журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | Заметки об американской архитектуре 

Д. Аркин
(Статья публикуется в сокращенном варианте)

В книге новейшей архитектуры Запада нет страниц более противоречивых и в то же время более увлекательных, чем те, которые посвящены архитектуре Соединенных Штатов Америки. Подлинно новаторская роль этой страны во многих вопросах современной архитектуры бесспорна. Бесспорно и непреодолимое влияние, какое американский опыт оказывает на европейскую архитектуру. Именно она со всеми своими «рекордными» достижениями и поразительными архаизмами, со всем нагромождением взаимно отрицающих начал во многих отношениях стала лидером всего архитектурного развития современного Запада.

Небоскреб, который в распространенном представлении фигурирует как основной, доминирующий тип американского гражданского строительства, содержит целый ряд таких сложнейших и принципиально новых элементов, значение которых далеко выходит за пределы именно этого, небоскребного, типа. В 1853 году в Англии был впервые продемонстрирован домовый подъемник с электрическим двигателем. Дома, ранее ограничивавшие свою высоту четырьмя-пятью этажами, рискнули вырасти еще на несколько этажей. Но только применение железных и стальных конструкций в качестве скелета здания дало техническую возможность прыгнуть на много этажей вверх. Уже в 1882 году американский архитектор Леруа Бефингтон проектирует первый небоскреб в 28 этажей, а годом позже строит в Миннеаполисе здание Вест-отеля, в котором принцип стального скелета получает отчетливое выражение. С этого времени начинается новая эпоха в гражданском строительстве. Небоскреб, явившийся прямым продуктом конкуренции и вздыбленной земельной ренты, заставил архитектора необычайно расширить свое мышление и свои приемы. Новый тип сооружения требовал новых методов членения объема, новых решений внутренней планировки. Архитектура, ранее разрабатывавшая проблемы горизонтального размещения и сочетания отдельных объемов, начала теперь мыслить «по вертикали ». И здесь перед ней вырос густой лес новых проблем. Одной из них стало примирение безудержного р