал обслуживал направление Париж–Брест, и прилегающие кварталы заселялись приехавшими на заработки бретонцами. Второе здание вокзала было построено в 1852 г. (архитектор Виктор-Бенуа Ленуар (Victor-Benoist Lenoir), инженер Эжен Флаша (Eugene Flachat)). Этот вокзал просуществовал до 1960-х гг., пережив и знаменитую аварию 1895 г. (паровоз пробил главный фасад здания и выпал на бульвар), и Вторую мировую войну. В 1960-е гг. в ходе реконструкции квартала и строительства башни Монпарнас старый вокзал был разобран.

Существующее здание, самое молодое из парижских вокзалов, было сооружено в 1960 г. А уже в 1990 г. вокзал был реконструирован в связи с введением линий TGV Atlantique. Сегодня вокзал Монпарнас состоит из трех секторов и имеет 28 путей. Многоуровневое пространство вокзала кроме зала ожидания и наземных и подземных железнодорожных путей включает уровень автомобильной парковки и зеленую зону на крыше вокзала – знаменитый сад «Атлантик».

В заключение невозможно не упомянуть о вокзале д'Орсе (Gare d'Orsay), который был трансформирован в знаменитый музей. Вокзал был построен на месте дворца д'Орсе по случаю проведения Всемирной Парижский выставки и открыт в мае 1900 г. Местоположение вокзала – на набережной Сены, неподалеку от Национальной ассамблеи и Министерства иностранных дел – обязывало архитекторов придать ему достойный, даже триумфальный вид. Эту задачу блестяще решил архитектор Виктор Лалу (Victor Laloux). Он смело использовал для свода вокзала широкие металлические конструкции, искусно маскируя их богато декорированной каменной кладкой. Три монументальные статуи символизируют три главных направления, обслуживаемых железнодорожной компанией в то время: Орлеан, Бордо и Нант. Западную часть здания занимал отель на 370 номеров. После Первой мировой войны этот отель принимал французов, возвращающихся из немецкого плена. В 1939 г. вокзал д'Орсе утратил свои функции и до 1950 г. продолжал обслуживать лишь немногочисленные загородные поезда (в результате чего вокзал Аустерлиц вновь получил статус конечной станции назначения дальних поездов). В последующие годы в здании вокзала д'Орсе размещались благотворительный склад, театр, съемочная площадка и аукционные залы. Отель был закрыт в 1973 г. Принятый во времена правления Шарля де Голля проект реконструкции Парижа предусматривал демонтаж вокзала д'Орсе и сооружение на его месте современного отеля, решенного в виде параллелепипеда. К счастью, этого не случилось! В здании вокзала, имеющем статус исторического памятника, расположился музей с мировым именем – музей д'Орсе.

 

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.