журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   

Татьяна Павлова

АНГЛИЙСКАЯ КОМАНДИРОВКА

   

Заслуженный архитектор России Петр Петрович Павлов был человеком, влюбленным в архитектуру, одним из тех счастливцев, которым «Бог шепнул на ухо» будущую профессию. В своих работах он всегда старался выразить суть предназначения объекта, передать в его облике символические ассоциации.

Одним из самых значимых творений Петра Петровича стал Монумент арабо-советской дружбы на гребне Асуанской плотины в Египте. В 1968 г. совместный проект Монумента архитекторов П. Павлова и Ю. Омельченко победил на международном конкурсе в Каире. Монумент выполнен в виде гигантского цветка лотоса, одного из символов Египта, «вырастающего» из воды искусственного бассейна. Около пяти лет Петр Петрович посвятил строительству в Асуане, пережив там две арабо-израильские войны, смерть президента Насера, охлаждение отношений между СССР и АРЕ. Зато сейчас монумент на Асуанской плотине уверенно занимает место среди самых значимых достопримечательностей Египта.

Расцвет творческой деятельности П.П. Павлова пришелся на нелегкие для архитекторов годы, когда основным строительным материалом была серая железобетонная панель. Но парадокс архитектурной профессии заключается в том, что чем больше сложностей возникает при формировании замысла объекта, тем ярче проявляется талант автора. Кто сейчас вспоминает о недовольных руководителях строительных трестов, о заказчиках, требовавших применения только типовых решений, а кинотеатры, построенные по проектам П.П. Павлова, – «Кунцево», «Будапешт», «Гавана», «Тула» и другие – стали памятниками своего времени.

В те годы отдушиной являлись творческие конкурсы, и Петр Петрович любил в них участвовать: из шестнадцати проектов, выполненных им для российских и международных конкурсов, девять отмечены различными наградами. Его проект реконструкции здания бывшей ювелирной фабрики фирмы «Ф.А. Лорие» во 2-м Неглинном переулке (ныне Звонарский) в Москве получил специальный приз жюри международного конкурса в Брюсселе – «Европейский приз реконструкции городов» за «Национальные особенности в архитектуре», внесен в каталог «Архитектура ХХ века», выпущенный Институтом истории архитектуры Франции. За этот проект архитектору была присуждена Премия города Москвы в области литературы и искусства. Когда с реконструируемого здания сняли семисантиметровый слой штукатурки и открылась великолепная кладка красного кирпича, Петр Петрович полностью изменил решение отделки фасадов, пристроек и надстройки. Она выполнена в русских традициях (по мотивам церкви Ильи Пророка в Ярославле): красный кирпич, зеленая кровля, кованые решетки, декоративные керамические панно, выполненные замечательным скульптором О.А. Иконниковым.

Петр Петрович Павлов – лауреат премии Совета Министров СССР, автор более 40 проектов и 21 постройки. Среди них – ритуальные комплексы Николо-Архангельского и Троекуровского кладбищ в Москве.

Об истории их создания, об актуальных проблемах ритуального строительства хотелось бы поговорить подробнее.

Человек рождается, живет, уходит прахом в землю. Кладбища – неотъемлемые спутники любого населенного пункта. Для мегаполисов же они превращаются в серьезную проблему. Количество захоронений неуклонно растет, а земли не становится больше. Поневоле приходится искать новые, компактные способы захоронения, которые не должны наносить ущерб церемониям прощания и поминовения покойных.

В 60-х годах прошлого века в Москве приступили к строительству крематориев с ритуальными комплексами. Архитектор института «Моспроект-3» Петр Петрович Павлов был назначен главным архитектором проектов ритуальных комплексов Николо-Архангельского и Троекуровского крематориев. В 1967 г. он был откомандирован в Англию для изучения опыта в этой области за отсутствием такового в СССР, впрочем, как и соответствующих норм на проектирование ритуальных комплексов. А в Англии в то время было 200 крематориев, в одном только Лондоне – 20.

Московские же кладбища представляли собой нечто среднее между романтическими руинами, унылыми пространствами, загроможденными обелисками со звездами или крестами и металлическими оградами, и свалками. Многие могилы были заброшены: уже через два-три поколения захоронения родственников, как правило, редко посещаются. Большинство московских кладбищ оказалось в плотном окружении жилой застройки, что было далеко не безопасно для последней. И главное, они неизбежно разрастались.

В Англии еще с незабвенных времен Д.К. Джерома кладбища являлись местами паломничества туристов. Но – увы! – они тоже расширялись. Островное государство не могло себе позволить подобной расточительности. Уже в начале ХХ в. там стали практиковаться другие способы захоронения. Проблема эта чрезвычайно деликатная, было создано специальное общество, которое всячески пропагандировало нововведения, и они начали распространяться достаточно широко наряду с традиционными захоронениями.

На современных английских кладбищах стали вводить новую систему: после кремации прах опускали в лунку, рядом с которой ставили небольшой колышек с номером захоронения и сажали цветочный куст в соответствии с проектом ландшафтного дизайна. Когда человек приходит на кладбище, подобное Саду Покоя лондонского кладбища Сити, ему кажется, что он попал в прекрасный ботанический сад, предназначенный для прогулок и отдыха.

Таким образом, после себя люди стали оставлять сады, хотя, пожалуй, в нашем климате разумнее заменить цветы другими растениями. По желанию родственников или согласно воле умершего можно рассеять прах над стриженым газоном парковой лужайки. Такой способ дешев, обеспечивает колоссальную экономию земли и красивый внешний вид захоронений. (Система колумбариев на наших кладбищах достаточно компактна, но не всегда решает эстетическую задачу.)

Для поминания умерших на подобных английских кладбищах имеется специальный зал – он убран цветами, в центре струится вода, звучит красивая траурная музыка. На резном постаменте из благородных сортов дерева помещена Книга Памяти с записью о покойном, в которой зафиксированы этапы его жизни.

Думаю, подобной Книге Памяти следует отвести еще более важную роль. Здесь можно помимо эпитафии поместить о человеке сведения, достойные увековечивания, – о его профессии, основных достижениях, наградах и т.п. Ведь эти сведения часто уходят безвозвратно. Часто на традиционных кладбищах исчезают и сами захоронения. Могилы, увы, не вечны. an

Впечатления от английской командировки легли в основу создания ритуального комплекса Николо-Архангельского крематория. И планировочные решения, и фасады глубоко осмысленны, имеют символическое значение. Трехзальный комплекс в плане символизирует пульсирующую линию жизни, пресекающуюся гигантской плитой смерти. В залах прощания во всю стену установлены прозрачные витражи – смотри на природу, не отчаивайся, жизнь продолжается, а смерть это тоже часть нашей жизни.

Большое значение П.П. Павлов придавал разделению процессий: те, кто пришел на церемонию прощания, и уходящие после ее окончания не должны пересекаться. Когда в Николо-Архангельском крематории установили дополнительные печи, архитектор писал мэру города о том, что увеличение потока приводит к пересечению траурных процессий, скоплению ритуальных автобусов у входа, к недостойной суете убитых горем людей.

Недавно автору настоящей статьи пришлось побывать в ритуальном зале крематория на Хованском кладбище в Москве. Одновременно у входа ожидают несколько похоронных процессий, сквозь эту толпу просачиваются простившиеся. Прибывшие на прощание мечутся в поисках от процессии к процессии... Все это травмирует людей и создает ощущение обесценивания человеческой жизни.

Сегодня стоимость земельных участков под могилы в городе достигает внушительных цифр, людям приходится тратить последние сбережения. Задача недорогого захоронения решается за счет подмосковных земель. Но чужой и лишней земли не бывает, земля – едина. На этом месте могли бы располагаться сельскохозяйственные угодья, спортивные площадки, зоны отдыха, да что угодно…

В то же время представьте себе великолепный дизайнерский «памятный» парк,  расположенный на территории города, желательно недалеко от жилой застройки, вблизи лесопарковой полосы или, наоборот, в зоне недостаточного озеленения. Он будет окружен тонкой изгородью, не затрудняющей его обзор, но предохраняющей от свободного доступа животных. Вокруг него хорошо бы организовать прогулочную зону. А если использовать для его создания реорганизуемые производственные зоны, например, «Северянин» или «Огородный проезд»?..

Менять обычаи – сложнейшее дело, не так-то просто отказаться от традиционного участочка земли с цветами, яичками и куличиками, мраморными или гранитными памятниками. И не нужно отказываться. Возможность выбора типа захоронения необходима. Но и не делать ничего тоже нельзя. Важную роль здесь играет позиция Церкви, и она тоже постепенно трансформируется: в крематориях уже отпевают умерших. Думается, полезно вновь внимательно изучить английский опыт, особенно – вдумчивый подход англичан к введению новых форм захоронения. Вопрос этот лежит не только в плоскости экономики и санитарии, а в гораздо большей степени относится к сфере культуры и духовности.

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.