журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   

Роза Тевосян

За синей птицей

Художник Валерий Малолетков

Правильный путь такой:

усвой, что делали до тебя другие, и иди дальше

Л.Н. Толстой

 

Творчество Валерия Малолеткова начиная с 70-х годов ХХ века стоит в авангарде современной художественной керамики, его произведения являются неотъемлемой частью выставок в нашей стране и за рубежом.

Как любой мастер, Валерий Малолетков пришел в большое искусство своим путем, с собственным видением мира и стилем. Достигнутая им поразительная гармония «формального» и «натурного», парадоксального мышления современного художника и классической формы – характерная особенность его стилевой системы.

Открывая зрителю беспредельный мир фантазии, Валерий Малолетков реализует свой творческий потенциал в разных материалах. Однако, по его собственному признанию, больше всего он любит керамику – один из самых органичных и древних материалов на земле. «Только в нем возможно органично соединить цвет, форму, пространство и художественный образ. В керамике можно выразить прозу бытия и творческую фантазию, трагическое и смешное, вечное и временное, великое и ничтожное…» (В.М.)

С годами у Малолеткова сложилась особая система восприятия и отражения окружающего мира. Она включает несколько стадий: эмоциональное переживание увиденного; желание запечатлеть эту эмоцию, мысль или идею; период «ожидания» (созревание замысла); разработку с использованием графического картона; поиск рабочей модели; переход в натуральный размер и окончание композиции. Перечисленные этапы достаточно условны, порой работа может начаться непосредственно в глине. Однако при создании больших произведений художник использует описанный метод.

В выборе тем и сюжетов сказывается интерес художника к судьбам выдающихся творческих личностей России, «творцов духа». «Творцы духа» составляют вершину мировой цивилизации, они – национальная гордость каждой страны, ее самовыражение. Рельеф «А.С. Пушкин», работы «Поэт и Муза» (Сергей Есенин и Айседора Дункан), «В.Е. Татлин», образы Н.В. Гоголя, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой... Обращение к их образам придает работам художника особую глубину и значительность.

Стремление узнать тайну восточного мышления, иного способа постижения пространства и мира привело Малолеткова в Индию, которую он за несколько лет исколесил вдоль и поперек. Так возник «Индийский цикл». Образ человека, оберегающего Землю как свой родной дом, идея согласованности между человеком и природой легли в основу художественного замысла при создании композиций «Диалог» и «Пробуждение». Незабываемый опыт постижения Востока окончательно укрепил художника в убеждении, что современная цивилизация не должна отказываться от духовных ценностей прошлого, иначе она обречена на гибель.

Два незабываемых года художник провел в творческой командировке в Греции, где нашел неисчерпаемый источник вдохновения. В серии работ, посвященных древней Элладе, для выражения пластического совершенства мышления древних греков Малолетков избрал форму античных сосудов. Содержание и форма слились воедино в символических образах, проникнутых внутренним напряжением и динамикой. В «Греческом цикле» художник сумел решить сложнейшую задачу – соединить реалии нашего времени и эллинистический дух.

В серии «Бытие» основные элементы творческого замысла художника – ассоциация и метафора. Главный персонаж серии – униженный и оскорбленный властью маленький человек, который становится обитателем старых утюгов-дредноутов, нелепых строений, огромных сапог. Они и есть единственные хрупкие хранители человеческого счастья, без которого жизнь не имеет смысла.

При всем многообразии сюжетов и тем работы Валерия Малолеткова – это творения одного мастера, тонкого, умного, задорного и смелого, проявляющего удивительную виртуозность и артистизм.

Для создания художественных произведений необходимо хорошо оборудованное современное производство. Технологии Экспериментального творческо-производственного комбината Союза художников России позволяют реализовать в белой глине, терракоте, шамоте и фаянсе любую художественную задачу. Кроме выставочных произведений на ЭТПК выполняются многие монументальные композиции для современной архитектуры.

Полифонически талантливый, Валерий Малолетков – одновременно мастер малой формы и художник-монументалист. Талант, опыт, эрудиция, богатство душевного мира, неиссякаемая энергия дарят ему возможность воплощения самых сложных и неожиданных замыслов. «Мне никогда не были интересны проторенные пути в искусстве, повторение в творчестве того, что было найдено другими художниками. В узкобытовую традицию декоративного искусства предыдущих лет мне хотелось вернуть утерянные черты большого искусства, составной частью которого керамика была еще со времен древнего Вавилона, Ассирии, Греции и Италии. Всегда мечтал о работе в архитектуре, расширении функциональных границ декоративного искусства». (В.М.)

Среди работ Валерия Малолеткова, выполненных в содружестве с архитекторами,  особенно известна рельефная композиция «Рождение моря» для вводного зала Музея палеонтологии Российской академии наук в Москве (руководитель авторского коллектива архитектор Ю.П. Платонов). Она помогает создать неповторимый образ интерьера, оказывая глубокое эмоциональное воздействие на зрителя. Теплый терракотовый цвет, полученный художником в результате многочисленных экспериментов, лег в основу общего колера, которым были выкрашены все стены интерьера. Среди монументальных произведений художника – горельефы для гостиницы «Москва» в Сочи, Дворцов культуры в Братске и Тюмени, кафе «Молодежное» в Москве, декоративные маски для фасада Театра-студии киноактера, композиции для Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве…

Постоянно находясь в творческом поиске, Валерий Малолетков никогда не останавливается на достигнутом в искусстве, погружая зрителя в стихию метафор, ассоциаций, аллегорий, метаморфоз. Его работы представлены в собраниях музеев, украшают общественные здания, хранятся в частных коллекциях. Однако молодость его души свидетельствует о том, что он еще полностью не реализовал себя, а лишь только приблизился к созданию «главного» шедевра, к своей Синей птице.

Валерий Малолетков – народный художник России, академик Российской академии художеств, профессор Московского высшего художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, лауреат международных конкурсов в Италии, Франции, Польше. Лауреат ряда советских и российских премий, Премии Мэрии Москвы 2001 г.

Работы В. Малолеткова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее А.С. Пушкина, Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII века», ВМДПИ и НИ, Ярославском, Рязанском, Волгоградском, Архангельском и многих других художественных музеях России, а также в частных собраниях в России, Англии, Бразилии, Италии, США, Пакистане, Японии, Польше, Чехии, Венгрии, Румынии, Индии и на Кубе.

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.