|
статьи | галерея обложек | где купить |
|
||
«Проектирование и строительство способствуют росту производства и развитию городов…» | ||
Игорь Николаевич Воскресенский, возглавляющий Комитет по архитектурно-градостроительной деятельности и работе с общественными организациями Национального объединения проектировщиков, говорит о задачах, стоящих перед градостроительной отраслью, о роли проектирования в экономике. - Какие проблемы существуют сегодня в сфере градостроительной деятельности в масштабах страны и Москвы? Основные проблемы связаны с развитием самой страны. Там, где развивается промышленность и где есть возможность трудиться, возникают города и растет инфраструктура. В последнее время в градостроительстве основной становится тема устойчивого развития. Это общемировая тенденция, актуальная и для нашей страны, и для Москвы в частности. Устойчивое развитие предполагает сохранение идентичности, традиций и местного уклада с одновременной возможностью обновления и формирования новых сфер. Это, на мой взгляд, является жизненно важным для понимания того, как должен развиваться тот или иной город, тот или иной регион. Проблема устойчивого развития в масштабах страны поставлена, и необходимо работать над ее решением. Другая проблема – переход от системы социалистического проектирования к проектированию на конкурсной основе. Сейчас при проектировании на конкурсной основе зачастую оценивается не качество самого проекта, а его стоимостные показатели и заложенные сроки выполнения. Безусловно, это тормозит выбор оптимальных решений. Эти вопросы предстоит решать в контексте корректировки ФЗ № 94. Еще одна тема, исключительно важная для любого города, и в особенности для Москвы, – нормативы. Москва является субъектом федерации, и поэтому градостроительные законы, принимаемые для Москвы, должны быть увязаны с федеральными законами. Отсутствие и запаздывание принятия нормативов и стандартов в сфере градостроительной деятельности задерживает развитие города в целом. Рассмотрим конкретный пример. Сейчас в Москве поставлена задача разработки стандартов в сфере ландшафтной архитектуры. С чем столкнулись московские специалисты? С тем, что, опираясь на устаревшие стандарты, невозможно обеспечить качество, которого от нас требуют жители Москвы. То есть гражданское общество требует качественных и эстетичных решений, которые на данный момент не обеспечиваются существующими нормативами. Вот три основные проблемы, которые являются наиважнейшими как для градостроительства в России в целом, так и для ее столицы: первое – проблема устойчивого развития, второе – корректировка требований к конкурсным основам проектирования, третье – оперативное введение нормативов и стандартов, отвечающих современным требованиям. - Каковы перспективы развития Новой Москвы? Безусловно, новые присоединенные территории – это некий серьезный резерв для развития инфраструктуры города и возможность решить многие наболевшие вопросы такого огромного мегаполиса, как Москва. Назрела необходимость преобразования моноцентрального города, каковым является Москва, в полицентральный. Для этого необходимо перенести часть функций из центральной части города в другие районы. Для разгрузки исторического центра следует сформировать дополнительный центр, выполняющий федеральные функции, а также наукограды, центры, связанные с медициной, благоустроенные природные территории. База для этого заложена, и она должна быть максимально использована. Сегодня мы стоим на пороге решения многих проблем. На настоящее время представителем заказчика – Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура) – подготовлено задание на проектирование. После завершения процедуры его согласования с заинтересованными организациями: природоохранными органами, организациями, ответственными за сохранение исторических и культурных памятников, организациями комплексного градостроительного развития – будет начата работа по корректировке генерального плана города с учетом присоединенных территорий. Такова перспектива развития Новой Москвы. Вместе с тем есть и сложности. В отличие от Москвы, в Московской области все земли передавались и оформлялись в собственность. И сегодня все самые прогрессивные решения сталкиваются (и будут сталкиваться) с необходимостью изъятия земель под государственные нужды. Это проблема непростая, затратная. Конечно, существенные проблемы создаст транспортная система: поскольку этот участок Московской области развивался не в соответствии с современными планами развития Новой Москвы, всю транспортную систему придется переосмысливать и реорганизовывать. Наличие транспортных путей обеспечивает заинтересованность в использовании той или иной территории города, вокруг них всегда формируются торговые и жилые центры, и наоборот, существующие поселения и объекты требуют развития транспортной системы. То же относится и к инженерным системам (водоочистные сооружения, канализация, газоснабжение, электроснабжение). Все эти вопросы еще предстоит решить. - Станет ли проектная отрасль локомотивом модернизации экономики России? Проектная отрасль ориентирована прежде всего на деятельность, которая по сути является обслуживающей. Есть заказы – есть проектирование, нет заказов – нет проектирования. И самостоятельно она не может быть «локомотивом». Другое дело, что сами современные проектные решения, безусловно, могли бы стать локомотивом развития целого ряда направлений. Это устойчивое развитие городов, о котором я уже говорил, «зеленое» строительство в широком смысле этого понятия, использование природоохранных и энергосберегающих технологий и материалов. Здания и сооружения должны быть спроектированы и построены с учетом ландшафтных и иных природных особенностей участка. Природоохранное проектирование порождает потребность в современных строительных материалах, отопительных и вентиляционных системах, специальном оборудовании, осветительных приборах, способствует внедрению новых технологий изготовления дверей, оконных блоков и так далее. По сути, проектирование и строительство создают условия для появления новых отраслей и новых рабочих мест, способствуют развитию производства, а соответственно и развитию города. Беседу вела Елена Забелина | ||
© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.