журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить
   

Мария Сонне-Фредериксен,
член Союза немецких архитекторов,
профессор МААМ,
генеральный директор компании International Art4all

Следуя за природой.
детские учреждения в стиле органической архитектуры

 

Феномен органической архитектуры возник как результат стремления к гармонизации архитектурных и природных форм, взаимоотношений человека с окружающей средой. Эта архитектурная тенденция получила широкое распространение в Европе и мире. «Органическую архитектуру можно охарактеризовать как архитектуру, ориентированную на природную среду, ландшафт и процессы, происходящие в здании. Сами по себе архитектурные формы не являются определяющими, архитектурно-пространственное решение обусловливается целью и назначением зданий. Таким образом, стержнем и главной отличительной чертой органической архитектуры является единство формы и функции» (Питер ван дер Рее. Органическая архитектура (Pieter van der Ree. Organische Architektur)).

Специалисты интернациональной архитектурной мастерской «Сонне-Фредериксен» (Architekturburo Sonne-Frederiksen, Ганновер, Германия) имеют более чем 25-летний опыт проектирования зданий различного назначения (детских учреждений, жилых домов, промышленных зданий, сельскохозяйственных сооружений (биодинамических ферм), гостиниц), в том числе опыт работы в бюро Эрика Асмуссена. Свою основную задачу они видят в создании органической, гуманной, «живой» архитектуры и комфортных в физическом и психологическом плане интерьеров. Их подход к проектированию базируется на представлении о том, что форма должна определяться функцией, а материал и цвет призваны подчеркивать их. Непременные составляющие проектов мастерской – «дышащие» поверхности, пластичные формы, естественные, здоровые материалы, яркие приятные для глаза цвета в экстерьере и интерьере. Проекты Architekturburo Sonne-Frederiksen реализованы в Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, России и Украине.

Среди детских учреждений, построенных по проектам мастерской, – вальдорфская школа и детский сад (школа Рудольфа Штайнера) в Дюссельдорфе (Германия), вальдорфские детские сады в городах Ас (Норвегия) и Леер (Германия), детский сад в Фредрикстаде (Норвегия), вальдорфские школы в городах Ганновер – район Ботфельд, Киль, Штаде, Зорзум (Германия).

Два выполненных в разные годы проекта, о которых пойдет речь ниже, ярко характеризуют подход специалистов мастерской к проектированию детских учреждений.

Вальдорфская школа (Дюссельдорф, Германия)

Начало строительства: 1980 г.

Окончание строительства: 2002 г.

Заказчик: Общество Вальдорфских школ г. Дюссельдорф

Количество учащихся: 500 человек

Архитекторы: Нильс Сонне-Фредериксен, Эрик Асмуссен, Мария Сонне-Фредериксен

Около 30 лет назад перед архитекторами Эриком Асмуссеном и Нильсом Сонне-Фредериксеном была поставлена задача формирования пространственной среды вальдорфской школы в Дюссельдорфе, строительство которой должно было осуществляться поэтапно, по мере финансирования.

По замыслу архитекторов и желанию заказчика, план застройки предусматривал возведение небольших отдельных сооружений, выполняющих учебные, спортивные, творческие, общественные и жилые функции.

Предполагалось, что все здания будут построены по индивидуальным проектам, но при этом будут визуально объединены концептуально единым мотивом. Таким мотивом явились открытые галереи и необычные крыши со световыми фонарями. Натуральные строительные материалы, продуманное цветовое решение, ограничение этажности (до двух этажей) также были призваны способствовать целостному восприятию ансамбля.

При разработке генерального плана школы архитекторами была предложена концепция разделения участка на несколько функциональных зон, отвечающих этапам развития ребенка – от детского садика до старших классов.

При проектировании зданий школы архитекторы использовали выпуклые и вогнутые формы. Благодаря ритмической игре этих форм создается ощущение, что поверхности стен «дышат». Все здания окрашены в разнообразные яркие цвета.

Большое внимание было уделено проектированию ландшафта (ландшафтный архитектор Уве Кох, Швеция). На территории школы находится озеро, в котором водятся карпы. И дети, и их родители в перерывах между уроками с удовольствием кормят их. За административным корпусом разбит огород, где растут овощи и зелень, в саду живут пчелы, а чуть в стороне содержатся овцы. Детям не надо ехать в деревню, чтобы насладиться природой и покормить животных, все это они могут сделать на территории школы, а после окончания занятий можно купить овощи, зелень и ягоды в расположенном тут же магазинчике.

Войдя в любое помещение школы, человек ощущает себя погруженным в чудесный мир, наполненный светом. Натуральные растительные и минеральные красители, смешанные с казеином и пчелиным воском, нанесенные тонкими слоями, придают поверхностям необычайную «прозрачность» и яркость. Гармония цвета создает особый мир, оживляя естественные материалы, просвечивающие через слой краски. Автор проекта цветового решения – художник Фриц Фукс, живущий в Швеции.

Детский сад (Фредрикстад, Норвегия)

Заказчик: коллектив родителей

Программа: помещения для 2 групп по 16 детей в каждой

Полезная площадь: 324 кв. м

Архитекторы: Нильс Сонне-Фредериксен, Ян Арве Андерсен (Норвегия)

Архитекторам было предложено запроектировать здание детского садика на участке, расположенном на окраине города Фредрикстад.

Прежде чем начать работу над проектом, архитекторы понаблюдали за детьми, их играми, постарались почувствовать их настроение. В результате они разработали язык форм, берущий свое начало в народных сказках.

Здание детского садика, расположенное в северо-западной части участка «лицом» к небольшому саду и «спиной» к проезжей части, органично вписано в окружающий ландшафт.

Помещения для двух групп имеют отдельные входы с закрытой от дождя террасой, но соединены одно с другим посредством кухни-столовой. Для каждой группы предусмотрены большое помещение для игр и «комната сказок», расположенная на верхней галерее. Перед детским садиком находится «башня для игр», на первом этаже которой расположено хранилище для садового инвентаря. Спальные помещения в проекте не предусмотрены, поскольку в скандинавских странах дети, как правило, находятся в детском саду только до обеда.

В процессе строительства применялись только натуральные строительные материалы; покрытие крыши выполнено из травы. Внутри здания все поверхности окрашены прозрачными красками ярких цветов.

Специально для этого детского садика архитектором Н. Сонне-Фредериксеном была разработана детская мебель.

 

 

© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.