журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Архитектор Джеффри БАВА (Шри-Ланка) 

Джефри Бава - один из самых талантливых и влиятельных архитекторов Шри-Ланки. Его творчество оказало огромное влияние на архитектуру всей Азии и неизменно вызывает восхищение у знатоков архитектуры во всем мире. Работам Бавы посвящают книги и монографии, а европейские столицы не раз устраивали у себя его персональные выставки. В 2001 году международное признание архитектора получило еще одно подтверждение - на церемонии вручения очередной Премии Ага Хана, одной из самых престижных в области архитектуры, Бава был награжден специальной премией Председателя в знак признания огромного вклада в развитие архитектуры. Стоит отметить, что за 25 лет, прошедших с момента учреждения Премии Ага Хана, до Бавы специальной премией Председателя были награждены лишь два архитектора - Хассан Фатхи (1980, Египет) и Рифат Чадиржи (1986, Ирак).

Джеффри Бава родился в 1919 году на Цейлоне в семье преуспевающего адвоката мусульманско-английского происхождения. Мать будущего архитектора вела родословную от немецких, шотландских и сингальских предков. Путь Бавы в архитектуру был долог и непрост. В 1938 году он отправляется в Кембридж совершенствоваться в английском языке, а затем в Лондоне получает диплом адвоката. После окончания второй мировой войны Джефри пытается работать в адвокатской конторе в Коломбо, но вскоре разочаровывается в своей профессии. Лучшее средство от тоски - перемена мест, и он отправляется в долгое путешествие - сначала по странам Дальнего Востока, потом по Соединенным Штатам, а затем и по Европе.
Из всех увиденных стран больше всего его привлекает Италия. Здесь он планирует поселиться и даже облюбовывает для себя виллу с видом на озеро Гарда. Однако этим планам не суждено было сбыться, и в 1948 году Джефри возвращается в Коломбо. Выкупив заброшенное поместье в Лунуганга, на юго-западном побережье острова, он мечтает разбить итальянский сад среди дикой тропической природы. Забегая вперед, скажем, что этот сад не только родился, но и стал знаменитым благодаря усилиям архитектора, который пестовал его более полувека. А тогда, в самом начале, Джефри очень быстро понимает - воплотить свои идеи без специальных знаний практически невозможно. Так, именно сад дал первый импульс к овладению профессией архитектора. В 1951 году Джефри начинает обучаться у местного архитектора Рейда, единственного к тому времени владельца архитектурной фирмы «Эдуардз, Рейд & Бегг». Однако обучение длилось недолго. Через год Рейд умирает, а Бава отправляется в Лондон, где становится слушателем курсов при Союзе английских архитекторов. В 1957 году в возрасте 38 лет Бава наконец получает квалификацию архитектора и возвращается на Цейлон, чтобы продолжить дело своего учителя. Джефри собирает вокруг себя группу молодых талантливых дизайнеров и художников, которые, как и он, живо интересовались преданным забвению архитектурным наследием Цейлона и стремились реализовать свои новаторские идеи. Вскоре к ним присоединяется молодой датский архитектор Ульрик Плеснер, который принес с собой тонкое понимание скандинавского дизайна и вкус к проработке деталей. Между ним и Джефри завязывается тесная дружба. Плодотворные рабочие отношения продолжались вплоть до 1967 года, когда Плеснер решает оставить архитектурную практику и вернуться в Европу. На следующие 20 лет ближайшим соратником Бавы становится инженер Пологасундран, многочисленные совместные работы с которым снискали в Шри-Ланке всеобщее признание.
Спектр творческой деятельности Джеффри Бавы необычайно широк - он включает религиозные, общественные, культурные, просветительные, правительственные, коммерческие и жилые здания. Создавшие своего рода каноны прототипов, они послужили трамплином для новой архитектуры ШриЛанки. Одна из самых ранних работа Бавы - жилой дом с двором, построенный в 1961 году для художницы Эны де Силва, с которой архитектор тесно сотрудничал. Здесь автор впервые соединил элементы традиционной сингальской архитектуры жилых построек и современные концепции открытой планировки, показав, что и на тесном городском участке можно создать нормальные условия для жизни на открытом воздухе. Гостиница «Бентота Бич», построенная в 1968 году, стала первым курортным отелем в Шри-Ланке, специально спроектированным для этих целей. Автору мастерски удалось соединить здесь традиции, чувство пространства и комфорт, удовлетворяющий самых требовательных туристов. В начале 70-х в серии зданий для государственных ведомств Бава развивает идеи организации рабочего места в условиях тропического города. Апофеозом этого направления стал проект Государственного ипотечного банка в Коломбо, считающегося одним из первых биоклиматических высотных зданий в мире. Растущий престиж архитектора получил официальное подтверждение, когда президент Шри-Ланки поручил ему разработать проект нового здания парламента в Котте, в восьми километрах к востоку от Коломбо. Бава предложил дренировать отведенное под застройку болотистое место, чтобы создать в центре большого искусственного озера остров. Расположившееся здесь здание парламента представляет собой асимметричную композицию медных крыш, как бы парящих над рядами поднимающихся из воды террас. Абстрактные мазки традиционной архитектуры Шри-Ланки и Южной Индии искусно наложены на общую архитектурную картину, исполненную в стиле модернизма. Ощущение благородной монументальности сочетается с мощным образом культурной гармонии, преемственности поколений и прогресса. В 80-е Бава работает над проектом нового здания университета Рухуну неподалеку от Матары. В этой работе он еще раз мастерски продемонстрировал умение подчинить себе внешнее пространство и гармонично вписать здание в окружающий ландшафт. Результатом его работы стала целая сеть павильонов и дворов, разбросанных с тщательно продуманной небрежностью. Все это создает ощущение, что на фоне двух скалистых холмов, возвышающихся над океаном, построены декорации для какого-то театрального действа. Работа над проектом здания парламента и университета истощила силы 70-летнего архитектора. В конце 80-х он прерывает сотрудничество с Пологасундрамом и отказывается от своих прав на фирму «Эдуардз, Рейд & Бегг». Многие думали, что на этом профессиональная карьера Бавы закончилась и что ему остается только любоваться своим садом в Лунугангу. Однако, отдохнув, архитектор почувствовал прилив творческих сил и не побоялся начать все с начала. Вместе с небольшой группой молодых архитекторов Бава приступает к разработке целого комплекса амбициозных проектов: гостиниц на Бали и Бинтане, особняков в Дели и Ахмедабаде, «Заоблачного центра» в Сингапуре. И хотя ни один из этих проектов не был воплощен в жизнь, на каждом из них отрабатывались интереснейшие новаторские идеи. Некоторые идеи получили материальное выражение в других объектах, например в трех гостиницах, построенных в ШриЛанке в 90-е годы. «Кандалама» - это дворец среди джунглей, огибающий своими строгими формами скалу на краю бывшего водоема в Сухой зоне. «Лайтхауз», возведеная на усыпанном валунами мысе в Галле, как бы бросает вызов южным морям. «Блю-Уотер» - строгий, приятного вида павильон, построенный в тихой кокосовой роще в пригороде Коломбо. Все три сооружения свидетельствуют о стремлении автора «во всем учитывать гениальные творения природы в месте строительства», о его умении гармонично сочетать архитектуру и ландшафт и о сценографическом владении пространством. Последний проект Бава - загородная вилла для отдыха в Мириссе - свидетельствует о том, что фантазия архитектора отнюдь не истощилась. Ряды стройных колонн поддерживают тонкую гофрированную крышу, создавая как бы миниатюрный павильон, обращенный фасадом к океану и солнечному закату. Почти 40 лет отделяют эту виллу от дома, построенного для Эны де Силва. Но оба они - две точки одного и того же пространственно-временного континуума, один - квинтэссенция другого.
В 1998 году тяжелый инсульт приковал архитектора к постели. Небольшая группа соратников во главе с Шанна Дасваттом продолжила работу над проектами, начатыми до болезни. Среди них - официальная резиденция президента, особняк в Бомбее и гостиница в Панадуре. Эскизы и чертежи приносили в спальню к парализованному Баве, и тот кивком головы одобрял или отклонял их.
Если окинуть взором всю деятельность Джефри Бавы, то можно назвать два проекта, наиболее полно характеризующие его творческое мировоззрение. Это сад в Лунуганга и собственный дом архитектора в Коломбо, на Багатель-роуд. Открытые беседки в Лунуганга, напоминающие «Священную рощу» и парк Стоургеда, - это уединенное место, аванпост на самом краю изведанного мира, островок цивилизации в море дикой природы. В отличие от него городской дом представляет собой интроспективный ансамбль двориков, веранд и лоджий, объединенных четырьмя изящными бунгало. Белая башня на входе, подобно перископу поднимающаяся над соседними крышами, обращена в сторону далекого океана. Это мирная гавань, цветущий уголок беспредельного разума, запрятанный в шумном и враждебном городе. Всю свою долгую, насыщенную яркими событиями историю Шри-Ланка испытывала сильное влияние соседей с полуострова Индостан, арабских торговцев и европейских колонистов. Но маленькая страна всегда умела, восприняв эти влияния, воплотить их во что-то новое, присущее только ей. Бава продолжил эту традицию. Его архитектура представляет собой сплав современного и традиционного, восточного и западного, официального и живописного. Он уничтожил барьер, разделявший интерьер и экстерьер, постройки и ландшафт. Огромное влияние творчества Бавы на только формирующуюся архитектуру Шри-Ланки неоспоримо. Его идеи, на которых воспитаны несколько поколений архитекторов, создали своеобразный мостик между прошлым и будущим - зеркало, в котором жители острова могут увидеть четкий образ их собственной развивающейся культуры.




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.