журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   
Сюзанна Босс,
архитектор, Urbar Office for Urbanization and Architecture, Стамбул.
Перевод - Наталья Забелина

Порт императора Феодосия: от древности до наших дней
Археологический парк и транспортный узел в рамках одного проекта

Давным-давно, в VII веке до н.э., на той земле, где сегодня находится центр современного Стамбула, греческие поселенцы основали полис под названием Византий. Купеческим кораблям, плывущим из Черного в Средиземное море, а также караванам, направляющимся из Азии в Европу, неизменно приходилось останавливаться здесь. Благодаря удачному расположению на берегах Мраморного моря и пролива Босфор, в месте пересечения водных и сухопутных торговых путей, город быстро развивался, а гавани сыграли решающую роль в его жизни. Впоследствии по кромке исторического полуострова возникло несколько портов, и один из них, названный именем римского императора Феодосия, был случайно обнаружен в наши дни.

В ноябре 2004 г. в рамках проекта модернизации транспортной системы Стамбула «Marmaray» начались подготовительные буровые работы под строительство станции метро и подземного пересадочного узла «Йеникапы». Но вскоре работы были приостановлены – в свежем котловане были обнаружены уникальные археологические находки. Казалось бы, причина, изменившая ход строительства на ближайшие шесть лет, должна быть привычной для города с историей, уходящей более чем на два тысячелетия в глубь веков, однако трудно описать потрясение, которое испытали археологи, осознав, какую удивительную находку им посчастливилось обрести. Прямо у их ног лежал целый порт, некогда сооруженный по повелению римского императора Феодосия I Великого (правил с 379 по 395 г. н.э.) и носивший его имя. Осторожно, слой за слоем удалив землю, археологи обнаружили множество артефактов, иллюстрирующих уклад жизни обитателей этих мест, и в том числе хорошо сохранившиеся фрагменты тридцати шести затонувших кораблей, предметы, относящиеся к мореходному делу и торговле, причалы из дерева и камня, волнорезы, а также бесчисленные обломки керамики.

Тысячи разнообразных предметов, похороненных в бухте в результате стихийных бедствий или простой случайности, спустя столетия вновь увидели солнечный свет. И теперь они сами способны пролить свет на повседневную жизнь порта и заботы обитателей торгового Константинополя. Это древние амфоры во всем многообразии их видов, глиняные таблички, на которых начертаны имена и места рождения судовладельцев, масляные лампы, якоря, веревки, весы в форме груди Афины, фрагменты фарфоровой посуды и изделий из слоновой кости, скульптурные изображения Иисуса, штампы для хлебов, кожаные сандалии, настольные игры, в том числе принадлежности для игры в кости, монеты и даже скелеты экзотических животных – слонов и львов.

В свое время это была крупнейшая гавань Константинополя. Скорее всего, порт был построен для стоянки больших кораблей, привозивших из Египта зерно. Эти продовольственные ресурсы были необходимы, чтобы прокормить постоянно растущее население заново основанной и переименованной столицы Византийской империи.

В те годы Константинополь начал расширяться от центра на мысе полуострова к западу, в глубь материка, охватывая территорию глубокой естественной бухты на южном побережье. Преимущества местоположения позволили защитить залив с гаванью волнорезом с высокими стенами и башней, охраняющей вход в порт. В V в. гавань была отделена от города, и теперь значительную ее часть ограждали высокие каменные стены со сторожевыми башнями и несколькими воротами. Ворота стали единственными точками доступа к самой гавани, а в непосредственной близости от порта располагались крупные зернохранилища и другие значимые объекты, упоминающиеся в исторических хрониках.

После завоевания в VII в. Египта арабами объемы поставок зерна уменьшились, и порт Феодосия утерял свою первичную функцию. Теперь им пользовались в основном местные жители; это продолжалось вплоть до XII в. В конце концов бассейн гавани заилился и на плодородной земле были разбиты огороды, известные как Бахчи Ланга и использовавшиеся на протяжении всего периода существования Османской империи. В относительно недавние годы вследствие наступления города территория древнего порта превратилась в скопление баз, складов и автостоянок.

Сегодня район Йеникапы известен благодаря своему морскому терминалу, откуда курсируют скоростные автомобильные и пассажирские паромы (морские автобусы) между портами Мраморного моря. А как только откроются новая станция метро и пересадочный узел, район снова станет оживленным местом, привлекательным для бизнеса.

В 2011 г. был объявлен международный конкурс, предлагавший участникам разработать проект, объединяющий на одной территории уникальное археологическое наследие и столь необходимый городу современный пересадочный узел. Это позволит Йеникапы стать не просто транспортным хабом, встречающим и провожающим пассажиров, но точкой притяжения для туристов и местных жителей, интересующихся историей города. Главным условием конкурса было создание грандиозного археологического музея-парка, на территории которого будут выставлены недавние находки. От участников требовалось представить сам объект и его общий вид на фоне города.

По итогам первого тура конкурса были отмечены девять претендентов. Дальнейшее соревнование продолжат три международных коллектива, получивших первые премии: Eisenman Architects / Aytac Architects, Cafer Bozkurt Architects / Mecanoo Architects и Atelye 70 / Francesco Cellini / Insula Architettura e Ingegneria. Проекты номинантов демонстрируют концептуально различные подходы, вплоть до создания пространных парков и новых островов в Мраморном море. Несмотря на все многообразие планировочных решений, главным параметром остается историческое значение места. В дополнение к сохранившемуся наследию в двух проектах на первый план выдвинута прежняя схема древней гавани, очерченная элементами в водном пространстве. У Eisenman Architects и Aytac Architects эта линия прослеживается в чертах фасада главного здания. Cafer Bozkurt Architects и Mecanoo Architects выдвинули идею частичного воссоздания огородов, что принесет пользу местному населению и в то же время будет соответствовать прежнему облику Йеникапы. Все предложения, отмеченные жюри, направлены также на оптимизацию транспортных сетей. Многоярусная конструкция, в нижней части которой расположатся подземные транспортные линии, а в верхней – прибрежный бульвар, позволит сформировать непрерывное пространство, простирающееся от северной кромки города до самого моря. И самое главное – это пространство будет покрыто сетью пешеходных дорог, что располагает к отдыху.

Пользуясь случаем, позволяющим создать качественно новый район Йеникапы, муниципалитет Стамбула намерен запустить процесс обновления города, охватывающий не только пространственную организацию и физическое состояние объектов, но также и социальную структуру. В рамках проекта по общему облагораживанию района планируется возведение элитного жилья на месте скопления трущоб, малоимущее население которых, состоящее в основном из представителей этнических меньшинств, будет расселяться. Три выделенных жюри проекта не только предлагают решения, касающиеся исторического объекта и его окрестностей. Они также дают начало продолжительному процессу создания новой, однородной в социальном плане среды, что сегодня является главной целью, получившей отражение во всех аспектах жизни современного Стамбула, преемника древнего Константинополя.

Местоположение:Стамбул, Йеникапы, Турция
Площадь участка: 27.7 га
Проект: Пересадочный узел и Археологический парк
Линии, объединяемые пересадочным узлом:
   2 линии метро (M1, M2),
   Мармарай (внутригородские и междугородные трансконтинентальные железнодорожные перевозки)
Пропускная способность: 1.7 млн пассажиров ежедневно
Объем раскопок: 60 000 кв. м
Заказчик>Bimtas (Bogazici Engineering Consultancy Inc.)
   Metropolitan Municipality of Istanbul
Конкурс: Международный конкурс на предпроектное предложение
Начало: 17.10.2011 г.
Окончание:06.04.2012 г.
Обладатели 1-й премии:
   Eisenman Architects / Aytac Architects
   Cafer Bozkurt Architecture / Mecanoo
   Atelye 70 / Cellini Francesco / Insula
Architettura e Ingegneria
Официальный сайт конкурса: www.yenikapiurbandesign.com

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.