журнал Архитектура.Строительство.Дизайн.
 
главная о журнале новости анонс прайс контакты авторы
 
   
  статьи | галерея обложек | где купить




  Статьи | «Эллина»

Т.Семенова, руководитель Центра цвета, Моспроект-3

В Москве, на Садово-Сухаревской улице, строится современный многофункциональный культурно-общественный комплекс. Видное место в комплексе займет Центр физического и духовного совершенствования женщин, который создается по инициативе Элины Быстрицкой. Рассказ об этом архитектурном объекте мы решили предварить небольшим интервью с Элиной Авраамовной. Народная артистка СССР, доктор искусствоведения, академик, вице-президент Национальной академии кинематографических искусств, любимая актриса миллионов наших соотечественников в течение 10 лет последовательно боролась за то, чтобы идея Центра в конце концов осуществилась. Вот что она рассказала в беседе с главным редактором журнала Гаджимурадом Шугаевым.

Идея Центра физического и духовного совершенствования женщин вызревала во мне постепенно. Определяющую роль в этом, наверное, сыграла более чем 17-летняя деятельность на посту президента Федерации художественной гимнастики СССР. Этот замечательный и чисто женский вид спорта улучшает женскую природу, совершенствует ее красоту, в отличие, например, от спортивной гимнастики, профессиональные занятия которой могут нанести здоровью женщины серьезный ущерб. Кстати, горжусь тем, что в свое время сумела добиться отделения художественной гимнастики от спортивной.
Я вовсе не феминистка, но убеждена, что столь необходимое сегодня России нравственное и физическое совершенствование общества надо начинать с женщины, поскольку именно она является центром всей нашей жизни. Помимо своей профессиональной деятельности, женщина воспитывает детей, ухаживает за мужем, создает в семье определенную эмоциональную атмосферу, формирует культуру быта. К сожалению, колоссальная роль женщины в развитии нации сегодня явно недооценивается.
Ничего принципиально нового в моей идее нет, а цель достаточно реалистична - по возможности, облегчить женщине жизнь, сделать так, чтобы она больше знала и умела, а еще - прекрасно себя чувствовала и прекрасно выглядела. Задача, конечно, не простая, тем более что подобного опыта в нашей стране практически нет. Но мы очень надеемся, что в процессе работы обретем много сторонников, а тесные связи с коллегами, в том числе зарубежными, подскажут какие-то интересные и эффективные решения. Первый конкретный шаг на пути к реализации идеи Центра был сделан в начале 1993-го, когда, изложив свою программу на бумаге, я обратилась с ней к Юрию Михайловичу Лужкову. К счастью, мое предложение нашло полную поддержку. Под строительство Центра был выделен участок, причем в очень хорошем месте. Надо сказать, что тогда, в 93-м, все мы были полны разными идеями и планами, все испытывали огромный эмоциональный подъем. И как-то не думалось, что потребуются годы только на то, чтобы прийти к началу строительства. Очень долго пришлось искать инвесторов. Наконец, президент Ассоциации инвесторов Москвы Борис Леонидович Фролов познакомил нас с КТ «Социальная инициатива». С ее руководителем, Николаем Федоровичем Карасевым, мы очень быстро нашли общий язык. Так началось строительство. Я благодарна судьбе за то, что помогать в реализации моей идеи взялась высокопрофессиональная творческая команда архитекторов под руководством Светланы Анатольевны Арендарук. Волею судеб наше сотрудничество длится уже не первый год. За это время наши планы, конечно, претерпели какие-то трансформации, но основной замысел остался неизменным. У нас никогда не было разногласий. После первой же беседы мы поняли, что полностью понимаем друг друга. Раньше я никогда вплотную не сталкивалась с работой архитекторов и плохо представляла, насколько сложна их профессиональная жизнь. Теперь же, занимаясь Центром, воочию убедилась, с какими трудными проблемами они постоянно сталкиваются. Чего стоили одни только баталии по поводу этажности комплекса! Поняла я и то, что получением разрешения на строительство наши проблемы отнюдь не исчерпываются. И архитекторам, и мне как автору идеи предстоит потратить немало сил и нервов, чтобы проект был осуществлен так, как задуман. В этом процессе важно буквально все, даже самая последняя мелочь. Казалось бы, что за проблема - грязные стекла. Между тем «неумытые» окна часто становятся причиной плохого настроения, хотя люди могут об этом даже не догадываться. В здании Центра эта проблема особенно важна, поскольку площадь остекления там очень большая. Покрытие атриума и, особенно, витраж должны всегда искриться чистотой. Чтобы легче было поддерживать ее, архитекторы предусмотрели специальные конструкции. Дав Центру имя «Эллина», я хотела воздать должное тому, что за ним стоит, - культуре тела, культуре быта и вообще культуре, колыбелью которой для многих стран была Древняя Греция.
А теперь несколько слов о самом комплексе. Многофункциональный культурно-общественный комплекс «Эллина» на Садовом кольце уникален по своему планировочному решению. Здание представляет собой разновысотный объем, состоящий из пониженной, пятиэтажной части, главный фасад которой выходит на Садово-Сухаревскую улицу, и девятиэтажной, расположенной в глубине квартала. Со стороны двора сформирован одноэтажный объем многофункционального зала. Такое решение помогло вписать комплекс в окружающую его разновысотную застройку: по фронту улицы располагаются четырех-семиэтажные дома, в глубине квартала - пяти-семиэтажные. Вдоль Цветного бульвара предполагается строительство девятиэтажного офисного здания.
Компактный по форме объем, в плане напоминающий цветок орхидеи, состоит из разновеликих объемов, объединенных центральной частью - пассажем-атриумом. Главный фасад пластичен. Подлинным его украшением станет художественная композиция «Эллина» - центральный витраж, расположенный над главным входом. В этом витраже сосредоточена квинтэссенция идеи Центра. Огромное дерево, тянущее свои ветви вверх, к солнцу, символизирует духовный рост и физи ческое совершенство. А парящая над его вершиной прекрасная женщина в древнегреческой тунике - тот идеал, к которому надо стремиться. Интересная деталь - изображение женщины находится как раз на уровне приемного зала Центра, расположенного на пятом этаже. Так этот символ попадает во внутреннее пространство, освящая его и наполняя радужными бликами. Фасады здания планируется сделать вентилируемыми и облицевать панелями «Алюкобонд» белого и светлобежевого цвета. Цоколь и первый этаж будут выполнены из гранита.
Поскольку перед зданием проходит эстакада, композиционное решение и силуэт комплекса рассчитаны на восприятие как с отметки земли у входов в здание, так и с повышенной части эстакады. Чтобы зрительно облегчить его объем, на кровлях обеих частей организованы террасы. Девятиэтажное здание завершается ротондой с обзорной площадкой. В нем разместятся наружные блоки системы вентиляции и кондиционирования. В пятиэтажном объеме их установят на кровле. На трех этажах четырехуровневой подземной части предусматривается парковка.
Переход из одной части комплекса в другую организован в виде колец на пяти уровнях пассажа-атриума и расположен в центре композиции.
В комплексе предполагается разместить сервис-службы, студии, клуб с многофункциональным залом, магазины, кондитерскую, бар, рестораны, клубно-косметический, оздоровительный, косметологический и стоматологический центры, а также офисы с представительскими помещениями. Для удобства посетителей в пассаже-атриуме установят эскалаторы. Пятиэтажные и девятиэтажная части здания будут обслуживаться раздельными группами лифтов.
Центральный вход в комплекс обращен на север и выходит на Садово-Сухаревскую улицу. С запада и востока организованы еще два входа, которые позволяют эксплуатировать различные функциональные зоны в автономном режиме. Кроме того, с южной стороны расположены служебные входы, а с западной - въезд в подземное пространство комплекса.
Вокруг комплекса будет устроен круговой объезд, мощеный декоративной плиткой. Такой же плиткой замостят близлежащие дороги и тротуары. Благоустройство прилегающей территории предусматривает посадку деревьев, устройство газонов и цветников, установку переносных вазонов и парковых фонарей, а также площадку для отдыха жителей соседних домов.
Общая площадь комплекса составляет более 24 тыс. кв.метров.

Проект разработан в мастерской №11
ГУП «Моспроект-2».
Руководитель авторского коллектива -
архитектор С.Арендарук.
Архитекторы Е.Думбре, М.Матвеенко,
Т.Мельникова, А.Семенков.
Инвестирование и строительство -
Коммандитное товарищество
«Социальная инициатива».




© 2004 Архитектура.Строительство.Дизайн. All Rights Reserved.